Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Актуальность данной темы определена целью современного образования, заявленной в Государственном образовательном стандарте, которая предполагает воспитание компетентного выпускника, способного к дальнейшему самообразованию, совершенствованию, развитию интеллекта, эмоционально чувственной сферы и социально-личностной адаптации [1]. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которых является познавательная деятельность учащихся тесно связанная и напрямую зависящая от уровня развития внимания. Оценивая роль внимания в психической деятельности, великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил что, внимание есть та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира [2, С.156]. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, различные аспекты проблемы внимания представлены в трудах Бродбента Д.Е., Ланге Н.Н., Павлова И.П., Узнадзе Д.Н., Ухтомского А.А.. В трудах известных психологов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и др.) также освещены вопросы, касающиеся особенностей развития внимания у детей. Одним из средств развития основных качеств внимания: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости; наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является игра, современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи, в том числе развитие внимания у подрастающего поколения. Над проблемой использования игры в обучении школьников, как средства умственного развития работали: Богуславская З.М., Бондаренко А.К., Венгер Л.А., Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Короткова Н.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н., Смирнова Е.О., Тихеева Е.И., Эльконин Д.Б. и другие. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались Арутюняном С.В., Блехер Ф.К., Газманом О.С., Григорьевым В.М., Дьячковой О.А., Ибрагимовой А.С., Конышевой Н.М., Салиховой М.Т., Фрадкиной Ф.И., Щедровицким Г.П., и др. Обучающую игру рассматривали Кларин М.В., Петрусинский В.В., Пидкасистый П.И., Прутченков А.С., Хайдаров Ж.С., С.А.Шмаков, и другие. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса [3, С.4]. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заметно снижает у учащихся внимание и интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, что приводит к низкому уровню усвоения знаний, чтобы этого не произошло нам необходимо заинтересовать детей. Как раз в играх реализуется присущая каждому ребенку способность к воображению и самореализации. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для развития внимания. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Поэтому необходимо использовать игровые технологии на уроках математика, так как, именно, во время игры дети очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что: учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - память, внимание, мышление и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует внимание и мыслительные процессы, что облегчает овладение знаниями по изучаемым дисциплинам. Анализ теоретической и методической литературы, анкетирование выявили, что потенциал игровых технологий не в полной мере реализуются на практике. Влияние игровых технологий на развитие внимания недостаточно полно раскрыто авторами учебных пособий и больше всего сказывается отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания и режиссуры игр. Именно поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке. Для решения данной проблемы необходимо разработать методическое пособие с игровыми технологиями, которое будет включать всевозможные игры и упражнения, развивающие внимание учащихся на уроках математики. Использование этого пособия будет упрощать работу учителя в подборе материала и тем самым уменьшать затрачиваемое время на подготовку, так мы решим проблемы, возникающие при использовании игровых технологий. При подборе игр и упражнений для пособия необходимо учитывать следующие требования: 1. Игры и упражнения должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям государственного стандарта образования. 2. Игры и упражнения должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения [4]. Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Вести работу по развитию внимания через использование игровых технологий стоит по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений и игр, тренирующих основные свойства внимания. 2. Использование упражнений и игр, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого [5]. В зависимости от типа упражнения, игры они должны соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физ. минутке или итоге урока. Эти игры и упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. В ходе первичной диагностики нами были выявлены проблемы в развитии внимания младших школьников – низкий уровень развития продуктивности, устойчивости, распределения, переключения, объема и устойчивости внимания. Мы начали свое исследование с методики определения продуктивности и устойчивости внимания. Результаты исследования показали, что 33,3% школьников набрали по 1 баллу, что свидетельствует об очень низкой продуктивности и устойчивости внимания; 52,4% - по 3 балла, свидетельствующие о низкой продуктивности и устойчивости внимания. 14,3% - средний показатель (см. рис. 2). Таким образом, мы видим, что учащиеся испытывают трудности с продуктивностью и устойчивостью внимания. В связи с этим возникла необходимость разработать и подобрать комплекс игр и упражнений, которые может использовать учитель на уроках математики. Количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующий вывод: при систематическом внедрении в учебную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие внимания, возможно развить все свойства внимания. При соблюдении всех правил и рекомендаций можно за довольно короткий срок добиться заметных результатов. Результаты методики определения продуктивности и устойчивости внимания Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что с помощью специально подобранных игровых технологий (игр и упражнений), применяемых на уроках математики, можно существенно повлиять на уровень развития внимания младших школьников. Список литературы: 1. ГОСО РК 2.3.4.01-2010 «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное, основное среднее, общее среднее образование». – Астана, 2010. – 40 с. 2. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 383с. 3. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А.Крутецкий.-М.:Просвещение,1980.-350с. 4. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании: методология и практика / В. Трайнев, И. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2006. - 282 с. 5. Игровые технологии обучения в начальной школе: практическое пособие / сост. Е. В. Калмыкова. - М.: АРКТИ, 2007. - 60 с. | |
Просмотров: 1062 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|