Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Развитие навыков самостоятельной деятельности на уроках математики Шурабаева М.Т., учитель математики ООШ №14 г.Костаная Моя методическая тема «Развитие навыков самостоятельной деятельности на уроках математики». Цель, которую я ставлю перед собой: развивать у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Реализация цели невозможна без реализации задач: • выработать на основе полученных знаний прочные умения и навыки; • применять их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике; • способствовать развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей; • воспитывать ответственное отношение к учебе. В своей работе я стараюсь использовать элементы современных образовательных технологий: • Личностно-ориентированное обучение; • Разноуровневое дифференцированное обучение; • Проблемное обучение; • Тестирование, как способ контроля и самоконтроля Я могу сказать, что у меня есть свой девиз работы. Этим девизом являются слова А.Дистервега «Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека». Действительно, одним из ведущих качеств личности является самостоятельность, которая выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их собственными силами. Для успешного обучения математике необходимо сделать труд школьника источником радости, снять заниженную самооценку ребенка в освоении данного предмета. Успешность обучения в любом классе зависит от отношения учащихся к учебной деятельности, поэтому в обучении очень важен принцип мотивации к учению. Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания материала. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю выявить способности учащихся. Работая самостоятельно, ученик способен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы, выполнение работы, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, кроме того, они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Самостоятельная работа - активный метод обучения. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к изучаемым темам. От того, как организована самостоятельная работа, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам. На своих уроках провожу самостоятельные работы, которые различаются: по дидактическим целям: 1. обучающие; 2. тренировочные; 3. закрепляющие; 4. повторительные; 5. развивающие; 6. творческие. по уровню самостоятельности учащихся: 1. по образцу (репродуктивные); 2. реконструктивные, вариативные; 3. эвристические (частично-поисковые); 4. исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.) по форме выполнения: 1. устные; 2. письменные; 3. тесты. Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке. Самостоятельная работа используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. В самостоятельной работе детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Для индивидуальной самостоятельной работы должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности. Можно выделить следующие виды самостоятельной работы на уроках математики: 1. работы, организуемые с целью изучения нового материала; 2. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний; 3. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; 4. обобщающие самостоятельной работы; 5. проверочные самостоятельной работы. Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 минут, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. На своих уроках я использую следующие задания: Алгебра 7 класс. Формулы сокращенного умножения: а) (а-)2=2 - 2b+b2 б) (+b)2=a2+2a+2 в) (m-)2=m2-16m+2 г) (5+)2=++36 д) 312 = 900++1 Алгебра 7 класс. Действия с рациональными дробями. Выполнить действия: Используя найденный ответ как алгебраический код, найдите лишнее слово. Что объединяет три оставшихся слова? ab - 2 2 - ab a + b курага кайса фундук урюк Ответ: Лишнее слово «фундук». Три оставшихся слова означают – сушенные фрукты. Алгебра 7 класс. Действия с рациональными дробями. Преобразуйте заданные выражения в дробь: перловая рисовая гречневая овсяная пшенная Кроме того, я провожу самостоятельную работу с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, которая дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Математика 5 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел. Правило Образец Задания Чтобы сложить смешанные числа, нужно: 1)Сложить целые части; 2) Сложить дробные части; 3) Результаты сложить. Чтобы вычесть смешанные числа, нужно: 1) Вычесть целые части; 2) Вычесть дробные части, если числитель вычитаемого больше числителя уменьшаемого, то необходимо занять единицу от целой части уменьшаемого и выполнить вычитание; 3) Результаты сложить, если возможно сократить. 1) Выполните действие: + . Решение: 2) Выполните действие: а) – ; б) . Решение: а) б) 3) Вычисли: . Решение: = Вычисли: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) ; 10) . Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения. Самостоятельная работа. Реши квадратные уравнения по алгоритму. 10х2 – 10х – 24 = 0 а = ______, b = ______, с = ______ D = b2 – 4ac = ______________________ x = =_______________________ x1 = = _____________________ x2 = = _____________________ Решить уравнения: 1)х2 – 7х + 10 = 0 2) 5х2 – 9х – 2 = 0 3) - х2 + х + 30 = 0 4) 14х2 – 49х + 42 = 0 5) х2 – 10х + 25 = 0 6) х2 – 8х + 15 = 0 7) 3x2 + 2х + 1 = 0; 8) 4x2 – 7х – 2 = 0; 9) 2x2 – 11х + 12 = 0 Алгебра 7 класс. Действия с рациональными дробями. Выполнить действия: Используя найденные ответы, узнайте, что означает выражение «Сизифов труд». Мало оплачиваемая работа Тяжелая бесплодная работа Большая успешная работа Халтурная работа Много внимания я уделяю тренировочным самостоятельным работам обучающего характера. Мною составлены тренажеры по всем темам курса алгебры 7-9 классов. Цель этих работ – развивать практические навыки использования изученных средств и формул при решении примеров, обучение «технике» их решения, развитие памяти. Обычно такие работы провожу после объяснения нового материала, даю карточки с заданиями подобных примеров. Пусть учащийся сам попробует решить пример по образцу, и, если у них получается, они чувствуют удовлетворенность. Получив следующий раз подобный пример, они его решают уже более уверенно. Алгебра 7 класс. Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности. 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант (y + 6)2 (1 – m)2 (5 - x)2 (a – 5)2 (b + 6) 2 (2a -7b) 2 (2x + 0,2y) 2 (6 + 7у)2 (- m – 3п)2 (0,1у – 0,5)2 (a2 +3)2 (2x + y)2 (с + 9)2 (p + 1)2 (6 + x) 2 (m – 11)2 (4а – 3)² (– 5 + х)2 (2x+3y) 2 (3y + 2) 2 (-7k +1) 2 (3m + п)2 (5 - x3)2 (в³+2а)2 (x7+11)2 (х + 4)2 (y – 5)2 (2 + k)2 (7 – x) 2 (9 + 5у)2 (2x +5)2 (-3х + 4)2 (6 – 5m) 2 (7x + 4) 2 (2a – 3) 2 (-2y + 6)2 (в³-2а)2 (0,1у – 0,5)2 (а – 5)2 (p + 3) 2 (7 - п)2 (10 – a) 2 (2m + 1) 2 (– а – 5)2 (8x – 7) 2 (5p – 2) 2 (6x +1) 2 (y2 + 2)2 (-5b + 6) 2 (4 - 2с4)2 (0,1х+3)2 Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут. Для каждого из предоставленных заданий мною дается подсказка, которую учащиеся могут использовать при решении заданий. Алгебра 9 класс. Элементы тригонометрии. № Задание Подсказка 1 1. Перевести из градусов в радианы и наоборот. а)135о; б) . 2. Вычислить: А) ; В) . 2 1. Определить знак функции: А) sin225º; В) cos117º; С) tg ; D) ctg . 2. Найдите sinα, если cosα = 0,4 и . 3. 1. Упростить выражение: А) ; В) . 2. Упростить: 4. 1. Выразить через tgα выражение . 2. Доказать тождество: . 5. 1. Найдите значение выражения , если . 2. Приведите к более простому виду выражение: . 6. 1. Упростить выражение: 2. Докажите тождество: 1. Формулы приведения. 2. Формулы двойного аргумента. Алгебра 9 класс. Элементы тригонометрии. 1. Закончить предложение: • Функция у = sinх в 1 четверти имеет знак_________________. • Функция у = tgх в 3 четверти имеет знак_________________. • Какой знак имеет соs234°_________________. • Какой знак имеет ctg7º _____________ • tgα равен __________. 2. Указать соответствие: Я считаю, что форма работы, когда один учащийся работает у доски, а остальные воспроизводят записи в тетради, не всегда эффективна, потому что большинство списывает с доски бездумно. Такую работу провожу при закреплении изученного материала, при разборе новых типов задач, при решении упражнений повышенной сложности. А чтобы получить достаточную информацию о том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, где им надо помочь, провожу самостоятельную работу. В последнее время в учебном процессе все больше получает распространение новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся – тестирование. В связи с этим надо знакомить учащихся с тестовой технологией и формировать у них навыки тестирования. Например, по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учащиеся выбирают правильный ответ и записывают соответствующую букву, получается название страны, где впервые появилось понятие дроби. Т Г П И Р Е 1) 0,07 + 13,23 13,93 13,73 13,99 13,39 20,23 13,3 2) 6,25 – 4,3 2,15 1,95 2,5 10,55 2,55 1,85 3) 18,08 – 10,8 8 8,88 8,28 7,28 7,98 7,99 4) 14,8 + 0,02 15,2 14,88 14,82 14,28 14,76 15,92 5) 20,86 – 4,08 16,82 16,88 16,98 16,98 16,06 16,78 6) 100 – 5,24 94,76 94,68 95,25 94,66 94,86 94,96 В конечном итоге учащиеся получают слово. Тест – это измерительный инструмент, который показывает учащимся, в какой степени ими усвоены различные разделы программы, дает возможность получить информацию об уровне подготовки. Для проведения тестирования использую учебно-методические разработки. Также составляю тесты и сама. Алгебра 7 класс. Формулы сокращенного умножения. 1. Упростить выражение: (х – 2)(х + 2) – х(х + 5) А) – 4 – 5х В) 4 – 5х С) – 4 – 5х D) 4 + 5х Е) 4 – 9х 2. Разложить на множители: 8а2 – 18b2 А) 4(a2 – 6b2) 2(4a2 – 3b2) C) 2(2a – 3b)(2a + 3b) D) 4(2a – 3b)(2a + 3b) E) 2(2a – 3b)(2a + 3b) 3. Запишите в виде многочлена (2у-4) А) 4у - 8у+16; В) 4у +16; С) 4у -16; D) 2у -8у+16; Е) 4у - 16у+16; 4, Упростить выражение: 2a(2b2 – b) + ab2 A) ab(5b + 2) ab( 5b – 2) C) 2a(5b – 2) D) (a2 + 2)(ab + 5) E) ab(2 – 5b) 5. Разложить на множители: х3 – 27 А) (х – 3)(х2 + 3х + 9) В) (х + 3)(х2 + 3х + 9) С) (х – 3)(х2 – 3х – 9) D) (х + 3)(х2 – 3х + 9) Е) (х + 3)(х2 – 9х + 9) 6. Решить уравнение х +3х=0: А) -3; 0; В) 0; 3; С) -3; D) 3; Е) 0. 7. Вычислите 8,8 -1,2 : А) 76; В) 57,76; С) 100; D) 760; Е) 7,6. 8. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09) А) а³-0,27 В)а³+0,27 С)а³-0,027 D а³+0,027 Е) 1. Кроме того, на своих уроках часто использую задания творческого характера на расширение кругозора. Математика 5 класс. Действия с обыкновенными дробями. Расшифровать название самого высокого дерева. Оно растет в США в Гумбольдтском национальном лесу. Это дерево называют Деревом Основателя, а его высота составляет более 110м. Возраст этого дерева превышает 4 тысячи лет. = Я О Е С В К Й Ответ: Секвойя. Математика 5 класс. Сложение обыкновенных дробей. Расшифруйте название самого маленького цветкового растения, диаметр цветка которого составляет 1мм. Это растение обитает на поверхности стоячих водоемов, покрывая их коричневой пленкой. Для этого выполните сложение обыкновенных дробей, в кружках впишите буквы, соответствующие найденным ответам: Ь Я В Ф О Л И Ответ: Вольфия. Алгебра 7 класс. Действия с рациональными дробями. Упростите выражение: Используя найденный ответ и данные таблицы, узнайте перевод на русский язык итальянской фразы: «Tutti frutti». Фруктовые леденцы Всякая всячина Фруктовый напиток Дети, привыкшие к самостоятельной учёбе, к старшим классам выглядят состоятельными и способными к самообразованию. Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас. Таким образом, для достижения основной цели современной школы - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями - необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, создавать условия для активизации, самостоятельной познавательной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Недаром Жан Жак Руссо сказал: «Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку?». Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения. Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность, чтобы дойти до конца, найти выход. | |
Просмотров: 2518 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|