Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Методы развивающего обучения
Методы развивающего обучения.

Рассмотрим урок, как основную форму организации урока. Так в первые 5 минут урока дети усваивают 60 % информации, с 5 по 24 минуту – 80 %, с 24 по 34 минуту – 45-50 %, с 35 по 45 минуту – 6 % информации.
Если учащиеся только слушают, то усваивается 10 % информации, а если учащиеся еще и видят, то усваивают 50 % информации, а если делают сами, то усваивают 90 %.
Температурный режим также влияет на обучение. Нормальная температура в классной комнате – 17-18 градусов, если температура выше, то дети вялы, сонливы, эффективность обучения снижается в 2-3 раза. Если рассмотреть урок с 14 по 18 минуту, то в это время у детей снижается кризис внимания, необходимо переключить внимание. Если на уроке необходимо провести беседу, то не более 10-15 минут.
Любой урок должен быть направлен на экономию времени.
Все вышеперечисленные психолого – педагогические основы организации урока влияют на методы развивающего обучения. Существуют несколько методов обучения:
1. Словесный;
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Репродуктивный;
5. Индуктивный;
6. Дедуктивный;
7. Поисковый;
8. Метод самостоятельной работы и т. д.
Психологи утверждают, что 30-40 % урока тратится нерационально. Во время урока надо успевать все: и работать с дневниками, и с классным журналом, и в конце урока подвести итог урока, и дать домашнее задание с пояснением.
Много зависит от темпа речи. Рекомендуется темп речи 120-130 слов в минуту. Личность учителя, его педагогический такт, эмоциональность, внешности играет особую роль.
Рассмотрим, например, методику развивающего обучения Симонова, где анализ урока подводится по следующим параметрам:
1 раздел. Организация деятельности учащихся.
1) Выполнение намеченного плана, завершился ли урок.
2) Эффективность использования технических средств:
- вербальные (слуховые)
- невербальные (наглядные пособия), т. е. в какой то мере они помогают на уроке.
3) реализация основных психологических и педагогических требований на
уроке.
4) Наличие эффективности обратной связи.
5) Знание учебного предмета, уровень педагогического и методического мастерства, фактическое знание учащихся.
6) Уровень организации оформления документации на уроке.
7) Качество речи (эмоциональность, образность, оптимальность).
8) Рациональность использование времени.
9) Педагогическая культура, такт (учитель должен обладать двадцатью оттенками речи, самопереживанием).
10) Соблюдение правил охраны труда.
2 раздел. Обучающая деятельность учителя.
1) Реализация принципов научного обучения.
2) Четкость осуществления принципа наглядности.
3) Реализация принципа прочности, осознанности в усвоении умений и навыков.
4) Соблюдение принципов доступности в обучении и посильности.
5) Реализация принципа проблемности.
6) Осуществление принципа связи обучения с жизнью и практикой.
7) Оптимальность выбора и степень достижения главной дидактической цели.
8) Правильный выбор методов обучения, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
9) Контроль за выработкой знаний, умений и навыков учащихся и уровнем их требований.
10) Оптимальность объемов домашних заданий, эффективность методики доведения его до учащихся.
3 раздел. Воспитательная деятельность учителя.
1) Идейно – нравственная и мировоззренческая направленность урока.
2) Формирование трудовых учебных навыков у учащихся.
3) Использование возможностей для профориентайии.
4) Влияние урока на умственное воспитание и развитие учащихся.
5) Требования к физическому и гигиеническому воспитанию.
6) Эстетическое воздействие урока на учащихся.
7) Эффективное использование связи с жизнью.
8) Использование воспитательной возможности в словесной бальной оценке.
9) Правильность выбранного стиля руководства.
10) Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке.
4 раздел. Требования к деятельности учащихся.
1) Уровень познавательной активности (устойчивое внимание в течении 45 минут) у учащихся.
2) Наличие интереса учащихся к уроку и учебному предмету.
3) Степень самостоятельности.
4) Актуализация знаний.
5) Уровень аналитических умений и навыков.
6) Развитие речи, письменно – графических и специальных учебных навыков в ходе урока.
7) Развитие навыков коллективной работы.
8) Умение работать на доске.
9) Организованность, дисциплинированность.
10) Соответствие внешнего вида учащихся единым школьным требованиям.
Затем все 4 раздела заносим в таблицу. Каждый раздел состоит из 10 пунктов, оценивается по бальной системе:
- высший балл -2;
- наполовину – 1;
- не осуществляется – 0.
И просчитывается эффективность урока:
Например, по 1 разделу – 13 баллов,
2 разделу – 10 баллов,
3 разделу – 14 баллов,
4 разделу – 11 баллов.
Т0 = • 100 % = 60 % - эффективность урока.
От 85 % - урок отличный.
65 % - 84 % - урок хороший.
45 % - 64 % - урок удовлетворительный.
№ 1 раздел 2 раздел 3 раздел 4 раздел





Итого
Большую роль в методике развивающего обучения играет правильное, грамотное, продуманное составление плана урока.
1. Тема урока, цель урока, задачи урока, методы обучения, наглядность, типы и виды урока:
1) Изучение наглядного материала ( лекции, беседы, киноуроки, урок с использованием компьютеров);
2) Совершенствование знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, практические работы, семинары, лабораторные работы, диспут);
3) Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
4) Комбинированный урок (все виды урока);
5) Контрольный урок (контрольная работа, опрос, зачет, взаимоконтроль);
6) Совмещенный или интегрированный урок (теоретическое обучение с производительным трудом).
2. Актуализация.
1) Устные, письменные самостоятельные работы.
2) Способ формирования мотивов возбуждения учащихся к теме.
3) Формы контроля за ходом работы на уроке.
3. Формирование новых понятий и способов действия.
1) Указывают новые понятия.
2) Формируются познавательные задачи.
3) Формируются проблемы и информационные вопросы.
4. Применение.
1) Учитель показывает конкретные умения, навыки для отработки.
2) Указывают в виде самостоятельных работ (фронтальные, дифференцированные).
3) Намечаются способы получения обратной информации в ходе урока на любом его этапе, указываются фамилии учащихся при оценке знаний, умений, навыков.
5. Домашние задания.
Предусматриваются дифференцированные задания творческого характера, указываются источники информации, тщательно продумывается объем домашнего задания, время его выполнения, указывается дозировка времени.

Учитель математики гимназии № 132 г. Алматы Ауэзовского района
Овчинникова Наталья Сергеевна.

Категория: Математика | Добавил: ONS (2010-01-13)
Просмотров: 3266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru