Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Проверка и учет знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель устанавливает, как учащийся усваивает программный материал, продвигается в своем развитии. Однако очень часто проверка проводится «вслепую», по принципу «кто давно не был опрошен». Ученик получает неудовлетворительную оценку по одной теме, а исправляет ее ответом уже по другой теме. В результате многие вопросы математики остаются неусвоенными, нарушается структурная цельность знаний по курсу. Опыт работы учителей показал, что тематическая структура содержания образования и тематического подхода к проверке и учету знаний учащихся. Для осуществления такого подхода темы, рассчитанные на большое количество часов (15 и более), предлагается разбить на отдельные подтемы, рассчитанные на 5-10 ч., темы, рассчитанные на 1-2 урока, - объединить. При этом распределение тем осуществляется в соответствии с логической структурой курса. Важное место при тематическом контроле занимает вопрос о системе фиксации результатов проверки и оценки. Учителя могут использовать определенную форму хранения информации (журнал) о результатах обучения каждого школьника, позволяющую регулярно фиксировать как текущие, так и итоговые оценки по каждой теме. Страница такого журнала для учета знаний учащихся Х класса по алгебре и началам анализа имеет вид, указанный в таблице. Как видно из таблицы, страницы журнала, предназначенные для учета успеваемости, делят на колонки. Колонок столько, сколько тем в четверти. Колонки, предназначенные для каждой темы, делят на две «подколонки» для «текущих» и «итоговых» оценок. Количество столбцов в «подколонке» для текущих оценок соответствует количеству часов, отведенных на тему программой, плюс 2-3 дополнительных столбца для выставления оценок по контрольным или самостоятельным работам (Текущие оценки выставляются в те столбцы, которые соответствуют данному уроку). При необходимости учителя могут выделить колонки (или столбцы) для проверки некоторых других аспектов знаний и видов учебной работы. Например, можно вести учет выполнения домашних заданий, отработок заказных тем, зачетов, карточек. На основании текущих оценок, руководствуясь в основном оценками по проверочным работам, проведенным специально по данной теме, учитель выставляет первую итоговую оценку в первом столбце колонки «итоговая оценка». Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил материал и его первая итоговая оценка неудовлетворительная, то ему предъявляется требование обязательно доработать пройденную тему (при необходимости учитель дает консультацию), определяется срок, проводится повторная проверка (на уроке или во внеурочное время) и оценка выставляется во втором столбце колонки «итоговая оценка» При таком оценивании неудовлетворительная оценка не может влиять на выставление итоговой оценки по всей теме, так как ученик усвоил материал. Ученик, имеющий первую итоговую оценку «3» или «4», по желанию может доработать тему. Учитель устанавливает срок и дает проверочную работу, по результатам которой выставляется вторая итоговая оценка. Если в процессе (систематического, четвертного, полугодового или годового) повторения ученик показал более высокий уровень знаний, ему выставляется новая итоговая оценка в третьем столбце колонки «итоговая оценка». Оценки за четверть выводятся по последним итоговым оценкам на основании фактического усвоения всех тем с учетом их важности. Как показывает опыт работы учителей, такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика неудовлетворительной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. У учащихся вместо растерянности, угнетенного состояния появляется желание трудиться лучше. | |
Просмотров: 1196 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|