Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

«Как эффективно использовать формативное оценивание на уроках алгебры в 8 классе»
«Как эффективно использовать формативное оценивание на уроках алгебры в 8 классе»

Татенова Коркем Амангельдиновна- учитель математики

Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу,
ГУ «Средняя школа № 4 города Аксу»

¬ Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно­оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике формативное оценивание.
С каждым днем образование требует новых идей, новых подходов в обучении. В наше время 80-90-е годы качественное образование заключалось в знании предмета, уметь общаться и анализировать свои мнения. Но со временем отношение к знаниям изменилось, оно стало можно сказать формальным. Даже мы, учителя, преподавая свой предмет, не всегда можем грамотно и доступно, своим же, собственным детям, объяснить значение некоторых понятий, явлений жизни, не говоря уже о глобальных проблемах, которые происходят вокруг нас.
В данный момент школа сегодня не готова дать ребенку все. Например, учителям начальных классов приходится выполнять роль родителей, вместо того, чтобы заниматься самообразованием или изучением, внедрением новых технологий. Большую часть времени учителя проводят на работе по различным причинам или преподают большое количество уроков, поэтому очень мало времени остается на самообразование и подготовку к урокам следующего дня. Но время идет, жизнь меняется с каждым днем и мы учителя тоже должны меняться, пришло время переосмысления подходов к обучению и воспитанию, особенно переосмысление процесса воспитания. Сегодняшние родители не понимают того, что оберегая своего ребенка, они лишают его возможности самому познать этот сложный мир, не говоря уже о том, что он сам должен найти свой, доступный и понятный путь к достижению цели. Я сама как родительница троих детей оберегаю своих детей от того сложного мира, потому что я боюсь что когда мои дети столкнуться с реальностью они не смогут самостоятельно решить свои проблемы.
Дети, которые сталкиваются с реальностью и трудностями, в лучшем случае замыкаются, становятся неразговорчивыми, которые делают все по образцу или «люди – исполнители», для которых неважно, что будет дальше. Но есть и другая проблема, учительская. Учитель, давая урок, не всегда задумывается о качестве преподавания, чаще всего он старается «выложить» изучаемый материал, а не донести его до каждого ученика. Современный урок стал похож на соревнование по использованию количества материала, его ценности и значимости, но никоим образом он не нацелен на ученика, который должен осмыслить, пропустить через себя и понять: нужен ли этот материал ему на практике? На сегодняшний день учителя мало мотивируют учеников, т.к. обучение стало больше принуждением, нежели стимулом для познания чего – либо. Так, наблюдая на практике за учениками, замечаешь, что мы, учителя, больше используем глаголы повелительного наклонения, такие как «выполните», «откройте», « определите», «решите» и так далее, то есть мы используем «инструмент принуждения», хотя понимаем, что мотивация «обычно концентрирует ум и действия некоторых учеников и учителей» (Руководство для учителя). Если мотивация отсутствует, то нет и обратной связи. А обратная связь и есть связующее звено между учителем и изучаемым материалом. Опять же по наблюдениям на практике можно увидеть больше молчаливых и равнодушных учеников, лишь некоторые пытаются поддержать разговор с учителем. Процесса «учитель – ученик», «ученик – ученик» практически не наблюдается - и лишь контрольные работы, письменные задания или тесты показывают результаты учеников, которые чаще всего не устраивают ни учеников, ни, тем более, учителей.
Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем, с трудностями, но человек, который носит высокое звание учителя, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения. Не просто выражали, а могли всегда привести доказательства и применить на практике.
Изучив, «Руководство для учителя» о теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию я пришла к выводу о необходимости при подготовке к урокам использовать семь модулей для улучшения практической деятельности, что при возникновении проблемы, ее можно решить или профилировать, тщательно спланировать пути решения. Данные курсы позволили мне найти вопросы на многие ответы как учить детей, как организовать и активизировать работу детей, чтобы им было интересно на уроке, чтобы они осваивали материал не для оценок по принципу «отвяжись», а именно, пришло понимание того, для чего они учатся. Я всегда старалась разнообразить уроки, применяя, различные приемы и методы обучения, но сегодня в школу приходит другое поколение детей, которых не устраивает традиционные формы работы и просто «пичкать» их готовыми знаниями не дают должного качества. Я, как и другие мои коллеги понимала, что ребенок должен сам познавать, добывать знания, что учитель должен быть менеджером урока, но как? и какими способами организовать эту деятельность до конца не осмысливала. Теперь, я знаю, что нужно поменять в своей практике. Во – первых, поменялось мышление, во – вторых, я увидела проблемы в своей практике и определила их пути решения с помощью применения 7 модулей обучения.
На мой взгляд, не может быть качественным и полным уроком без формативного оценивание. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Формативное оценивание дает возможность мне отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает мне корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач мною совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
На каждом уроке я использую в повседневной практики формативное оценивание, а это означает, что я и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в таком виде, который приемлем как для учащихся, так и для учителя. Так что я считаю, что учителя других предметов, заинтересованные в повышении качества обучения, должны использовать формативное оценивание на каждом уроке в своей практике.
Моя деятельность в течение всего урока направлена на организацию деятельности учащихся, и я объясняю задания, переспрашивая, понятно ли то, что будем делать. Предлагаю следующие виды работ: индивидуальная (прослушать задание и выполнять задание по карточкам индивидуально), работа в парах (взаимопроверка по ключам), в группах (взаимопроверка, составление и инсценированние заданий, выработка критериев оценивания заданий, оценивание задание по критериям ).
Учащиеся обдумывают задания, самостоятельно ищут ответы на вопросы и обсуждают их в группах. Задания построены от более простых к более сложным.
(прочитать, ответить на вопросы, прослушать, ответить на вопросы, определить соответствуют или нет предложения содержанию заданий, и только потом, основываясь на полученных знаниях и навыках, ученикам в группе нужно составить и разыграть своё задание).
Полученные в процессе работы знания учащиеся применяют в новой ситуации - составляя своё задание по теме и обыгрывая жизненную ситуацию.
Для выполнения особо сложных, например связанных с оцениванием (критерии оценки задания), заданий я обеспечила учащихся поддержкой - карточками с подсказкой, необходимой для конструирования грамотно составленных заданий.
Я думаю, что формативное оценивание –это неотъемлемая часть урока, логичное завершение каждого этапа , также как четкая установка и правильно поставленная задача перед началом выполнения задания, поэтому на данном уроке, оценка не включена мною в цели, а идет как сопутствующая задача, необходимая для корректирования планирования последующих уроков.
В течении урока ученикам была дана возможность основываться на ранее полученных знаниях – квадратные уравнения, решения квадратных уравнений по теореме Виета, нахождение дискриминанта, построение параболы. Также я предлагала им дополнительную информацию, где они должны были выбрать самое главное и заполнить таблицу.

Фото 1. Группа № 4
В группе № 4 работали учащиеся с низкой учебной мотивацией, но с этим заданием они хорошо справились и оценили себя объективно. Можно сделать выводы, что учащиеся могут находить нужные слова, выделять главное, которые необходимы были при выполнения этого задания и работа в группе им очень помогла в этом.
Я планировала оценочную деятельность учеников после каждого задания. Оценивание было формативным- взаимопроверка по ключам, оценивание работы группы по разработанным критериям (составление и инсценированное задание). Результаты оценивания нужно было занести в таблицу и прокомментировать ( оценивание было объективным). Я собирала заполненные листы с оценками. Сравнивала со своими отметками и выставляла в журнал (оценивание обучения) после урока с комментариями. Хорошо было бы, конечно, прокомментировать и отметки на уроке, но на эту работу иногда не хватало времени.
Результатом сотрудничества и взаимопомощи стало составленное задание других групп по теме решение квадратных неравенств с помощью графика, с обязательным использованием вопросов открытого и закрытого типа. С заданием справились все группы, но задание группы № 3 было интереснее, в нем было меньше ошибок, он соответствовал требованиям. Здесь можно было увидеть, что выполняя одно задание результат у талантливых и одаренных был другим. Группы формировались методом «считалочки», и то, что в группе №3 оказались ученики более способные к изучению алгебры, случайность, но на следующий урок выбрала другой способ деления.
Задание творческого уровня показало, что учащиеся усвоили материал, и все цели были реализованы, каждый ученик в пределах своих интеллектуальных и творческих способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя. Ученики использует ранее полученные знания в собственных целях. Задания последовательно тренировали воображение и развивали все каналы восприятия.
(Презентация- визуалы, аудио записи, беседы и обсуждения- аудиалы, инсценирование-кинестетики.)
В качестве рефлексии, ученики должны были обсудить в группе и записать одним предложением ответы на вопросы- что? где? когда? почему и как? они делали в ходе урока. Почему-то все ученики предпочли записать самостоятельно в тетрадях, с заданием не справились Андрей М. и Борис З. Думаю, если бы все стали обсуждать и составлять предложение вместе, у них бы тоже появились идеи, и они бы оформили свои мысли. Как и прежде для того, чтобы логично все закончить, нужно больше времени. Предложения я прочитала в тетрадях после урока.
Также по окончанию урока я всегда предлагала учащимся заполнять карточки для формативного оценивания (индекс-карточки, сигналы рукой, светофор, одноминутное эссе, проверка ошибочности понимания, трехминутная пауза, мини-тест, элективный тест, дневники по самооценки), то есть увидеть обратную связь, на сколько усвоена ими тема урока.



Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях учеников, может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков и так далее.
На домашнее задание времени оставалось всегда мало, обычно я объясняю, как его нужно выполнять, но иногда у меня записано уже на доске номер и страницы, и я всегда давала домашнее задание творческого характера, составить кроссворд, сканворд, анаграммы, ребусы и т.д.
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию, хотя в отдельных случаях, возможно, понадобиться использование особого, продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест могут содействовать достижению вышеуказанных целей, но не менее эффективным может оказаться и профессионально сформулированный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы я всегда требую, чтобы они были интерпретированы мною. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных на уроке. Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний.
При проведении стратегий для учащихся, которые выбирает учитель на своем уроке для понимания изученного материала и оценивания своих знаний и знаний своих одноклассников, стали значимыми. Самооценивание и взаимооценивание в паре или группе дает возможность безболезненно исправить допущенные ошибки учениками, определить степень понимания материала, определиться с помощью, которая необходима каждому ученику. Определяя такие задачи на каждом уроке, учащиеся стали задумываться над тем, как лучше и доступно это выполнить. Такое желание появилось у них после третьего урока, так как они уже стали презентовать свои модели ответов, сравнивая их с другими группами. В сравнении учащиеся стали обращать внимание и на умение работать в группе, ценить рядом сидящих одноклассников, обучать их, и, самое главное, слушать и слышать тех, кто находится рядом. При проведении стратегии «Ментальная карт» слабоуспевающий Андрей, смог при помощи лидера -Кристины, выделить те главные слова, которые были необходимы при составлении ментальной карты. Эта помощь развила навыки саморегуляции у Андрея, и уже на других уроках он смог работать самостоятельно. Учитывая даже эти изменения в работе, можно сказать, что учителю необходимо продумывать не только задания для изучения, но критерии оценивания с целью дальнейшего обучения и оценивания обучения учеников. Этот постоянный анализ своей деятельности необходим учителю для дальнейшего личностного роста, самое главное не будет наблюдаться «эмоциональное и профессиональное выгорание».
В итоге, что дает ученику формативное оценивание:
1.Развитие умения оценивать свои знания и знания одноклассника.
2.Определение и исправление своих пробелов.
3.Влияние оценивания на мотивацию.
4. Понимание того, как улучшить своё обучение .
Компонентами формативного оценивания для учителя я считаю это:
1.Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
2.Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3.Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4.Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
5.Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. «Черный ящик: что там внутри?»

Литература:

1. «Руководство для учителя»
2. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики М., Просвещение, 1995г.
3. Спиваковская А. С Игра – это серьезно. М., Педагогика, 1981 г.
4. Т,Д. Гаврилова. Занимательная математика. Издательство « Учитель», 2003г.
Категория: Математика | Добавил: korkem (2014-05-20) | Автор: Татенова Коркем Амангельдиновна E
Просмотров: 2631 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 3:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru