Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Информационно-образовательная среда как средство формирования функциональной грамотности учащихся Ковалева О.А. учитель математики КШДС № 33 г. Караганда Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность, каковы ее индикаторы и характеристики умений, раскрывающих содержание каждого индикатора. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности. В Национальном плане определены 3 области формирования грамотности: • грамотности чтения; • естественнонаучной грамотности; • математической грамотности. Таким образом, акцент должен быть сделан на: 1. средствах формирования грамотности чтения 2. средствах формирования математической грамотности 3. средствах формирования индикаторов функциональной грамотности Средства формирования индикаторов функциональной грамотности Согласно исследованиям доктора педагогических наук Вершловского С.М. в России уже проводятся исследования функциональной грамотности выпускников школ. Разработаны индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание. Применительно к математике рассмотрим виды грамотности и умения, используемые в практике работы средства формирования: Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели) Средства формирования Общая грамотность Написать сочинение, реферат Домашние задания Считать без калькулятора Упражнения «Устный счет» Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов Дидактические игры «Колесо фортуны», «Своя игра» Компьютерная Искать информацию в сети интернет Проекты, домашние задания по объяснению терминологии Пользоваться электронной почтой Отправка результатов работы учителю, дистанционные конкурсы Создавать и распечатывать тексты Выполнение заданий с персонального сайта, проекты, рефераты, сообщения Работать с электронными таблицами КОЗ Использовать графические редакторы КОЗ, задания Коммуникативная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий Проекты, рефераты, сообщения Читать чертежи, схемы, графики КОЗ Анализировать числовую информацию Проекты, исследования, использование статданных, в том числе регионального компонента Использовать информацию в интернет Проекты, рефераты, сообщения Коммуникативная Работать в группе, команде Групповые формы работы, групповые проекты Не поддаваться колебаниям своего настроения Рефлексия в течение урока Организовывать работу группы Командные игры, задания Приспосабливаться к новым условиям и требованиям Смена учителей при замещении учителя Вертикальное измерение грамотности представляется соответствующей шкалой, согласно которой респонденты оценивают уровень владения данным умением +1 – «Да, умею», -1 «Нет , не умею», 0 - «Затрудняюсь ответить». Средства развития грамотности чтения: Для определения средств развития навыков функционального чтения мною используются материалы курса https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/home Курс "Развитие навыков функционального чтения", согласно которому основной способ развития функционального чтения – работа с текстом Средства формирования математической грамотности Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Компоненты математической грамотности: - Воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; - Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; - Математические размышления, требующие обобщения и интуиции. Средства развития математической грамотности, применимы через: практико-ориентированный подход; дифференцированный подход; развивающий и системно-деятельностный подходы. Умения, применительно к математическому содержанию: Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее) Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный) Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы) Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы) Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке) Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях) Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности • Низкий уровень вычислительных навыков • Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении) • Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) • Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з. • Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление • Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.) Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий. Компетентностные задания (задачи международного исследования РISA, КОЗы). Интегрированные задания (математика-информатика, физика-математика, экономика-математика, астрономия-математика, география-математика) Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады, веб-квесты) Персональный сайт «Математика на 5+» • создаёт условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, раскрытия творческого потенциала учащихся; • дополняет учебник теми элементами, которые он реализовать не может;(интерактивные упражнения, он-лайн тестирование, видеоуроки, сборники тестов для самоподготовки) • обеспечивает учебно-методическое сопровождение учебного предмета;(презентации к урокам, лекции и т.д., раздаточный материал) • позволяет осуществлять различные виды контроля и подготовку к нему (к ЕНТ, ВОУД, текущий и промежуточный контроль, тренажеры) • Самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования, позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения; • Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью веб-сервиса http://learningapps.org/ • Онлайн-тестирование с помощью сервиса http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx Видеоуроки Нереализованные возможности: Использование таких средств как современные сервисы и инструменты (представлены в виде схемы «Блум 2.0» Данные формы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Данные диагностики уровня информационной и технологической культуры, познавательной активности, результаты внешней и внутренней оценки качества обучения, анализ личных достижений обучающихся подтверждают эффективность созданных педагогических условий. | |
Просмотров: 3641 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|