Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Решение уравнений высших степеней.
Решение уравнений высших степеней.
Общих формул нахождения корней алгебраических уравнений высших степеней нет, и поэтому об их решении говорят как об искусстве решать пример нестандартно.
Рассмотрим некоторые методы решения уравнений:
Уравнения вида аnхn+an-1 ∙ x n-1+…+a1x+a0=0 называется симметричными, если аn=a0, an-1=a1; …, т.е. если равноудаленные от концов коэффициенты попарно равны.
Пример х4 - 2х3 - х2 + 1 = 0
Т.к. х=0 не является решением уравнения, то разделив обе его части на х2, получим
Х2- 2х-1 - 2/х + 1/х2 = 0
(Х2 + 1/х2) – 2 ∙ (х + 1/х) – 1 = 0
Замена: х + 1/х = а
(х + 1/х )2= а2
Х2 + 2 + 1/х 2 = а2
Х2 + 1/х 2 = а2 – 2
а2 – 2а -3 = 0
а1=3, а2 = -1
х + 1/х = 3 2) х + 1/х = -1
х1/2 = (3+√5)/2 нет решений
Ответ: (3+√5)/2
Пример х4 - 2х3 – 6х2 + 2х + 1 = 0
Ответ: 1; 2 ± √3
II. Уравнение вида (х+а) ∙ (х+в) ∙ (х+с) ∙ (х+d) = е сводится к квадратному, если а + в = с + d
Пример (х-4) ∙ (х-5) ∙ (х-6) ∙ (х-7) = 1680
(х-4) ∙ (х-7) ∙ (х-5) ∙ (х-6) = 1680
(Х2 - 11х + 28) ∙ (Х2 - 11х + 30) = 1680
Обозначим: Х2 - 11х + 28 = а
а ∙ (а + 2) = 1680
а2 + 2а – 1680 = 0
а1= - 42, а2 = 40
х2 - 11х + 28 = -42 2) х2 - 11х + 28 = 40
х2 - 11х + 70 = 0 х2 - 11х – 12 = 0
нет решений х1 = 12 х2 = -1

Ответ: -1, 12
Пример (х + 1) ∙ (х + 2) ∙ (х + 4) ∙ (х + 5) = 40
(х + 1) ∙ (х + 5) ∙ (х + 2) ∙ (х + 4) = 40
(х2 + 6х + 5) ∙ (х2 + 6х + 8) = 40
Ответ: -6, 0
Пример х ∙ (х + 1) ∙ (х + 2) ∙ (х + 3) = 24
х ∙ (х + 3) ∙ (х + 1) ∙ (х + 2) = 24
(х2 + 3х) ∙ (х2 + 3х + 2) = 24
Ответ: -4, 1

III) Метод замены переменной
Пример х4 – х3 – 4х2 + 2х +4 = 0
Замена: t = х - 2/х
t2 - t = 0 t1 = 0, t2 = 0
х - 2/х = 0 х - 2/х = 1
х = ±√2 х = -1, х = 2
Ответ: ±√2 , -1, 2
Пример х3 + 3х2 + 7х + 10 = 0
Ответ: -2
4 Метод неопределенных коэффициентов.
Пример х4 + х3 – 8х2 + 3х + 5 = 0
Разложим многочлен х4 + х3 – 8х2 + 3х + 5 на два квадратных множителя:
х4 + х3 – 8х2 + 3х + 5 = (х2 + ах + в) ∙ (х2 + сх + d)
Найдем «неопределенные» целые коэффициенты а,в, с и d. Приравниваем слева и справа коэффициенты при одинаковых степенях:
{█(1=а+с @-8=ас+в+ d@3=аd+ вс@5=вd)┤
Т. к. множители в последнем уравнении системы равноправны, то можно считать, что в = 1 или в = -1. При в = 1 d=5,ас=-14, а + с = 1 целых решений нет.
При в = -1, d=-5,ас=-2, а + с = 1. Получаем, что либо а = 2, с = -1, либо а = -1, с = 2.
Третьему уравнению удовлетворяет лишь вторая пара.
Тогда х4 + х3 – 8х2 + 3х + 5 = (х2 - х - 1) ∙ (х2 + 2х - 5)
Ответ: (1 ± √5)/2; √6 ± 1
Пример № 344 из учебника «Алгебра и начала анализа» для 11 класса.
32х4 – 48х3 – 10х2 + 21х + 5 = 0
Ответ: -1/2; -1/4; 1; 11/4 .

В пробных сборниках по подготовке к ЕНТ также встречаются аналогичные задания.
ЕНТ 2010-2011 (х+1)(х+2)(х+3)(х+4)=120 Ответ: - 6;1.
Х4-5х3+6х2-5х+1=0 Ответ:2±√3
ЕНТ 2012 вар13 №20 (х+1)(х+3)(х+5)(х+7)=-15 Ответ: -4±√6;-2;-6.
ЕНТ 2010 вар4 №11 1\х(х+6) -1\(х+3)2=-9\20 Ответ: -5;-1;-3±√5.

Разнообразные приемы и методы решения уравнений способствуют повышению уровня математического развития детей и расширению их кругозора.
Литература.
Рустюмова И.П. Пособие для подготовки к ЕНТ – Алматы, 2007
Цыпкин А.Г Справочник по математике .- М, «Наука», 1984
Абылкасымова А., «Алгебра и начала анализа». Учебник для 11 класса.- Алматы, Мектеп, 2011,
Башмаков М.И. Уравнения и неравенства – М. Наука, 1971
Автор: Елюбаева Гайша Ищановна,
Категория: Математика | Добавил: Ushitel (2014-06-12) E
Просмотров: 1288 | Теги: уравнение, математика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 1:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru