Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

программа элективного курса изучения математики
Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами
( Элективный курс для учащихся 10-11классов)

Учитель: Топанова Р.А
ГУ «Московская средняя школа отдела
образования Есильского района
Акмолинской области»

Пояснительная записка

Сегодня Казахстан интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе. Развитие информационного общества, преобразования рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Математическая образованность и логическое мышление формируются не только при изучении курса математики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль.
Задачи с параметрами практически не представлены в школьном курсе математики.
Задачи с параметром представляют существенную и важную часть современного школьного математического образования. Очень серьезные трудности логического характера вызывают обычно уравнения, неравенства и системы уравнений или неравенств с параметрами, в которых требуется найти такие значения этих параметров, при которых выполняются некоторые требования, например: уравнение имеет единственное решение, или, наоборот, уравнение удовлетворяется всеми допустимыми значениями х, или всякое решение одной системы уравнений является решением другой системы, или всякое решение одного неравенства является решением другого и т.п.
Сейчас задачи с параметром венчают варианты задач ЕНТ по математике. За последние десятилетия задачи с параметром породили массу литературы и, можно сказать, стали целой теорией.
Среди разнообразных формулировок « задач с параметром» есть несколько, которые чрезвычайно важны при изучении математики в вузах. Именно поэтому такие задачи с параметром обязательно должны присутствовать в школьном курсе. По крайней мере, их присутствие – оправдано.
Знакомство с параметрами в школьной алгебре полезно не только для поступления в вуз, но и само по себе. Ведь задача с параметром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи ( и понимать, какие именно случаи нужно рассмотреть), что приучает к внимательности и аккуратности. Даже при записи ответа нужно быть предельно сосредоточенным, чтобы не упустить ни одной из частей его полученных в ходе решения. Подчас задачи с параметрами требуют довольно тонких логических рассуждений. Неудивительно поэтому, что параметрические задачи считаются достаточно трудными.
Изучаемый курс вводит нас в мир параметров на материале уравнений и неравенств, приводящихся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений и неравенств хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает слишком больших трудностей, но в то же время позволяет сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Данный курс и призван обеспечить математическую поддержку, систематизировать и углубить знания по математике, формировать умения применять эти знания при решении задач. Изучение курса способствует формированию у учащихся представлений о математическом моделировании как методе познания реальной действительности. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, могут служить фундаментом для дальнейшего изучения математики.
В основе программы лежат следующие дидактические и психологические принципы:
1) Материал излагать в доступной теоретической и практической форме:
- о простого к сложному;
- от теории к практике;
- наглядность ( опорные задачи);
- самостоятельность;
- креативность.
2) Создавать ситуацию психологического успеха для каждого, учитывая психологические способности одаренных детей;
3) Создавать научно – исследовательский потенциал.
Цели данного курса:
- Формирование у учащихся представлений о математике как практическом инструменте, помогающем в различных областях знаний, о математическом моделировании как методе познания реальной действительности;
- Систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения задач с параметрами с учетом их интересов и склонностей, развитие математического мышления, воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и её приложению, воспитание и развитие у учащихся инициативы и творчества;
- Формирование умений применять математические знания для решения задач с параметрами;
- Создание математической базы для продолжения образования в высших учебных заведениях;
- Развитие у учащихся умения творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Подготовка учащихся к ЕНТ и поступлению в вуз.

Задачи курса:
- Расширение и развитие математики в общеобразовательной школе, сближение элективного курса с современной математикой как наукой, дополнение отдельных разделов из курса математики;
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Для освоения курса достаточно знаний по курсу математики основной школы на базовом уровне по следующим темам:
- проценты, основные задачи на проценты;
- арифметическая и геометрические прогрессии;
- алгебраические выражения и формулы;
- алгебраические дроби и действия с ними;
- линейные уравнения и неравенства и их системы – квадратные уравнения и неравенства;
- линейная функция, ее свойства и график;
- квадратичная функция, ее свойства и график.

Содержательная часть
Требования к знаниям и умениям, которые должны получить школьники в результате обучения по данному курсу.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь: правильно употреблять термины и формулы; решать конкретные задачи с параметрами, прогрессии; строит и преобразовывать графики функций; правильно употреблять экономические термины; понимать геометрическую интерпретацию систем линейных неравенств; развивать свое мышление, т.е. формировать умения и навыки применения различных приёмов мыслительной деятельности, что осуществляется следующими этапами: знакомство с отдельными мыслительными приёмами, совместно приходить к выводу, с которым познакомились в процессе изучения новой темы или решения задачи, выбор того или иного мыслительного приёма.

Содержание курса ( 1ч. в неделю, всего 34ч)
Нормативная часть
Важную роль при разработке программы элективного курса играет тематический план, который позволяет четко сбалансировать содержание учебной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Кол-во часов Сроки Форма проведения Форма контроля
1 Введение 1 Беседа, лекция
2-3 Линейные уравнения с параметрами 2 Лекции, практические занятия
4-5 Решение квадратных уравнений с параметрами 2
6-7 Решение более сложных квадратных уравнений с параметрами 2 Лекции, практические занятия
8-9 Системы линейных уравнений с параметрами 2 Лекция
10-11 Решения систем линейных уравнений с параметрами 2 Практические занятия
12-13 Решение систем линейных уравнений, когда коэффициенты равны нулю 2 Лекции , практические занятия
14-15 Решения уравнений и систем уравнения на повторение 2 Практические занятия
16 Контроль знаний 1 Контрольная работа
17-18 Линейные неравенства с параметрами 2 Лекции,практические занятия
19-20 Решение линейных неравенств и систем неравенств с параметрами 2 Практические занятия
21-23 Дробно-линейные уравнения с параметрами 3 Лекции, практические занятия
24-25 Решение дробно-линейных неравенств с параметрами 2 Практические занятия
26-27 Решения более сложных дробно-линейных неравенств и их систем 2 Практические занятия
28 Контроль знаний 1 Контрольная работа
29-31 Решение систем уравнений, содержащих различные виды уравнения 3 Практические занятия
32 Контроль знаний 1 Тесты
33-34 Заключительное занятие (решение уравнений с параметрами – это интересно) 2 Научно-практическая конференция

Требования к уровню усвоения курса:

- по окончании изучения курса учащиеся должны знать / понимать:
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач с параметрами;
- иметь представление : о применении задач с параметрами в повседневной жизни;
- решать уравнения с параметрами;
- решать уравнения, содержащие знак модуля;
- решать уравнения с избыточным числом переменных;
- решать уравнения с двумя неизвестными второго порядка;
- решать системы уравнений, содержащие различные виды уравнений;
- применять свойства функций для решения нестандартных уравнений;
- использовать графики функций для решения нестандартных уравнений;
- изменять степень уравнения.

Контроль:

В ходе занятий учащиеся выполняют индивидуальные задания, а по окончании занятий курса тесты, контрольные работы.
Обсуждение результатов выполнения теста желательно проводить во время последнего занятия, после завершения теста, с анализом ошибок, куда могут быть приглашены и не изучавшие данный курс учащиеся. Это может иметь не только познавательный, но и мотивационный эффект.

________________________________________________
Список использованной литературы

1. Крамор В.С «Повторяем и систематизируем школьный курс математики». Справочный материал
2. Учебно-методические пособия Сборники тестовых заданий Математика 2009-2013гг Министерство образования и науки РК
3. Учебно – методические газеты «Математика» ( приложения 1 сентября) № 4 от 2005г, № 17 от 2006г, № 1 от 2007г, № 12 от 2008г, № 12 от 2009г, № 9 от 2012г
4. Республиканская учебно-методическая газета «Мұғалім.KZ» Математика. Информатика. № 7 от 2011г, № 3 от 2013г, № 1 от 2014г
5. Республиканский научно-методический журнал «Математика» в Казахстанской школе. № 4 от 2008г, № 2 от 2009г, № 5 от 2010г, № 1-4 от 2012г
6. Шарыгин Н Факультативный курс по математике. Решение задач.
7. В.А.Далингер Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике. Учебное пособие. Омск 1995г
8. Энциклопедический словарь юного математика. Составитель А.П.Савин. М.Педагогика 1985г
9. Виленкин Н.Я и др. учебные пособия для учащихся 10-11классов с углубленным изучением. Просвещение 1999-2000гг
Категория: Математика | Добавил: Ташик (2014-06-06) | Автор: Топанова Роза Ахметбековна E
Просмотров: 990 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 1:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru