Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
«Создание ситуации успеха . Организация и контроль за учебной деятельностью на уроках математики» учитель Керимова И.Б г. Усть-Каменогорск 1.Устный счет на уроках математики Ни у кого не вызывает сомнения, что, развитие умения устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач "в уме" - важнейший элемент математической подготовки учащихся. При устранении пробелов знаний у учащихся устный счет помогает закрепить скорректированные знания, умения и навыки. Однако, как показывает опыт работы многих учителей, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Особенно трудно в начале. Учащиеся с трудом привыкают к устным упражнениям: проделывать несколько математических действий, несколько математических операций в уме им тяжело. Устный счет на уроке затягивается по времени, учителю кажется, что он не эффективен и он отступает: вообще его не применяет, а если и применяет, то редко, эпизодически. И все же, необходимо выдержать первые временные трудности и тогда применение на уроках устного счета даст ощутимые положительные результаты в обучении учащихся. Нужно ли тратить время на то, чтобы научить ученика считать устно? Этот вопрос обсуждать нет смысла, потому что тот учитель, который это сделал, избежал многих проблем в обучении своих учеников. А вот если эта работа велась от случая к случаю, нужно ли тратить время на то, чтобы научить считать устно выпускника? Я считаю, что все затраты времени будут не напрасны: - устный счет позволяет сосредоточить внимание, заставляет ученика слушать объяснения своих товарищей, чтобы понять как выполняются задания (сейчас меня спросят!); - при грамотном подходе учитель может создать ситуацию успеха для слабого ученика: дать возможность ответить сначала два-три подобных задания более сильных учеников, а потом только его спросить (а любой, даже маленький успех, окрыляет!); - выполняя задания устного счета выпускники не только отрабатывают вычислительные навыки, но и запоминают алгоритмы выполнения простых заданий до автоматизма. Это позволит им выполнять более сложные задания, не затрачивая времени и умственной энергии на то, чтобы вспомнить простое. Начинать применение устного счета на уроках математики нужно как можно раньше. Задания должны быть занимательными, простыми и понятными, наглядными. Устный счет на уроке не должен занимать много времени, при любом способе его проведения нужно, чтобы ученик знал результаты своих ответов, а ошибки сразу корректировались. Организовать устный счет можно по-разному: - вопрос, устный или на экране – устный ответ; - развернутый устный ответ с пояснениями решения; - тестовые задания на экране –одновременный опрос всего класса с записью ответа каждого ученика в бланке ответов; - комбинированный устный счет. Первая часть его – любой из вышеперечисленных способов, вторая часть проводится следующим образом: задания устного счета выдаются на экран в автоматическом режиме. Время на каждое задание можно настроить в зависимости от подготовки учащихся. Ответы записываются в специальные бланки. Затем в течение урока учитель проверяет их. Требуется 1-2 минуты для проверки. При подведении итога урока сообщает и анализирует результат. Задания для устного счета можно предлагать учащимся для самоподготовки к зачетам, контрольным работам, к экзаменам. Систематическое применение устного счета на уроках со временем выработает у учащихся умение быстро считать в уме. Решая простые задания устно, ученик более глубоко понимает приемы решения тех или иных заданий, усваивает алгоритмы их выполнения. Более сложные задания уже не будут вызывать у него затруднений Еще один прием – комментирование решения задачи или примера с места, причём фронтальное, то есть в такой работе участвуют все ученики без исключения по очереди. При этом повторяются правила решения задания по данной теме, проговаривается ход решения по принципу “что пишу, то и говорю”. Этот приём позволяет обеспечить возможность “хорошего выбора” и создать ситуацию успеха. Ученик знает, что он обязательно будет вслух комментировать решение примера, даже “слабый” учащийся старается понять и выполнить задание без ошибок, он слушает своих товарищей, на слух записывает предыдущие и следующие примеры, то есть полностью включён в работу. Из практики: детям нравится такая работа, они активизируются и затем с удовольствием идут к доске выполнять новые посильные им задания. Как правило, после изучения теории какой-либо узловой темы я провожу урок-зачет по теории. Такой зачет проводится для того, чтобы все учащиеся были готовы к активному применению теории. Обязательные для всех вопросы содержат лишь самое необходимое и сообщаются заранее (вывешиваются на информационном стенде). Обычно на таких зачетах несколько "сильных" учащихся освещают основные вопросы, отвечают на вопросы остальных учащихся. Затем класс разбивается на группы по несколько человек и сдают зачет письменно или устно ребятам, сдавшим зачет у доски. Таким образом, теория многократно повторяется и это дает хорошие результаты. 2.После изучения блока теории по данной теме я провожу уроки по решению задач, уроки-практикумы (форма работы - групповая). Перед циклом таких уроков я провожу анализ заданного материала по данной теме; выявляю функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая); выявляю новые для учащихся типы задач; отбираю ключевые задачи на применение изученной теории; выделяю задачи, допускающие несколько способов решения; планирую циклы взаимосвязанных задач. Ведь обучение математике – это прежде всего обучение решению задач. После разбора в классе ключевых задач, ребята тренируются в решении и составлении задач на основе ключевых. На этих уроках проявляется повышенный интерес к выполнению домашних заданий, тщательно разбираем каждый случай затруднений и причины, вызвавшие их. Когда базовые задачи усвоены, мы проводим, если это возможно, "урок одной задачи", когда приводим различные решения одной задачи и урок разбора нестандартных задач по данной теме. Здесь необходимо коснуться следующего вопроса. Вам известно, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. И здесь очень помогает принцип выделения условия подготовки как основы дифференциации обучения. При этом выделенные уровни усвоения материала должны быть открытыми для учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности активизируют познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе. Кроме того, очевидно, что уровень преподавания должен быть гораздо выше обязательного уровня усвоения материала, иначе способные учащиеся не будут двигаться дальше. 3.На своих уроках уровневую дифференциацию я осуществляю за счет того, что предлагаю различным группам учащихся одинаковый объем материала, но устанавливаю различные уровни требований к усвоению. И, разумеется, не предъявляю более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. А каждый ученик имеет право решать, на каком уровне ему усваивать материал. Задания практически на каждом уроке даются в двух уровнях, и учащиеся, справившиеся с заданием полностью, имеет возможность на каждом уроке получить отличную оценку. Иногда, на уроках-практикумах, я формирую с учетом их подготовленности группы учащихся, каждая из которых получает свой комплекс задач. И, наконец, контрольной работе или зачету предшествует, если это необходимо, урок-консультация (форма работы – индивидуальная). На этих уроках учащиеся получают ответы на невыясненные вопросы, разбирают задачи, вызвавшие затруднения. Здесь важно приучить учащихся отыскивать вопросы и задачи, поощрять учеников за интересные вопросы. 4. Методы контроля и самоконтроля Контроль за усвоением изученного начинается, обычно, с проверки домашнего задания. 1) Первое домашнее задание после объяснения нового материала учащиеся обычно проверяют сами по образцу. Образец решения домашней работы написан на доске заранее. Учащиеся находят ошибки в своей работе подчеркивают их; образец закрывают, а учащиеся выполняют работу над ошибками. Этот способ проверки развивает внимание, способствует формированию познавательных мотивов учения. 2) Проверка домашнего задания консультантами, тетради которых проверены заранее. 3) Письменная проверочная работа, в которую включаются те задачи из домашнего задания, в которых были замечены ошибки. В ходе изучения какой-либо темы, с целью выявления пробелов в знаниях учеников я осуществляю "промежуточный" контроль. Чаще всего я это делаю в форме комбинированного опроса. В индивидуальном опросе у доски и по карточкам различной степени трудности участвуют до 8 учащихся, с остальными проводится фронтальная работа. Затем решение задач проверяется, анализируются ошибки, повторяется необходимая теория. В конце такого урока обычно становится ясно, как отрабатывать на следующем уроке практические умения и навыки. В конце изучения данной темы проводится самостоятельная работа. И здесь надо сказать об умении учеников анализировать свою работу, самим находить и исправлять допущенные ошибки, т.к. наша задача - привитие учащемуся навыков самостоятельной деятельности. Анализ самостоятельной работы мы иногда проводим так. На доске записываем полностью работу. Задача ученика – увидеть свою ошибку и в работе над ошибками записать верное решение. Чтобы активизировать сознательную деятельность учеников, ошибки анализируются, весь класс привлекается к прослушиванию обоснованных ответов. Затем ученики самостоятельно работают над ошибками. Оценки за эту работу иногда ставятся в журнал. Домой даю упражнения, подобные тем, в которых допущены ошибки (для тех, у кого нет ошибок, дается нестандартное задание). Иногда целесообразно дать только ответы к заданиям работы. В этом случае ученики не видят правильного решения, а ищут его сами. Так ученик привыкает к самоконтролю, понимая, что успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки. Как правило, в старших классах, после изучения темы я провожу тематический зачет (индивидуальная форма работы). С перечнем теоретических вопросов и задач, необходимых для сдачи зачета, учащиеся знакомятся заранее (вывешивается список на стенд). Кроме того, учащимся дается долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачету, причем это задачи разного уровня: обязательного на "4" и на "5". К зачету эти задачи должны быть решены (ученик сам выбирает себе уровень). Зачет состоит из двух частей: теоретический и практический. По теоретической части обычно проводят опрос "Сильные учащиеся", сдавшие зачет заранее. Практическая часть проводится по карточкам, письменно. При подготовке к зачету учащиеся обобщают свои знания по данной теме, приводят их в систему, прививает им новые работы с математической литературой. 5.Самоконтроль На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. В другом - в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в старших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют особых успехов. Отметим еще несколько приемов работы учителя в формировании потребности в самоконтроле при обучении математике. 1. Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется. 2. Почти все упражнения, которые предлагаются ученикам, сформулированы позитивно (доказать, найти). Появились также упражнения и другого типа (верно ли, проверить), но их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержение утверждений, в то время как они чрезвычайно полезны. Упражнения такого типа легко получить из задач позитивных, особенно на доказательство. 3. Если ученик дал письменное решение задачи (на доске или в тетради) с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможность дать ему время на нахождение собственной ошибки, то ее нужно использовать. Если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит. 4. Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показать всем учащимся класса. 5. На уроке предложена задача и сразу ответ к ней. У кого-то получился другой ответ. Не стоит спешить с помощью ,окажем ее только тогда, когда самостоятельные попытки найти ошибку ни к чему не привели. 6. Весьма рискованный, но заслуживающий внимания прием. Учитель берется с ходу решать достаточно сложную задачу, причем на доске. Если ее и удается решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики еще раз убеждаются, что первый вариант решения не всегда является наилучшим. В результате проведения описанной работы у учащихся начинает формироваться потребность в самоконтроле. Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки. Для слабых учеников ситуацию успеха можно создать дав возможность дольше поработать по образцу по тетради для теории. Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенное место занимают задания с программированным, тестовым контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов. Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными. | |
Просмотров: 1864 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|