Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Урок 1 Тема урока: Письменное сложение и вычитание в случаях вида : 26+34, 60- 26. Цель урока: научить выполнять сложение и вычитание чисел в столбик, выполняя проверку вычислений. Способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; Создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных и общеучебных умений; Познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида, без перехода через десяток: 26+34, 60- 26 Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел; Развивать умение использовать алгоритм действий при вычислениях в столбик, умение решать задачи; Воспитывать самостоятельность и инициативность, гордость за свою работу. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с заданиями. Учебник с.137-138 Организационный момент. СЛАЙД №1 - Здравствуйте, ребята! 1) Создаётся общий настрой на работу Тренинг Круг радости 2) Ребятам даём понять, что они значимы для учителя, вселяется вера в их силы) Правила работы в группе ( на листочках) Правила работы в группах 1.Работать спокойно, тихо. 2.В обсуждении принимают участие все 3.Группа принимает единое решение 4.При завершении работы подать сигнал о готовности (поднять руку) 5.Договориться о том, кто будет отвечать (выбрать спикера) Прочитайте их. С какими из них вы согласны? С какими нет? Есть что добавить вам к данным правилам? 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Я, наверняка угадаю, если скажу, что ваш любимый школьный предмет - это математика? Это верно? ( Да) Значит, вы хотите заниматься вместе со мной математикой? (Да) - Расскажите, какие знания помогут вам сегодня хорошо поработать на уроке? 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу» ) или хочу Хочу Могу 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. - Вы готовы проверить свои знания? Тогда начнём работу. 1) Фронтальная работа -Рассмотрите ряд чисел. 32 42 52 … 62 72 82 92 12 14 16 … 18 20 22 24 СЛАЙД №2 - Придумайте задание (Найди закономерность, продолжи ряд, представь в виде суммы разрядных слагаемых) (30+2,40+2,50+2) - Какое знание мы повторили? ( Знание о десятичном составе чисел) (1 десяток и 2 единицы) Таблица разрядов СЛАЙД №3 2) Работа в парах. - Составьте все возможные двузначные числа. ( У детей на партах конверты с 3 карточками, на которых написаны цифры 2,4,6 по 6 штук). - Что вам помогло быстро выполнить задание (Мы работали вместе) Расскажите, как вы работали? Что делали? Какого результата достигли? 3) Запишите числа: 19 28 37 46 55. Какова особенность этих чисел? (В сумме получается 10) Назовите другие двузначные числа с таким же признаком. - Какие действия можно производить с двузначными числами? (Складывать,вычитать) СЛАЙД №4 4) -Что удивляет в записи? Что общего? (Цвет, размер; суммы СЛАЙД №5 54+20 60+18 83+5 6+71 26+4 46+30 46+14, 60-14 ( Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.) 3. Выявление места и причины затруднения. СЛАЙД №6 - Разделите сумму на две группы. Проверим? - После выполнения. В какую группу поместили выражение 56+14, 70-14? На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого вида. 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). - Я говорю, что это выражение отличается от остальных в этой группе. Как решить возникшую проблему? (Выполнить действия, посчитать) - Как будем выполнять работу вместе или самостоятельно? Какие правила надо помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел? (Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками) СЛАЙД №7 - При выполнении самостоятельной работы, какую цель вы себе ставите? - Когда вы посчитаете, что надо будет сделать? (Сравнить результаты) - Кому нужна помощь, сигнализируйте мне при помощи поднятой руки. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств. 4) построение плана достижения цели. Электронная двигательная физминутка СЛАЙДЫ №8 5. Реализация построенного плана - проекта. После выполнения действий.- Чем отличается результат выделенного выражения? ( Круглое число) - Чему будем учиться на уроке? ( Складывать двузначное и однозначное числа, чтобы в результате получилось «круглое» число)- Есть желающие объяснить, как выполнить это действие? (Вариант на доске) См АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЯ - Для самостоятельной работы я предлагаю вам выражения УПРАЖНЕНИЯ №2 Взаимопроверка в парах 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА 4 ГРУППА 36+14 43+37 62 +28 26 +53 90 – 34 50 -13 49 -23 70 -31 После выполнения сравнивают результат с образцом. Оценивают свою работу по шкале умения. Справился неплохо Справился плохо Справился хорошо Справился отлично Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. -Для выполнения каких заданиях нам важно уметь выполнять эти действия? ( При решении уравнений, при решении задач). - Прочитайте условие и вопрос задачи №4 (а) с. 137 Каким действием мы будем решать эту задачу? ( Сложением) Почему? - Запишите решение. Ответ. Сравните запись с образцом. Оцените своё умение по шкале. СЛАЙД №9 На флипчартах СЛАЙД №10-11 Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности. - Дома вы продолжите выполнять задание №4 (б). Попробуйте дома сравнить данные двух задач. №4 а) и б) Как можно организовать запись решения этого задания? ( Можно решить с помощью уравнения) - Оцените, пожалуйста, знаками. Расскажите, почему вы выбрали этот знак? -Чем вам предстоит заняться на следующем уроке математики? (Решать задачи, закрепить приём сложения и вычитания в столбик) Рефлексия: На стикерах написать ЧТОУ МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? ( СЕГОДНЯ НА УРОКЕ СЛАЙД №12 - Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания. Д/з . с. 137-138 №4 (А) №6 СЛАЙД №13 Урок №2 Тема: Проверка действий сложения и вычитания. Приём письменного сложения и вычитания в случаях вида: 26+34, 60- 26. Цель: научить решить и записать приёмы письменного сложения и вычитания в случаях вида: Обучить составлению алгоритма приёма письменного сложения и вычитания в случаях вида: 26+34, 60- 26. Использовать метод прибавления и вычитания единиц до полного десятка. Развивать умение решать задачи изученных видов, вычислительные навыки, логическое мышление, память, речь учащихся Применять приёмы письменного сложения и вычитания в решении задачи Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел отрабатывать вычислительные навыки; Повторить устную и письменную нумерации чисел в пределах 100 Воспитывать познавательную активность Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с заданиями. Учебник с.138--139 Ход урока 1. Орг момент. Сообщение темы урока. Проведение тренинга на сближение коллектива класса. Тренинг – Сегодня на уроке мы научимся приёмам письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отработаем вычислительные навыки и будем решать задачи изученных видов. 2. В этом нам сегодня поможет электронно-вычислительная машина – компьютер. 3.Но прежде, чем начать урок я бы хотела узнать, что вы знаете, что хотите узнать, а в конце урока, вы заполните третью графу - что я узнал. Критерии успешности Знаю Хочу узнать Узнал Таблица( Знаю, хочу узнать, узнал) Работа в парах Устный счёт. Взаимопроверка - уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35) - увеличить 36 на 15.(51) - уменьшить 70 на 14.(56) - найти сумму чисел 26 и 16.(42) - первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61) Логическое задание Задача: Кристина гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Кристина у бабушки?(33) СЛАЙД №2 35 51 56 42 61 33 (числа выставлены на проекторе ) Тестирование (Критерии выдаются) по листам взаимооценивания. Взаимооценка Работа в парах СЛАЙД №3 1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35) 2. Отметьте число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51) 3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56) 4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42) 5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61) 6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33) 7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61) 8. Отметьте число, в котором 4 дес. 2 ед. (42) 9. Отметьте число, в котором 5 дес. 6 ед. (56) 10.Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33) Работа по теме. _80 56 - Ребята, проверьте решение примера. СЛАЙД №4 34 - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в системе. Работа в группах СЛАЙД №5-6 3. Решение примеров 1 вариант 2 вариант 45+45 90-25 100-17 100-36 47+53 44+26 100-64 58+12 - Мы с вами познакомились с новым приёмом сложения. Выберите задание из учебника на с.137 для закрепления этого способа. №1 СЛАЙД №7 Организовать усвоение детьми нового способа действий 5.Физкультминутка СЛАЙД №8 6. Составление и решение задач. Задача №4 с. 139. Работа в группе или на флипчартах СЛАЙД №9 СЛАЙД №10 Задача: Мама купила 100 тетрадей. Из них 45 в клетку, 43 в линейку СЛАЙД №11 а остальные общие. Сколько общих тетрадей купила мама? l 1) 45 + 43 = 88(т.) 2) 100 – 88 = 12(т.) ll 100 – (45 +43) = 12 (т.) 100-45-43=12(т) Анализ задачи. - Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (не знаем сколько общих тетрадей) - Что сказано про тетради в клетку и в линейку? 45 т. и 43 т.)( - Можем узнать сколько вместе? - Каким действием? (вычитанием) - Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да) - Каким действием? (вычитанием) – Почему? - Какой вид задачи? (составная задача на нахождение неизвестного третьего слагаемого) - Так мы из суммы вычитаем известные слагаемые 100-( 45+43) Спикеры группы защищают свои флипчарты б) Самостоятельное решение задачи. Составь и реши задачу по краткой записи. Составь задачу для другой группы Красных – 28 шт. ? шт. Синих -?, на 12 больше Проверка фронтально: - Что узнали в 1-ом действии? Каким действием? СЛАЙД №12 - Во втором? Каким действием? в) Задача, которая будет на карточке.( Задание -индивидуально более сильным (решение с помощью уравнения) В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные – дубы. Сколько дубов в парке? 1. 37 + 36 = 73 (лип и клёнов) 37 +36 +х=90 2. 90 – 73 = 17 (дубов) - Проверка: один ученик Спикер рассказывает условие и решение задачи. - Поднимите руку, кто так же решил задачу. 8. Итог урока. - Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления: _30 _40 _50 _60 _70 _80 _90 11 22 33 44 55 66 77 19 18 17 16 15 14 13 м о л о д ц ы - Так оценил вашу работу компьютер. СЛАЙД №13 - А сейчас вы сами оцените свою работу. - На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом). Заполните третью графу (Что узнал на уроке) СЛАЙД №14 Смайлик Как я работал на уроке Смайлики работал хорошо работал неплохо работал плохо - Поднять карточки и показать. На стикерах : Я на уроке научился… СЛАЙД №15 Д/З с 138 № 4 (б) №6 . Урок 3 Тема урока: Письменное сложение и вычитание в случаях вида :82+18,100-82 Цели урока: научить решать примеры в столбик, выполняя письменные приемы вычисления с переходом через разряд Способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя,находить и исправлять собственные ошибки; Создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных, общеучебных умений; Познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида: 82+18, 100-82 Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел; Развивать умение решать задачи; Воспитывать самостоятельности и инициативности, гордости за свою работу. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с) Учебник с.138-139 Ход урока 1..Орг.момент. 2..Актуализация опорных знаний, умений и навыков Устные вычисления в пределах 100 Задания на доске: Уменьшить на 9 Увеличить на 8 Уменьшить на 6 Уменьшить на 7 СЛАЙД №2 12 24 31 58 1 6 23 34 91 15 26 33 47 Фронтальная работа « Счёт цепочкой» Вопросы: Каким действием узнать, на сколько одно число меньше другого? Что значит сравнить числа? Что значит сравнить длины отрезков? и др. 3. Самостоятельная работа ( Работа в группах) Взаимопроверка СЛАЙД №3 Запишите примеры и выполните действия ( устно) 1 вариант 2 вариант 20 +15 35 -12 34 -21 24 +23 27 + 62 48 – 27 59 – 17 62 + 31 52-21 14 +16 42 -31 17+13 41+29 32 +28 36 -25 87-57 4. Проблемное объяснение нового знания СЛАЙД №4 -И так , решая данные примеры, вы выполнили быстро, а как вы справитесь со следующим заданием? Этап введения нового приёма: Ребята, давайте решим данные задачки, записывая выражения столбиком. Какой выход? Как решить и записать такие случаи вычислений? Чтобы не забыть о том, что при сложении единиц образовался десяток, ставят маленькую цифру 1 над десятками, а при вычитании, когда берут десяток, над десятками ставят точку. АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЙ СЛАЙД №4 Вычисли столбиком: СЛАЙД №6 35 + 65 90 – 25 28 + 62 100 – 17 80 -36 71 + 29 47 + 53 44 + 26 100 – 64 58 + 12 100 – 51 38 + 62 5.ФИЗМИНУТКА « Весёлая песенка» СЛАЙД№7 6. Решение задач с помощью уравнения. Какие у вас получаются уравнения?( Усложнённые) Как упростить уравнение?( Сложить числовые слагаемые) СЛАЙД№8 Решение взаимообратных задач: С 141 №5 а) СЛАЙД№9 СЛАЙД№10 Рефлексия:на геометрических фигурах написать :У меня сегодня получилось…… Составь и реши обратные задачи: Д.з Задание №2 а ) б) с. 139 Лист самооценки Ф.И.ученика ---------------------------------класс ---------- Ответь на вопросы Свои знания оцени по школе: 0 -не знаю 1- знаю плохо 2 – знаю хорошо 3- знаю отлично Начало урока Конец урока 1) знаю как решать примеры в столбик 2) я знаю какие правила нужно помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел 3) Я могу выполнить работу самостоятельно, не просить помощи у учителя или одноклассника 4) Я умею объяснить, как правильно записать примеры в столбик 5) я смогу самостоятельно выполнить проверку Итого: Урок 4 Тема: Приём письменного сложения и вычитания в случаях вида 15 +2 8, 43 -15 Цели урока: научить выполнять сложение и вычитание чисел в столбик, с переходом через десяток. Закреплять вычислительные умения сложения и вычитания учащихся в пределах 100. Отработать вычислительные навыки при решении задач Повторить измерение и нахождение периметра геометрических фигур Воспитывать познавательную активность Пробудить интерес к предмету через игру, логические задания. Ход урока. 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, сегодня у нас снова интересный урок математики и насколько он будет интересен, зависит от вашей дружбы и доброжелательности, взаимопомощи, поддержки друг другу. ТРЕНИНГ Круг радости 2.Сообщение темы и цели урока . На флипчартах - Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на мониторе выставляется правильно решённый пример). Спикеры решают примеры у доски. Работа в парах Взаимопроверка 1 вариант _60 _40 _60 _70 Назовите пример в ответе которого 46 12 19 38 наименьшее число (14) 14 28 41 32 - Наибольшее число (41) - Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28) - В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32) 2 вариант _60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого 21 47 25 23 одинаковое количество десятков и единиц 39 33 45 67 (33) - Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67) - Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45) 4. -И так , решая данные примеры, вы выполнили быстро, а как вы справитесь со следующим заданием? Этап введения нового приёма: Ребята . нам уже знакомы такие случаи вычислений, что ещё вы хотите узнать? 15 +2 8, 43 -15 Как решить и записать такие случаи вычислений? Чтобы не забыть о том, что при сложении единиц образовался десяток, ставят маленькую цифру 1 над десятками, а при вычитании, когда берут десяток, над десятками ставят точку. Пишу….. Пишу….. Складываю единицы: Вычитаю единицы: 5+8=13 пишу 3 под единицами и 1 дес Из 3 не могу вычесть 5 запоминаю, чтобы прибавить к десяткам. Возьму 1дес. 13 ед -5 ед.= 8 ед. Складываю десятки: Из 13 -5 =8 Пишу 8 под единицами. 2 дес. + 1 дес. + ещё 1 дес.=4 дес. Вычитаю десятки: мы заняли Пишу 4 под десятками 1 дес. осталось 3 дес. 3 дес. – 1 дес. = 2 дес. Ответ: сумма равна 43 Ответ: разность равна…28. 1. Реши с объяснением: 34+47 54-36 83-29 28+19 33 +18 81-13 Сделайте проверку в парах! Работа в парах 5.физминутка 2. Измерьте стороны геометрических фигур и найдите периметр: Работа в группах Расскажите другим группам, охарактеризуйте геометрические фигуры. Расскажите как вы нашли периметр. 6.Что же вы нового узнали на уроке? Рефлексия:на геометрических фигурах написать : Я считаю, что сегодня Домашнее задание: Сколько метров забора потребуется, чтобы огородить участок? 3 м 3м 3 м 2 м 2 м Периметр забора равен сумме всех сторон участка.Р= 3 м + 2 м + 2 м + 2 м + 3 м + 3 м +3 м + 2 м + 3м =8 +15=23 м. Ответ: 23 метра длина забора. Ф.И.ученика ---------------------------------класс ---------- Вид деятельности- --групповая работа Как часто, работая в группе, ты выполняешь следующие действия? Обведи слово, которое наиболее точно отражает твой ответ 1 Я задавал вопросы для того, чтобы получить информацию или чтобы её уточнить Никогда Иногда Часто 2 Я высказывал своё мнение Никогда Иногда Часто 3 Я выслушивал мнение других членов группы Никогда Иногда Часто 4 Я привлекал других членов группы к обсуждению Никогда Иногда Часто 5 К моему мнению прислушивались Никогда Иногда Часто 6 В работе группы, мне больше всего понравилось: Никогда Иногда Часто 7 Самым трудным в работе в группы было: Никогда Иногда Часто 8 Мои пожелания на следующую работу в группе Оценивание групповой работы( Учитель начальных классов, Психолог) 0 «2» Не демонстрирует понимания 1-2 «3» Демонстрирует частичное понимание 3 «4» Демонстрирует хорошие понимание 4 «5» Демонстрирует глубокое понимание Имя ученика Общий балл Участвует и распределяет обязанности Предлагает идеи Активно участвует в обсуждении группы Внимательно слушает и задает вопросы Цель: Как использовать О д О ( Оценивание для обучения); активные формы для улучшения обучения; вовлечение всех учащихся, включая Т и О ( творческие и одарённые) Как преодолевать трудности в обучении. Результат: ознакомить с алгоритмом выполнения письменных приёмов сложения и вычитания без перехода через десяток; ознакомить с приёмом письменного сложения и вычитания с переходом через разряд, применить изученные вычислительные приёмы при решении задач. Эссе о практике в школе. Учителем начальных классов я стала неслучайно, моим наставником в жизни и в педагогической деятельности была и остаётся моя мама, учитель с 40-летним стажем работы Советской школы, которая начинала свою работу с окончания педкласса. « Если хочешь прожить интересную жизнь – иди в школу!», - так говорила мне мама. Школьная жизнь очень увлекательна и интересна. Имея за плечами 28 летний опыт работы, а это довольно большой отрезок жизни, я очень чётко стала понимать, что опыт огромен, я обучила и воспитала 5 выпусков, знаю методику преподавания, я применяю на уроках ИКТ, и уроки у меня проходят интересно. Я получаю полное удовлетворение от своей работы. Дети стремятся в школу и не хотят уходить на выходные. Вместе с родителями готовят прекрасные презентации, задают вопросы и сами находят ответы и в словарях, и в Интернете. Жизнь не стоит на месте, я поняла нужно идти вперёд, нужно что- то новое, да, если ты хочешь идти и вести за собой, пришло время меняться. И такая возможность у меня появилась, я приехала в Кокшетау в наш центр «Өрлеу» на трёхуровневые курсы. Не скрою, сомнения были, смогу ли, но уже на второй неделе обучения поняла – да это моё. Да я готова измениться, это очень увлекает и поможет мне работать с детьми по-новому. Мне не терпелось вернуться в школу и приступить к практике. На первом этапе обучения «Лицом к лицу» мы изучили много теоретического материала, который очень интересен и надо было применить на практике семь модулей. Я чувствовала огромную меру ответственности за учеников, которых я буду этому обучать. Основной задачей настоящей Программы – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. На первом этапе обучения, мы познакомились с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима была нам учителям для обеспечения теоретической основы, на которую мы сможем полагаться при рассмотрении стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые рассматривались на занятиях первого этапа « Лицом к лицу». Мы узнали, что теперь обучение будет строиться на основе конструктивистского подхода, и как о важен диалог в классе и его влияние на развитие когнитивного развития учеников. Все подтверждалось результатами научных исследований. Я узнала о важности беседы в классе, ее типах, методиках постановки вопросов, о влиянии «зоны ближайшего развития» на ученика с целью создания саморегулируемого обучения и внутренней мотивации. Узнала о стратегиях по развитию критического мышления, о подходах в общении с учениками. Необычным было введение формативного оценивания, ведь ставить оценку за работу на уроке всегда было функцией учителя. Я поняла важность взаимосвязи между формативным и суммативным оцениванием и влиянии их на обучение учеников. Использование ИКТ с целью интенсификации учебного процесса не являлось новым для меня, так как и раньше я старалась проводить уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий и знала о его влиянии на качество обучения. Больше узнала об обучении талантливых и одаренных детей на основе диалога, с использованием расширенных и дифференцированных заданий, а в моём втором классе есть такой потенциал. Я и до этого, при возникновении учебных проблем, старалась решать их, но не знала, что это относится к управлению и лидерству в образовании. Узнала я и о своем месте в новой модели образовании, роли консультанта, наставника, организатора. Но самое главное, что я взяла с первого этапа обучения – это и то, что очень важно внедрять диалоговое обучение в образовательный процесс. Много вопросов было у меня, касающиеся внедрения идей семи модулей в педагогическую практику, как мои ученики воспримут новую для них форму работы. У меня было желание побыстрее приступить к работе для апробирования полученных знаний. Я думаю, что главная задача программы – «помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику». Каждый из семи модулей создавал при теоретическом его изучении свои вопросы и требовал адаптации под класс, ребенка, предмет и многих других факторов, влияющих на основной результат. Многие учителя говорили, что для внедрения 7 модулей программы подойдут только уроки литературы или познания мира. Я же взяла и составила среднесрочные планы по своему любимому предмету – математике. Предложенный план «теория - практика» был мне привычен. Но анализу уделяется так много внимания, раньше я не затрачивала так много времени на эту часть педагогической практики. Теперь я понимаю, что анализ такой очень необходим, он проводится не для оценки моих педагогических умений, а для дальнейшего улучшения моей педагогической практики. Каков же результат обучения в целом? Какие ключевые идеи семи модулей мне удалось применить в период практики в школе, какие изменения произошли, к каким выводам пришла я как учитель – новатор и главное, что необходимо мне сделать, чтобы внедрение новой практики преподавания и обучения помогали в дальнейшем развитии? После целого месяца моего отсутствия в школе, я была полна желания работать и внедрять полученные теоретические знания на практике. Конечно, как классному руководителю и учителю начальных классов я взяла для исследования, свой 2 класс и предмет математику. Два года я учу ребят и хорошо ли я знаю своих учеников. Знаю уровень мышления моих учеников, социальный статус, мне известны их увлечения, проблемы, интересы, потребности в обучении. Я была уверена, что мои ученики с увлечением воспримут новые подходы в обучении и я поняла, что мне придется менять убеждения для достижения качественного процесса обучения. Следующим моим шагом стало консультирование с администрацией школы, моими коллегами, учениками, и их родителями. Я ознакомила директора школы с идеями Программы, объяснила, как будет проходить моя практика в школе. Директор спокойно отреагировал, не высказав никаких пожеланий в содействии и в организации моей практики. Крайне недоверчиво и вызывающе консервативно настроены оказались коллеги старой формации, наши уважаемые пенсионерки, которые и слушать не хотели о новых подходах в обучении. Другие учителя высказывали сомнения в эффективности такого преподавания, но после окончания практики на ШМО начальных классов мы с коллегой добились выступления и рассказали о некоторых модулях Программы, которые нам удалось внедрить, проводя серию последовательных уроков. Только моя коллега, проходившая вместе со мной первый этап курсов оказала активное содействие при планировании уроков: подсказала активные методы работы на уроке и помогала с видеосъемкой. Родители заинтересовались идеями Программы, дали согласие на проведение исследования и разрешили фото и видео фиксацию педагогической практики. На основе конструктивистского подхода состоялась беседа с учениками второго класса, которые все мои идеи всегда принимали с воодушевлением и радостью. Ученики восприняли с удовольствием возможность поработать в группах. Далее я разделила их на группы по собственным пристрастиям и мы, в результате кумулятивной беседы, разработали правила работы в группе. В течение всей серии последовательных уроков очень сложно было некоторым непоседливым ребятам придерживаться этих правил. При проведении первого урока я столкнулась с проблемой создания коллаборативной среды. Ученики мои за время моего отсутствия успели поссориться и недружелюбно отзывались друг о друге. Тренинги быстро помогли мне справиться с возникшей проблемой, ведь на уроках по Самопознанию мы часто устраивали «Круг радости». А наладить взаимоотношения между девочками и мальчиками помог весенний праздник, мальчики в очередной раз удивили девочек, угостив их сделанный за 5 минут, тортами, таковы традиции нашего класса. Довольно часто мне приходилось напоминать детям о правилах работы в группах. Очень трудно было им следовать, ведь так хотелось поговорить. Только когда, я стала применять самооценивание поведения за день, мои шалуны притихли и стали более дисциплинированы.Все виды оценивания необходимы для развития, они обеспечивают объективность оценивания на каждом этапе. В тетрадях по математике второго класса представлены достаточно чёткие дескрипторы и шкала оценивания, которые я активно использовала в этом году и на практике тоже. Оценивание обучения представляет собой вид итогового оценивания. Поэтому с этой формой оценивания дети были уже знакомы. В качестве примера могу привести, контрольные, самостоятельные работы, а также тесты по промежуточному оцениванию пройденных тем и итоговые тесты, в конце каждой четверти и годовые контрольные работы. На всех последующих уроках я применяла ЗХУ, оценивание в паре, в группах, взаимооценивание и самооценивание. Как известно, взаимооценивание – это форма формативного оценивания, целью которого является использование оценивания как части преподавания для содействия обучения учеников. (Руководство для учителя, стр. 161). Инновацией в моей педагогической практике было введение формативного оценивания. До этого всегда оценивала только я и считала это одной из своих основных функций. С первого класса я привлекала своих учеников оценивать себя и своих одноклассников. Довольно часто оценивание они производили, исходя из личных предпочтений. Для того, чтобы так не происходило я поняла, что были недостаточно четко определены критерии оценивания. С уроками математики всё складывалось замечательно, но критерии оценивания к каждому заданию, необходимо составлять ежедневно. Это занимает много времени. На последующих уроках ученики оценивали себя и своих одноклассников справедливо, исходя из разработанных критериев. Моим ученикам очень понравилось работать в группах. Причем, на каждом уроке состав группы менялся. В интервью, после завершения серии последовательных уроков, они рассказывали,что новые подходы в обучении им очень нравится, что в группе они могут обмениваться мнениями, обсуждать решение задач, дети отмечали в интервью, что они ещё больше сдружились, научились друг друга поддерживать, помогать, справедливо оценивать своего одноклассника. (Видеоролик «Интервью с учениками) Тем самым было доказано справедливость утверждения Мерсера и Литлтона о том, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Руководство для учителя, стр. 144). Я пришла к выводу, что диалог способствует развитию критического мышления, так как при обсуждении проблемы учебного характера наблюдается стратегия критического мышления «Мозговой штурм», «Пила». Также я заметила, что обучение в группе способствует качественному обучению учеников с низким уровнем мышления через из «зону ближайшего развития». Л.С.Выготский утверждал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в своей «зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не сможет выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий нужна помощь более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. При этом речь выступает главным инструментом обучения. (Руководство для учителя, стр.144). Таким образом, соблюдается принцип саморегулируемого обучения. Мною была высоко оценена роль диалогового обучения в повышении мотивации и качества образовательного процесса и принято решение – использовать диалог, как ведущую форму обучения, на учебных занятиях после прохождения курсов. На каждом уроке я старалась использовать элементы информационно-коммуникативных технологий, в частности, работу на проекторе. Через зрение усваивается 85 % информации, поэтому важно использовать информацию в визуальном формате. Понимая это, мои замечательные родители приобрели для своих детей проектор ещё в первом классе. Я и в дальнейшем буду использовать ресурсы проектного аппарата и интерактивной доски для повышения качества обучения. Во втором классе я могу отметить двух учениц, подходящих под категорию «одаренный». На занятиях по подготовке к школьным олимпиадам я проводила индивидуальные консультации с Машей Д. и Катей Б., которые считала единственной формой работы с подобными учениками. Интеграция диалогового обучения заставило меня по-другому посмотреть этот вопрос. Я поняла эффективность групповой работы в обучении талантливых и одаренных детей и начала составлять расширенные задания, исходя из таксономии Блума. Эти задания направлены на анализ, синтез и оценку информации, которые наиболее соответствуют этой категории учеников. Девочки уже ко второму уроку самостоятельно выполняли задания творческого характера. Конечно, важным также является учёт возрастных и индивидуальных особенности учеников: уровень мышления, задания на развитие творчества. Я давно применяю в своей практике дифференцированные задания для учеников с разным уровнем мышления на уроках русского языка и математики. Проведя серию последовательных уроков с внедрением ключевых идей семи модулей, я пришла к выводу, что их использование оказывает несомненное влияние на качество образовательного процесса. Я поставила своей целью доказать это недоверчивым моим коллегам. Поэтому мною было принято решение отказаться от традиционной системы обучения в моей педагогической практике и использовать диалоговое обучение, как имеющую большую результативность и способствующую развитию аналитического мышления, которое я считаю необходимым качеством современного человека, достойного гражданина своей страны. Проведя подробный анализ своей практики, я планирую в последущей своей работе : строить урок таким образом, чтобы ученик активно принимал участие во всем, начиная от планирования цели и заканчивая анализом результатами обучения; при планировании продумывать различные варианты результатов деятельности детей; повышать внутреннюю мотивацию учеников, используя современные технологии; использовать формативное оценивание, направленное на обучение; расширить критерии для выявления одаренности и развивать не только по своим предметам. Хочется сказать, что не зависимо от работы этих механизмов, я свою работу направляю в новое русло, так как после внедрения новых подходов на практике и, увидев положительный результат, просто не хочется возвращаться назад. Думаю, что с каждым годом учителей, желающих изменить свою педагогическую деятельность, будет больше. | |
Просмотров: 3050 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|