Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии последовательных уроков. Только то знание делается нашим зрелым достоя¬нием, когда мы приходим к нему, добываем его сами. Якуб Колас Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода развитию критического мышления как учеников, так и учителей(Руководство для учителя, стр.154) Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления (Википедия) Обучение критическом мышление может проходить на каждом этапе урока: мотивационном, операционном и рефлексивном. Мотивационный этап. На мотивационном этапе с помощью различных приемов (индивидуальная, парная, групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. На уроке по теме «Треугольник и его виды» использовала метод «Снежный ком». Первая группа назвала один факт, который они знают про треугольник. Вторая группа повторила этот факт и добавила свой. Таким образом, выступление последней команды было примерно таким: треугольник: 1) Это геометрическая фигура; 2) Которая изучается в планиметрии; 3) У него три вершины; 4) А так же три стороны; 5) Имеет три угла; 6) Мы можем найти периметр треугольника 7) Есть остроугольный треугольник; 8) Есть тупоугольный треугольник; 9) Есть треугольник с прямым углом. Потом спросила: «Кто сможет дать определение треугольника?». Первым был Аслан В., который сказал: «Треугольник – это фигура, которая состоит из трех точек и трех отрезков». Учитывая реакцию ребят (многие сказали, что так же думают), попросила высказать свое согласие через поднятые руки: «Кто согласен?», ребята подняли большой палец. Тогда на доске сделала рисунок и задала вопрос: «На рисунке есть три точки А,В и С, есть три отрезка АВ, ВС и АС, но почему нет треугольника АВС?». Были разные предположения, потом путем голосования выбрали – точки должны лежать по разным сторонам. Я пришла к выводу, что ребята забыли аксиому расположения точек и прямой. Мы повторили эту аксиому и тогда ребята поменяли причину: «Точки не должны лежать на одной прямой». Я полагаю, что данный метод работы с новым понятием позволил с помощью анализа и синтеза сделать вывод по новому понятию, осознанно выделить главное в определении, а так же способствовал формированию критического мышления. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации. На третьем уроке по теме «Внешний угол треугольника» с целью выхода на новую тему учащимся было предложено задание «Расшифруйте запись с помощью сотового телефона». Вместо отведенных 2 минут, ребята после минуты разгадали запись «Внешний угол треугольника». Спикер пятой группы сразу назвал и тему, и цель урока: познакомиться с понятием внешний угол. Остальные группы высказали свое мнение с помощью большого пальца поднятой руки. Данный прием знаком ребятам с начальной школы, с его помощью они высказывали свое согласие. Однако сейчас этот прием используется для формативного оценивания, при котором ребята не только соглашаются, но и высказывают свою точку зрения, т.е. развивают навыки критического мышления. Данная работа так же направлена на развитие навыков работы с ИКТ. Методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему, очень разнообразны. Так, например, на четвертом уроке по теме равные треугольники учащимся было предложено расшифровать анаграмму. Я полагаю, что данное задание не только учит критически рассуждать, но и позволяет проявить творческие умения, а так же это задание можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку. Операционный этап. На операционном этапе, когда учащиеся вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая видеосюжеты, они учатся отслеживать свое понимание. Это им необходимо в частности при создании кластера. Так, например, на первом уроке по теме «Треугольник и его виды» прежде чем приступить к созданию кластера, учащиеся сначала повторили все имеющие у них знания по треугольнику («Снежный ком»). Затем продолжили работу с помощью текста учебника. Я полагаю, что данный прием позволил систематизировать знания по теме, проанализировать, оценить и сделать вывод при изучении нового материала. При изучении темы «Биссектриса, медиана, высота треугольника» учащиеся сначала просмотрели видео сюжет, а потом с помощью текста, используя сведения из видеосюжета, составляли кластер на данную тему. Каждый высказывал основные идеи о том, что необходимо выразить на кластере. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходила в следующей форме – спикеры с кластерами ходили из группы в группу и рассказывали основные определения темы. Основная задача спикера – рассказать четко и аргументировано материал, изображенный на кластере, выслушать дополнения и предложения других групп, чтобы потом поделиться с членами своих групп. Я считаю, что этот метод позволяет осознанно запоминать главное в теме, учит аргументированно излагать свои мысли, проявлять лидерские качества при защите кластера. Критическое мышление - это исследование, целью которого является оценить, понять, решить. Именно поэтому на уроках я применяла и практические и исследовательские работы. На первом уроке по теме «Треугольник и его виды» с целью закрепления определений видов по углам и по сторонам учащимся была предложена практическая работа на два варианта: распределите макеты треугольников по видам. Для этого необходимо было проанализировать все основные понятия по данной теме, некоторые учащиеся даже делали дополнительные измерения в треугольниках. Затем с помощью ресурсов, на которых были указаны правильные ответы и критерии для оценивания, было проведено взаимооценивание. Учитывая, что с данной работой учащиеся справились хорошо (работы двух учеников были оценены «3»), я полагаю, что все приемы, которые использовались при изучении нового материала, позволили повысить уровень умения критически подходит к осознанию новых знаний. На третьем уроке по теме «Равные треугольники» с целью получения основного определения, учащимся была предложена исследовательская работа в парах. Учащиеся делали необходимые измерения, заполняли таблицу. И затем им надо было дополнить определение: «Треугольники называются равными, если…». Для помощи им были предложены словосочетания. Я думаю, что такая работа помогает учащимся реализовать свои потребности и возможности учиться решать проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новой работы по получению новой информации. Некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, потому что они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло. Так, например, на первом уроке было много вопросов: «Что делать? Как писать?», была и реакция «Ничего не понятно!» (Владимир Г.). Приходилось объяснять по два – три раза задания. К четвертому уроку эти вопросы отпали, ребята уже понимали, что они должны сделать. Их интересовал только один вопрос: «Сколько времени отводится на данное задание?». Я полагаю, что организация групповой работы, создание благоприятной обстановки на уроке позволило с помощью использования приемов критического мышления повысить активность учебной деятельности учащихся и тем самым сделать усвоение новых знаний осознанным. Рефлективный этап На этапе рефлексии учащиеся размышляют о том, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Этап рефлексии на первом уроке мы начали с метода «Три правды, одна ложь». Ученикам был задан вопрос: «Согласны ли вы с этими определениями?» (фото 8). Ребята без учебника должны были указать три правильных и одно неправильное определение. Вместо мною запланированных трех минут, ученики в течении второй минуты были готовы дать правильный ответ. Надо отметить, что спикер 5 группы, который выступал первый, правильно указал, что второе утверждение не верное. Его надо поменять либо «треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним», либо «треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным». Данная работа позволила сделать вывод, что учащиеся достигли ожидаемых результатов. И учитывая, что вместо одного моего запланированного ответа, ребята дали два варианта правильного определения, считаю, что данную работу можно отнести к модулю «Обучение талантливых и одаренных». С целью обратной связи второй урок завершили заполнением рефлективного дневника. Я считаю, что запись в рефлективном дневнике является одним из факторов оценивания, а так же является обратной связью, которая дает представление о том, как идет процесс и информирует о достижениях и пробелах. Для развития самооценки и самоанализа в конце третьего урока использовала метод «Дерево успеха». Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Вначале ребята подписывают на листе свою фамилию. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Напишите ручкой «Я» на силуэте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, на ваше настроение в конце урока. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам». Для подведения итогов есть такой же рисунок, как и у детей, только человечки пронумерованы и каждому положению имеется краткая характеристика. По итогам этой работы получилось, что три ученика (Темирбаева Дарина, Воробьев Юрий и Герасенко Владимир) имеют установку на преодоление препятствий. Семеро учеников определяют свое состояние как комфортное, оставшиеся 13 учеников ощущают дружескую поддержку. Ниже на листочке ребята написали пожелание одноклассникам. Вот что написала Усова Оксана: « Я желаю всем хороших оценок. Чтобы даже маленькая трудность не мешала идти к успеху!» Я считаю, что в классе создана благоприятная коллаборативная среда, которая позволяет повысить активность учебной деятельности, в связи с этим повысился интерес к урокам геометрии. Впервые мы с ребятами попробовали составлять синквейн. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить идеи, чувства и представления в нескольких словах. Мне хотелось, чтобы при использовании этого приема, ребята показали, как можно творчески подойти к анализу своих успехов и достижений на уроке, а так же выделить основные понятия, полученные на уроке. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Использование обучения критическому мышлению на уроках позволяет сделать следующий вывод: все идеи семи модулей тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым, оказывая взаимное влияние друг на друга. Я полагаю, что обучение критическому мышлению направлено на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека. Когда приступлю к работе я буду и дальше внедрять данный модуль Программы. Высказывание Л.С. Выготского: «Прежде чем объяснить – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – приготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового» должно быть девизом моей работы, потому что развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. | |
Просмотров: 2380 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|