Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики
« Математика дисциплинирует ум, приучает
к логическому мышлению. Недаром говорят,
что математика – это гимнастика ума »
М.И.Калинин.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, а в самой тесной связи с этим умением, находится умение
с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно с логической
и стилистической стороны – строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. Я знаю, что не все станут математиками, но умение логически мыслить, правильно говорить необходимо каждому. На уроках алгебры и геометрии существует тесная связь. Например, при решении задач по теме «Смежные углы» мы решаем такие проблемы:
1. Как уравнения помогают решать геометрические задачи.
а) По рисунку составьте задачу, в которой требовалось бы найти величины смежных углов. Решите ее х0+500.
б) Составьте задачу на нахождение величин смежных углов, которая сводилось бы к решению уравнения: х0+(х0+500)=1800
Дальше решаем это уравнение.
в) Смежные углы равны х и 180-х .Над этими величинами выполним следующее действия:
х/2; (180-х)/2
х/2;(180-х)/2 =900
Получим угол, равный 900
Что это за угол? Изобразите его на рисунке.Какую геометрическую закономерность вы заметили? Сформулируйте ее.
2.Сколько данных должно быть в задаче.
Например .Один из смежных углов больше другого на некоторую величину. Найдите углы. Хватает ли данных для решения задачи? Дополните условие и решите задачу. Всегда ли выручает аналогия?
Например, один из смежных углов увеличили в 5 раз. Как изменится другой угол?
Развивающий эффект дает не отдельно взятая задача,а вся серия задач в целом. После выполнения заданий подводим итог, даем ответ на вопрос, поставленной в проблеме.
Решая проблему, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивается мышление. Надо постоянно напоминать, что, прочитав в книге или услышав на уроке при объяснении, при ответе товарища какое –либо утверждение, полезно проверить, действительно ли оно справедливо, поставив перед собой вопросы: «Почему?», « На каком основании ?» (прием соотнесения), напоминается также, что преобразования, приведенные в книге, полезно воспроизводить, по возможности видоизменяя их (прием воспроизведения и реконструкции)
Надо приучать учащихся везде, где это, возможно, сопоставлять изучаемый материал с прежними знаниями, устанавливая сходства или различия (прием сравнения). Надо требовать при воспроизведении изучаемого материала приводить свои примеры и контр примеры(прием конкретизации). Надо посоветовать учащимся при конспектировании располагать записи в наиболее удобной форме .
Рекомендуется различным образом оформлять свои записи ,используя возможные символы: стрелки, подчеркивания, цветовые выделения (прием использования стимулирующих звеньев). Прочитав текст, учащиеся выделяют из него главное и коротко рассказывают, о чем идет в нем речь ( прием составления плана). Чтобы учащиеся действительно выполняли перечисленные рекомендации, чтобы целенаправленно управлять их мыслительной деятельностью, надо сначала ставить конкретное задание,
Направляющее усилие учащихся на использование определенных мыслительных процессов, а затем предлагать тот или иной абзац учебника, слушать объяснение.
Использование этого дидактического правила открывает заманчивые перспективы развития мышления учащихся. Надо побуждать учащихся использовать те или иные мыслительные приемы. Эти приемы он сам выбирает применительно к содержанию данного материала.Тем самым учащиеся постепенно приучаются сами себе ставить такие задания, побуждающие их применять мыслительные приемы, наиболее соответствующие содержанию изучаемого материала.Следовательно,они привыкают не просто слушать и читать, механически запоминая материал, а осмысливать, обдумывать его.
После изучения того или иного раздела полезно составлять с учащимися схемы и выполнять упражнения по этим схемам.Это позволяет повторять изученное с использованием целого ряда приемов мыслительной деятельности.
Пример: Изучив тему «Параллельные прямые »предлагаемые упражнение: «Составить схему, указывая в ней зависимость между их определениями, аксиомами, теоремами». Учащиеся составляют схемы (на первых порах вместе с учителем).
Определение а параллельно в .Способы построения. Аксиома параллельности. Другие признаки параллельности.
Если а параллельно в , то соответственно... .
Очевидно такая работа позволяет обобщить изученный материал,устанавливать взаимосвязи, которые ускользают от внимания учащихся при изучении отдельных тем.
При этом учащиеся и повторяют материал, и учатся применять различные мыслительные приемы. На уроках математики мы знакомим учащихся с понятиями, которые часто носят абстрактный характер и не могут быть представлены в виде конкретных образов.
Конечно, с одаренными детьми есть возможность заниматься дополнительно как на уроках, так и на факультативах и поддержания интереса к своему предмету, а далее – развитие познавательной активности, творческого мышления учащихся.
Самое главное в нашей работе –научить ученика добывать знания ,быть самостоятельным,т.е зажечь его. Поэтому урок надо построить так,чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным, не боялся получить « двойку » за неправильный ответ, был защищен от насмешек одноклассников, чтобы учеба была для него была бы в радость.
Создавая проблемные ситуации на уроках ,надо задавать вопросы ,которые помогают учащимся не только качественно усвоить материал,но и испытать радость соучастия ,почувствовать красоту открытия. Например, в 6 классе после изучения темы «Сложение чисел с помощью координатной прямой» переходим к теме «Сложение отрицательных чисел» мы рассматриваем несколько примеров на сложение отрицательных чисел с помощью координатной прямой ,которое уже знакомо детям. Записываем эти выражения на доске: -2+(-3)=-5 и т.д.
Учащимся задается вопрос: « Не замечаете ли вы какие –либо особенности в этих выражениях? Поднимается лес рук, и каждый ученик высказывает свое мнение.Затем делается общий вывод о сложении отрицательных чисел, учащиеся сами формулируют правила после чего сверяют с правилом по учебнику. Важным моментом является умение задавать такие вопросы которые ведут учащихся к поиску решений. При изучении параллельных прямых в 7 классе можно объяснить, что греческое слово «параллелос» означает «идущий рядом». Если затем попросить учеников изобразить параллельные прямые, то любой из них справится с заданием. Предлагаю вам, коллеги три урока где целью урока ставиться развитие логическое мышление на уроках алгебры и геометрии.
Категория: Математика | Добавил: GulzikKamalova (2014-05-13) | Автор: Развитие логического мышления
Просмотров: 675 | Комментарии: 1 | Теги: логическое мышление, математика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 3:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru