Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Коррекционные игры и упражнения на развитие когнитивных процессов на уроках математики Применение коррекционных игр и упражнений на уроках способствует повышению мотивации познавательной деятельности. Формирование мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учиться развить инициативность, самостоятельность, творческий потенциал, познавательные интересы помогают коррекционные упражнения. Задача учителя – в полной мере использовать возможности для развития мышления, внимания, памяти при обучении детей математике. Проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении математики, однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом и врождённую любознательность детей. Для этого предлагаются коррекционные упражнения с «окошками» и пропущенными знаками действий. Например: 4 2 = 6 10 - □ = 5 Верно ли, что 10 см больше 1 дм? Применение приёма классификации на уроках математики позволяет расширить имеющиеся в практике методы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности. Такая работа содержит элементы игры в коррекционных упражнениях и элементы поисковой деятельности, что повышает мотивацию познавательной деятельности, обеспечивает самостоятельное выполнение работ. Из опыта своей работы могу выделить следующие виды заданий на классификацию: 1. Убери лишний предмет, назови лишний предмет, дай название группе предметов, сравни, найди отличия. 2. Задания, в которых указаны основные классификации. 1) Разбей данные числа на группы, в первой запиши числа меньше 10, во второй больше 10. 2) Разбей примеры на группы, чтобы в каждом были похожие записи 3+1, 4-1, 5+1, 7+1, 8-1… 3) Разбей числа на 2 группы – однозначные и двузначные: 2, 7, 15, 14, 4, 18, 16, 3 и т.д. В своей деятельности использую графические схемы в устном счёте и при решении задач. Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывают дидактические материалы. Использование на уроках математики опорных схем, таблиц способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить. Коррекционные упражнения по математике позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности активнее использовать математические знания в повседневной жизни. При составлении коррекционных упражнений используются методы наблюдения, сравнения. В качестве объектов наблюдения выступают коррекционные упражнения с чертежами, таблицами, опорами. Метод наблюдения в сочетании с практической деятельностью используется при изучении геометрического материала, например, при изучении свойств сторон прямоугольника учащиеся получают модель прямоугольника, измеряют стороны прямоугольника, делают вывод: противоположные стороны равны. Детям предлагается отыскать предметы, имеющие форму прямоугольника, квадрата. Для повышения мотивации познавательной деятельности лаются коррекционные упражнения на частично-поисковый метод в сочетании с практическим и на основе сравнения, наблюдения, чаще ставятся вопросы: «Чем похожи?», «Чем отличаются?». Современный этап образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребёнка и его самореализацию в жизни. Общим для детей с особыми возможностями здоровья являются: • Недостаточность внимания; • Гиперактивность; • Снижение памяти; • Низкая работоспособность; • Лёгкая отвлекаемость; • Быстрая утомляемость. В процессе обучения таких учащихся используют индивидуальные коррекционные виды работ, которые способствуют формированию мотивации познавательной деятельности, развивают умения и навыки, создают условия для активного воспроизведения материала, для воспитания интереса к предмету, развития внимания, памяти, мышления, для обогащения словарного запаса. Большое внимание уделяю коррекционным развивающим заданиям. К наиболее эффективным приёмам в обучении детей следует отнести приём сравнения. Например, дети правильно называют предмет большим или меньшим, но они должны обосновать выбор большого или маленького предмета. Если предметы плоские (модели кругов, квадратов, прямоугольников), можно использовать приём приложения. Если предметы объёмные (матрёшки, трёхмерные модели), использую приём вложения. Также эффективны и интересны для детей коррекционные задания на сравнение предметов по одному признаку: по длине, высоте, глубине, толщине. В результате выполнения сравнений на основе практических действий появляется умение только представлять их, не производя действий реально. Для детей с особыми возможностями здоровья использую коррекционные задания: обвести, раскрасить рисунок, слепить большие и маленькие шарики, морковки, грибы. В результате у учащихся появляется умение проводить сравнение предметов, совокупности предметов. В коррекционных заданиях учу ориентироваться на плоскости и в пространстве при помощи игрушек и карточек с изображениями предметов. Организую предметно-практическую деятельность. В доступной форме сообщаю детям смысл и значение совершаемых реальных действий. Многократно повторяю тему урока в различных вариантах. Включаю в уроки игры и игровые моменты, дидактические игры (загадки, лото, исправление ошибок) с применение предметно-практической деятельности. Практические коррекционные задания способствуют развитию познавательной мотивации, практических умений и навыков, необходимых в жизни умений измерять предметы, ориентироваться в пространстве, во времени и т.д. | |
Просмотров: 1996 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|