Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы в качестве ведущих приоритетов, на современном этапе развития общеобразовательной школы определят следующие: трансформацию содержания образования от знаниецентристского к компетентностному подходу, ориентированному на результат; формирование у обучающихся потребностей и умений самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленного и систематического приобщения к научным способам познания, развитие обучающихся как личности и субьекта деятельности. Будут внедрены эфективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. Переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием инновационных технологий. В процессе обучения математике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Автор данной работы поставил цель: Провести анализ основных методических требовании которые предоставляется к современному уроку. Задачи: Рассмотреть значение обобщение и систематизация ЗУН в обучении алгебры. 2. Выделить основные требования к уроку обобщение и систематизация. 3. Разработать систему уроков обобщения и систематизации ЗУН по алгебре в 7 классе. Обобщение - это формулирование выводов, заключений и законов из фактов, анализов событий и явлений, а систематизация означает привести в систему в одно целое. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни». Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систе¬матизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по сво¬ему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предо¬пределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобще-ния и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков. Обобщение учениками фактиче¬ского материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников зна¬ния, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходятся рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов. Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам. № Сравниваемые признаки Традиционный урок повторения -обобщения Современный урок обобщения и систематизации знаний 1 Учебные цели урока 1) Повторить и закрепить пройденный материал; 2) Обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде 1) Актуализировать знания учащихся; 2) Углубить полученные знания; 3) Обобщить знания; 4) Систематизировать прикладные и фундаментальные знания 2 Развивающие цели урока Развить умения: 1) Группировать объекты; 2) Выделять сходства и различия между ними; 3) Приводить знания в систему 1) Устанавливать связи внутри математических понятий, теорий; 2) Выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) Устанавливать причинно-следственные связи между ними. 3 В основе систематизации Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составление схем Выполнение различных заданий, задач и анализ полученных результатов выраженный в виде классификации и выводов 4 Способ представления знаний Знание представляется в расположенном перечне элементов изучаемого материала Знание представляется в соответствии с его познавательным значением 5 Форма работы на уроке Обзорные лекции, уроки-семинары 1) Итоговые беседы 2)Занятия обобщающего характера 3) Уроки- конференции 4) Круглый стол 6 Форма обучения Информационно- объяснительное обучение Деятельностное, развивающее обучение 7 Время организации урока В конце изучения темы или раздела курса На любом этапе изучения темы Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения. Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся по математике необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке. Для того, чтобы решить поставленную проблему, необходимо разработать современную технологию проведения урока систематизации и обобщения знаний учащихся по математике, которая бы позволила сократить время на подготовку к данному уроку. В качестве примера показана нами урок по теме «Формулы сокращенного умножения» в 7 классе. Цель: 1. Закрепить знания, умения и навыки учащихся в применении формул сокращенного умножения при выполнении различных заданий. 2. Способствовать воспитанию у учащихся внимания и аккуратности в применении формул. Вызвать интерес к полученному результату. 3. Развивать вычислительные навыки учащихся и интерес к предмету. Тип: Урок обобщения и систематизации Ход урока. Основное содержание материала Деятельность Учителя Ученика І. Организационный момент. Постановка цели урока Формулирует кратко: Тема нашего урока «Формулы сокращенного умножения» (записана на доске). Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания формулы и используем эти формулы при выполнении различных заданий. Рапорт дежурного. ІІ. Актуализация ЗУН. а) Проверка знания буквенной записи формул сокращенного умножения. Проверка формул на доске. б) Карточка (2-3 человека) – дифференцированная работа. в) Устная фронтальная работа: г) Подведение итогов фронталь-ной работы: а)У меня на столе положены листы с формулами сокращенного умножения. Каждая формула разрезана на 2 части. Листы перемешаны. Задание: восстановить все формулы на доске, закрепляя листы магнитами. б) Продолжи выражения: 1 ученик: (a – 5 )2 = ___ – ___ + ___ (a – 5) 2 = a2–10a+25 (x4 +c2)2=__+ __ + __ (x4 +c2)2=x8+2x4c2+c4 a3 – 125x9 =(_ – _)(_+ _+_) a3–125x9 =(a–5x3)(a2+5ax3+25x6) 2 ученик: (3a2 – 5b)2 = ___ – ___ + ___ (3a2 – 5b) 2 = 9a4–30a2b+25b2 (5x3 + 0,4c2)2=__+ __ + __ (5x3+0,4c2)2=25x6+4x3c2+0,16c4 27n6+ 64 = (_ + _)(_ – _+_) 27n6+64 =(3n2+4)(9n4–12n2+16) Верно ли? а) (0,04-b)(0,04+b)=0,016-b б) 1+х+х =(1+х) в) 25х +40х4у +16у =(5х +4у ) г) (3-а)(3+а)=3-а д) (2-а)(4+2а+а )=8+а Вопросы карточки. г) Подводит итоги работы. Мы повторили с вами формулы и основные действия, которые умеем выполнять – возвести в квадрат, разложить на множители. Сейчас открываем тетради и подписываем число, классная работа. a) 1 ученик самостоятельно выполняет задание на магнитной доске по карточке. (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (a – b)2 = a2 – 2ab + b2 a2 – b2 = (a – b)(a + b) a3 + b3= (a + b)(a2 – ab + b2) a3 – b3= (a – b)(a2 + ab + b2) (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 (a – b)3 = a3 – 3a2b + 3ab2 – b3 б) Самостоятельно выполняют задания. Отвечает ученик, работавший у доски. Ученики устно находят верное выражение и отвечают. III. Закрепление. а) Работа на доске и в тетрадях. б) Работа по учебнику. . г) Работа на доске и в тетрадях. Диктант с проверкой. Критерии оценки по правильным ответам. 8 плюсов – «5» 7-6 плюсов – «4» 5-4 плюсов – «3» Менее 5плюсов – не справился. Поднимите руки, кто получил «5», а кто «4»? Продолжим дальше Формулы сокращенного умножения встречаются и в других заданиях. Например, 1. Упростить выражение. а) (x – 5)2 + 3(4x -2)(4x+2)= Что значит – упростить выражение. Вспомним о порядке действий. Какие формулы были тобой использованы? Сформулируй правило нахождения квадрата суммы. б) (2x+1)(1-2x) – (0,2x -5)2= (дополнительно) 2. Решите уравнение. № 1044 (а, в) а) на доске и в тетрадях. Какие формулы были тобой использованы? Сформулируй правило нахождения разности квадратов. в) с комментированием. Какие формулы были тобой использованы? Сформулируй правило нахождения разности кубов. (Решение прилагается) 4. На левой скрытой доске. 1. b2 – c2 2. 36 – 25a2 3. 49y8 – 4b2 4. x2+6x+9 5. 16y2–8xy+x2 6. 25+20ab3+4 a2b6 7. b3–27c3 8. Решите уравнение x2 – 9 = 0 5.№ 1070(в) Читаем задание. Что нужно сделать? Как будем выполнять? в) х(x+3)2-(x-1)(x2+x+1) при x=-4. г) (2р-1)(4р2+2р+1)-р(р-1)(р+1) при р=1,5(запасное). Какие формулы были тобой использованы? Сформулируй правило нахождения разности квадратов. Как запомнить эти формулы: «Треугольник Паскаля» 1 1 1 1 2 1 1 3 3 1 (a+b)^0= 1 (a+b)^1= a^1 b^0+a^0 b^1 (a+b)^2= a^2 b^0+2ab+a^0 b^2 (a+b)^3= a^3 b^0+〖3a^2 b+3ab〗^2+a^0 b^3 а в остальных формулах меняются только знаки. Ученик работает у доски: (x – 5)2 + 3(4x -2)(4x+2)= =x2-10x+25+3(16x2-4)= = x2-10x+25+48x2-12= =49x2-10x+13.Оценка (2x+1)(1-2x) – (0,2x -5)2= =1-4x2–(0,04x2–2x+25)= =-4,04x2+2x-24. Проверка (на правой скрытой доске): 1. (b-c)(b+c) 2. (6-5a)(6+5a) 3. (7y4-2b)(7y4+2b) 4. (x+3)2 5. (4y-x)2 6. (5+ 2ab3)2 7. (b–3c)(b2+3bc+9c2) 8. Решите уравнение x2 – 9 = 0 (x-3)(x+3)=0 x-3=0 или x+3 =0 x=3 x=-3 Ответ: -3;3 - Найдите значение выражения. - Сначала упростим, потом подставим значение. IV. Итог урока Рефлексия Сегодня на уроке мы закрепили знания формул, каждый из вас проверил эти знания, а также, вместе с этим и умение использовать эти формулы при выполнении различных заданий. Заверши фразу в соответствии с твоим настроением на данный момент. На следующих уроках мне бы хотелось… Научиться … Прочитать подробнее… Изучать… Искать решения… Ученики отвечают на вопросы V. Задание на дом. (3мин) По теории Практическая часть Откройте дневники: Записывает на доске задание на дом: Повт. формулы. Карточка, № 1044(б). Записывает задание на дом в дневник. | |
Просмотров: 1066 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|