Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Учитель математики СОШ № 85 г. Караганды Паршина Любовь Николаевна Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Что бы ни говорили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: • Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. • Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во всех школах поставлена компьютерная техника, появилось интерактивное оборудование, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. • Организация ЕНТ предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. Что значит современный? По моему мнению, это урок, не теряющий связи с прошлым. Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы. Но все-таки я сторонница традиционной модели урока – классно-урочной, ведь она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов и учащихся. При этом хочется отметить, что модель именно традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется, но в основе остается классическая педагогика и методика. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: большинство учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? Во все времена были учителя, которым удавалось и удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, которые стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Еще в XVII веке Блез Паскаль сказал «Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным». Хочу поделиться с вами несколькими приемами, которые могут хоть как то заинтересовать ученика. Это: • исторические сведения или легенды; • занимательные задачи; • жизненные факты; • практические работы; • смешные истории; • межпредметные связи. Исторические факты. Легенды Использование элементов истории математики на уроках позволяет органично создать связь с изучаемым фактическим материалом. При систематическом обращении к курсу истории математики на уроках наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету и повышение их общей культуры. Одна только фраза: «Сегодняшний урок я хочу начать с легенды…» заставляет учащихся насторожиться. Как так: математика и вдруг легенда? Смотрят с ожиданием, а мне только того и надо, делаю паузу и начинаю рассказ… Легенда о шахматной доске Шахматы — одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны предания, правдивость которых за давностью времени невозможно проверить. Одну из подобных легенд я и хочу рассказать. Чтобы понять ее, не нужно вовсе уметь играть в шахматы - достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые). Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах) хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и не заметивший нравоучительного намека раджа предложил создателю любое вознаграждение. И, как гласит легенда шахмат, последний выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первое поле шахматной доски ему дали одно зернышко, за второе — два, за третье — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д. Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумною изобретателя. Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно. А искомое число зерен: 18 446 744 073 709 551615. Вот как звучит это число: 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615! Как оказалось это гораздо больше, чем можно насчитать песчинок в пустыне Сахаре - самой большой пустыне на нашей планете. Этой пшеницы хватило бы на то, чтобы 9 раз засеять всю землю (всю-всю, даже ту ее часть, что находится под водой или покрыта ледниками). Узнав про запрошенное вознаграждение, раджа был потрясен и проникся еще большим уважением к шахматам и их создателю. Практические работы Практические и лабораторные работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами, ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике. Проведение лабораторных и практических работ вносит разнообразие в уроки математики, повышает активность и самостоятельность учащихся, способствует повышению качества знаний, делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. При изучении темы «Сумма углов треугольника» в 7 классе я прошу ребят принести на урок различные треугольники. И предлагаю найти сумму углов треугольника практическим способом. У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. Возьмите их. Обозначьте углы треугольника цифрами 1, 2, 3. Оторвите два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке. Смешные истории Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Не упускаю случая следовать этому совету. В 10 классе на одном из первых уроков «Определение производной» я рассказываю учащимся диалог между водителем-женщиной и полицейским, взятый из знаменитых «Фейнмановских лекций по физике» (1965 год): - Мадам, Вы нарушили правила уличного движения. Вы ехали со скоростью 90 километров в час. - Простите, это невозможно. Как я могла проехать 90 километров за час, если я еду всего 7 минут! - Я имею в виду, мадам, что если бы Вы продолжали ехать таким же образом, то через час Вы бы проехали 90 километров. - Если бы я продолжала ехать, как ехала, еще час, то налетела бы на стенку в конце улицы! - Ваш спидометр показывал 90 километров в час. - Мой спидометр сломан и давно не работает. Как видите, полицейский не смог объяснить, что такое скорость 90 км/ч. А вы смогли бы? И, после того, как учащиеся попытаются объяснить, что такое скорость, ввожу понятие производной: «ПРОИЗВОДНАЯ ЭТО И ЕСТЬ СКОРОСТЬ». Таких примеров очень много. И, я думаю, не только в математике. Хочу заметить, что именно эти примеры взяты мной из старых учебников. (Алгебра – 9 под редакцией Теляковского, Москва «Просвещение» 1990 г. и Алгебра-10 под редакцией Башмакова, Москва, «Просвещение», 1991 г.) Так, что же такое современный урок? Это – что-то совершенно новое? Или хорошо забытое старое? В любом случае, современный урок – это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая личностные компетенции учащегося. Хочу сказать, что пока мы хотим от своих учеников высоких баллов на ЕНТ, лично я буду стараться наполнять своих учеников именно знаниями, умениями и навыками | |
Просмотров: 586 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|