Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков. Тема урока: «Угол. Виды углов.» Цель урока: Расширить знания учащихся о геометрической фигуре угол. Ожидаемые результаты: Знать понятия: прямой, развёрнутый, острый и тупой углы. Понимать, как отличаются виды углов друг от друга. Уметь строить углы с помощью линейки и чертёжного треугольника. Данный урок второй в серии последовательных уроков из раздела «Геометрические фигуры», расширяющий знания учащихся, полученные в начальной школе. Для знакомства с классом и создания благоприятной коллаборативной среды я организовала игру «Хорошо ли мы знаем друг о друге». Дети говорили в начале занятия, что очень хорошо знают друг о друге, так как учатся вместе с первого класса. В парах рассказывали о себе охотно, но поделиться со всем классом сразу не нашлось желающих. Оказалось, что дети почти не знают об увлечениях и друзьях соседа по парте. Все были довольны полученной информации. После составления социометрической таблицы по итогам анкетирования учеников стало понятно, что коллектив не сформирован, в классе нет лидера, в основном дети общаются малыми группами. Есть отверженные дети Эля, Яна, Елмурат, сёстры Алиевы. Все дети любят задавать много вопросов, бывает, жалуются, а в основном шалят, с интересом принимаются за все дела вместе, наперебой соревнуются, играя. Во время дежурства по школе помогали мне, и каждый хотел иметь поручение, добросовестно выполняют работу и следят за порядком. На субботнике работали с радостью, самостоятельно, ревностно следят друг за другом и не медленно сообщают о проделанной работе, принимаются активно за другие дела и всё это в игре и в общении друг с другом. Бывает, жалуются безосновательно, тем самым показывают свою заинтересованность в вопросе и привлекают к себе внимание. В основном чувствуют себя комфортно в классе и, на переменах и на уроках. Часто увлекаются своими разговорами и не слышат учителя, не слышат звонка, внимание рассеянное, долго не могут успокоиться, собраться, включиться в работу на уроке, только что -то интересное и увлекательное позволяет детям настроиться на восприятие. Класс очень сложно организуется после перемен, и, учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, я начинаю урок с демонстрации фильма «Солнышко лучистое», чтобы привлечь внимание детей. Данная вводная игра помогла мне организовать учеников. Дети все смотрели на экран и подпевали. Этап актуализации знаний начинаю с нового подхода деления на группы по картинкам «равные углы на часах»: две группы - острые и тупые углы, по одной группе - прямые, развёрнутые углы. Все дети хотят быть консультантами в группе, и в нескольких группах мне пришлось самой назначить консультанта, так как дети спорили между собой. Объяснила, что консультантом может быть каждый, и первое задание консультанта - записать всех в оценочный лист и следить за выставлением баллов за работу на уроке и за выполнением заданий. Я предложила детям в группе ответить на вопросы: Сколько время показывают часы на их картинках? В какое время стрелки часов покажут угол равный вашему углу? На простой вопрос ответили все и причём сразу, не задумываясь, а вот сложный вопрос привёл многих в замешательство, только две группы смогли назвать другое время и по их ответам ещё две группы нашли ответ, а вот оставшимся двум группам пришлось помогать всем классом. Стало ясно, что дети понимают, что от них требуется, но не хватает знаний для ответа и умения критически мыслить. На этом этапе я организовала работу детей с наглядным материалом картинками, учитывая возрастные особенности детей. В целях развития критического мышления учеников, беседа в группе была организована по вопросам низкого и высокого порядка. Так все дети наглядно повторили, проговорили, написали и вспомнили, что углы бывают разных видов и что на уроке будем изучать виды углов. На следующем этапе урока проверяли домашнее задание. Все дети выполнили на выбор одно из заданий, кто в тетрадях, многие на альбомных листах и двое детей сделали презентации. Каждый ребёнок выполнил задание на своём уровне, творчески. Несколько учеников класса придумали и записали сказки в своих тетрадях, а Тимур одарённый ученик не только придумал, но и сделал презентацию своей сказки и выступал на уроке, комментируя презентацию. Эля, девочка с низкими учебными возможностями, также придумала свою сказку и получилось очень хорошо. В сказках говорилось о путешествии угла, о непослушном мальчике, которого поставили в угол, о разных геометрических фигурах. Многие дети составили вопросы похожие на те, что придумывали на предыдущем уроке, но они уже были правильно сформулированы, то есть дети улучшили свои вопросы. Я поняла, что такие домашние задания развивают детей, учат их самостоятельности, поиску, творчеству. Такие задания дают возможность проявить себя детям и увидеть себя успешными, сравнить свою работы с работами других и оценить себя самим. Консультанты заполняли оценочные листы и дети понимали, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. «Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.» (Руководство для учителя стр.163 Группа реформы оценивания 2002). Этап осмысления начался со знакомства с темой урока, просмотром презентации о видах углов. Я по ходу просмотра комментировала слайды, объясняла: на первом слайде повторение определения "угол, вершина, стороны и обозначение; на следующем углы всех видов, чтобы можно было сравнить визуально их размеры; на последующих слайдах каждый угол с примером стрелок часов показывающий данный угол, прибор для построения прямых углов чертёжный треугольник и в заключении слайд это интересно о связи в написании цифр и количества углов. Презентация составлена в соответствии с возрастными особенностями учеников с примерами и картинками. «ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им обеспечить объяснение и обеспечить понимание учащимся научных понятий.» (Руководство для учителя стр.166.) После просмотра презентации беседовали по составленным вопросам на сравнение видов углов. Это задание оказалось для детей сложным, и только двое одарённых в математике ученика: Тимур и Женя смогли сформулировать вопросы на сравнение: какой из углов больше прямой или острый, тупой или прямой, тупой или развёрнутый. А вот отвечать на вопросы было много желающих, и по ответам стало понятно, что дети поняли виды углов. На следующем этапе урока, используя новые подходы в обучении я организовала в группе беседу по составленным вопросам к тексту из учебника. Рассказывали друг другу в группе, какие виды углов нарисовали. Александер утверждает, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают ученика вперёд». (Руководство для учителя стр.145 Александер (2004)). Дети сумели составить следующие вопросы низкого порядка: Какие бывают углы? Сколько видов углов? Как начертить прямой угол? Какие углы острые? И вопросы высокого порядка: Как называется угол меньше прямого и больше прямого? Сравнить острый угол с прямым и тупой угол с развёрнутым. В ходе обсуждения простых вопросов увеличилось количество добровольных ответов, частота вопросов учеников, количество ответов от менее способных учеников. Я поняла, что надо позволять ученикам самим корректировать ответы, не торопить с ответом и тогда ученик подумав, продолжит отвечать, давать возможность взаимодействовать детям между собой. Необходимо умело направлять учеников в беседе по вопросам, акцентировать внимание на главном. Очень активны сегодня как всегда Тимур, Женя, Артём и Елисей. Фильм физкультминутка «Зарядка» помогла детям отдохнуть, переключить своё внимание, все улыбнулись, только Вова никак не хочет вставать на зарядку. Я за ним наблюдаю, он хочет привлечь к себе внимание других. Сегодня он консультант в группе и хорошо организует работу группы. Я поняла, что зарядка с музыкой и со сказочными персонажами необходима на уроках с младшими школьниками, так как удовлетворяет их возрастным особенностям. На следующем этапе урока при выполнении практической работы по картинкам «Виды углов», я предложила задание для учащихся в группах: выбрать по картинке и записать углы в таблице по видам (прямые, тупые, острые, развёрнутые). Практическую работу делали с интересом, выписывали углы и с ещё большим интересом проверяли работы других групп и ставили баллы. Только в одной группе правильно выписали все восемь углов, ещё в четырёх группах по шесть углов, одна группа пять углов. Две ошибки при записи развёрнутого угла, три ошибки при записи прямого угла, по одной ошибке при записи острого и тупого углов, в основном ошибки при записи вершины не в середине, а с края. В результате проверки заданий по образцу дети скорректировали свои знания. На этом этапе дети научились взаимопроверке и взаимооценке в баллах. Логическим заключением понимания темы стал мини тест, с включением вопросов, сформулированных с целью формирования у учащихся мышления более высокого порядка в отношении ключевых понятий по теме урока. В тест включены вопросы темы на знание, понимание, применения, классификацию, сравнение, анализ. Вопросы теста следующие: Из каких элементов состоит угол? Где при записи угла пишут букву вершину? Какую часть развёрнутого угла составляет прямой угол? Каким прибором можно построить прямой угол? Как проверить, что углы равны? Перечислите виды углов. Какой угол больше острый или тупой? Какой угол меньше развёрнутого, но больше прямого? В результате самопроверки выяснилось, что на все вопросы ответил только один ученик Женя, допустили одну ошибку четыре ребёнка Тимур, Елисей, Артём и Ильяр на сравнение и анализ; две ошибки четыре ребёнка на сравнение и анализ, знание, применение; три ошибки шесть человек, а остальные ответили только на половину вопросов в основном на знание и понимание. Таким образом, половина учащихся класса имеют средний уровень критического мышления, так как усвоили материал на уровне сравнения и анализа, а другая половина, на уровне знания, понимания и частично применения. Домашнее задание я составила, учитывая интересы, возможности учеников и творчество. Предложила нарисовать на альбомном листе несколько часов, чтобы стрелки показывали разное время и все виды углов, записать название углов и какое время показывают часы; найти,в какое время углы равны; вспомнить каким прибором измеряют углы и принести на урок этот прибор. Приготовить презентацию о истории возникновения прибора; сколько прямых углов имеющих общую вершину и общую сторону можно построить на одном листе. Дети могут выполнить задания по желанию на выбор. Я планировала задания, которые способствуют развитию критического мышления детей, а также учитывала возрастные особенности, работу для творческих и одарённых детей. Подводя итоги урока, консультанты в своей группе сообща подсчитали баллы каждого назвали, чей балл наивысший, вспоминая свои ответы и сравнивая их с ответами других, попытались оценить работу каждого в группе. Активно отвечали Ильяр, Елисей, Артём, Тимур, Женя, Лена. Все хорошо работали на уроке во всех группах, но не всё получалось, многие дети удивились, что другие набрали намного больше баллов. Для наглядности на доске записали баллы по группам: наивысшие баллы у Ильяра, Артёма, Елисея, Лены, их работу в группах оценили на пять. И все были согласны с поставленными отметками, так как видели количество баллов всех детей, могли сравнить себя с другими и задуматься как улучшить свой результат. И я поняла, что когда дети на протяжении урока видят свой рост и могут сравнивать свои достижения с достижениями других, не возникает обид за выставленную отметку. На этапе рефлексии я применила приём «Светофор», предложив детям на стикерах написать: Зелёный свет: Я понял и научился…Жёлтый свет: Я понял, но затрудняюсь…Красный свет: Я не понял, мне нужна помощь…Прочитав на стикерах записи учеников, мне стало понятно, что дети поняли тему урока, оценили свои знания. Урок, я считаю, в целом был удачным. Мне удалось организовать групповую работу на уроке, вовлечь всех учеников в работу; организовать диалоговое обучение при беседе по вопросам; научить сотрудничать в ходе выполнения практической работы. Ученики приобрели навыки само- и взаимооценки. К следующему уроку мне надо продумать более чёткий инструктаж к каждому заданию и соблюдать регламент при выполнении заданий, так как на уроке было шумно, дети сразу не понимали задание и переспрашивали несколько раз. Все дети хотели выполнить задания в полном объёме, не понимая, что задания были расширенные. Я буду объяснять детям, что уровень заданий постепенно возрастает, и подберу задания с учётом развития каждого ученика. Я учусь наблюдать за работой детей на уроке и хочу, чтобы дети учились объективно оценивать свои работы. В будущем я продолжу работу по формированию у учащихся навыков взаимного сотрудничества через организацию групповой работы; продумаю способы и приёмы организации беседы; более чёткое инструктирование при выполнении заданий разного уровня; предусмотрю дифференцированные задания для учащихся с разными учебными способностями; продолжу работу по формированию навыков объективного само- и взаимооценивания. «Процесс «размышления после действия» позволяет нам ответить на вопросы: почему мы действовали в определённый момент именно так, а не иначе; что происходит в группе и т.д. При этом мы определяем ряд вопросов и мыслей, касающихся наших действий и практики.» (Руководство для учителя стр. 158 Книга Шона «Рефлексивный практик: как профессионалы думают на практике.) | |
Просмотров: 857 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|