Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Серия последовательных уроков.Практика в школе. трёхуровневые курсы.
Урок 1

Тема урока: Письменное сложение и вычитание в случаях вида : 26+34, 60- 26.
Цель урока: научить выполнять сложение и вычитание чисел в столбик, выполняя проверку вычислений.

Способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
Создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных и общеучебных умений;
Познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида, без перехода через десяток: 26+34, 60- 26
Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел;
Развивать умение использовать алгоритм действий при вычислениях в столбик, умение решать задачи;
Воспитывать самостоятельность и инициативность, гордость за свою работу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с заданиями. Учебник с.137-138

Организационный момент. СЛАЙД №1
- Здравствуйте, ребята!
1) Создаётся общий настрой на работу Тренинг Круг радости
2) Ребятам даём понять, что они значимы для учителя, вселяется вера в их силы)
Правила работы в группе ( на листочках)
Правила работы в группах
1.Работать спокойно, тихо.
2.В обсуждении принимают участие все
3.Группа принимает единое решение
4.При завершении работы подать сигнал о готовности (поднять руку)
5.Договориться о том, кто будет отвечать (выбрать спикера)
Прочитайте их. С какими из них вы согласны? С какими нет? Есть что добавить вам к данным правилам?

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Я, наверняка угадаю, если скажу, что ваш любимый школьный предмет - это математика? Это верно? ( Да) Значит, вы хотите заниматься вместе со мной математикой? (Да)
- Расскажите, какие знания помогут вам сегодня хорошо поработать на уроке?
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
2) выделяется содержательная область («могу» ) или хочу
Хочу
Могу

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вы готовы проверить свои знания? Тогда начнём работу.
1) Фронтальная работа
-Рассмотрите ряд чисел. 32 42 52 … 62 72 82 92

12 14 16 … 18 20 22 24 СЛАЙД №2
- Придумайте задание (Найди закономерность, продолжи ряд, представь в виде суммы разрядных слагаемых)
(30+2,40+2,50+2)
- Какое знание мы повторили? ( Знание о десятичном составе чисел) (1 десяток и 2 единицы)
Таблица разрядов СЛАЙД №3
2) Работа в парах.
- Составьте все возможные двузначные числа. ( У детей на партах конверты с 3 карточками, на которых написаны цифры 2,4,6 по 6 штук).
- Что вам помогло быстро выполнить задание (Мы работали вместе)
Расскажите, как вы работали? Что делали? Какого результата достигли?
3) Запишите числа: 19 28 37 46 55. Какова особенность этих чисел? (В сумме получается 10)
Назовите другие двузначные числа с таким же признаком.
- Какие действия можно производить с двузначными числами? (Складывать,вычитать)
СЛАЙД №4
4) -Что удивляет в записи? Что общего? (Цвет, размер; суммы СЛАЙД №5
54+20 60+18 83+5 6+71 26+4 46+30 46+14, 60-14

( Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.)
3. Выявление места и причины затруднения. СЛАЙД №6
- Разделите сумму на две группы. Проверим?
- После выполнения. В какую группу поместили выражение 56+14, 70-14?
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого вида.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания).
- Я говорю, что это выражение отличается от остальных в этой группе. Как решить возникшую проблему?
(Выполнить действия, посчитать)
- Как будем выполнять работу вместе или самостоятельно? Какие правила надо помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел? (Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками) СЛАЙД №7
- При выполнении самостоятельной работы, какую цель вы себе ставите?
- Когда вы посчитаете, что надо будет сделать? (Сравнить результаты)
- Кому нужна помощь, сигнализируйте мне при помощи поднятой руки.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств. 4) построение плана достижения цели.
Электронная двигательная физминутка СЛАЙДЫ №8
5. Реализация построенного плана - проекта.
После выполнения действий.- Чем отличается результат выделенного выражения? ( Круглое число)
- Чему будем учиться на уроке? ( Складывать двузначное и однозначное числа, чтобы в результате получилось «круглое» число)- Есть желающие объяснить, как выполнить это действие? (Вариант на доске)
См АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЯ

- Для самостоятельной работы я предлагаю вам выражения УПРАЖНЕНИЯ №2 Взаимопроверка в парах

1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА 4 ГРУППА
36+14 43+37 62 +28 26 +53
90 – 34 50 -13 49 -23 70 -31

После выполнения сравнивают результат с образцом. Оценивают свою работу по шкале умения.
Справился неплохо Справился плохо Справился хорошо Справился отлично


Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Для выполнения каких заданиях нам важно уметь выполнять эти действия? ( При решении уравнений, при решении задач).
- Прочитайте условие и вопрос задачи №4 (а) с. 137 Каким действием мы будем решать эту задачу? ( Сложением) Почему?
- Запишите решение. Ответ. Сравните запись с образцом. Оцените своё умение по шкале. СЛАЙД №9


На флипчартах СЛАЙД №10-11

Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Дома вы продолжите выполнять задание №4 (б). Попробуйте дома сравнить данные двух задач. №4 а) и б)
Как можно организовать запись решения этого задания? ( Можно решить с помощью уравнения)
- Оцените, пожалуйста, знаками. Расскажите, почему вы выбрали этот знак?
-Чем вам предстоит заняться на следующем уроке математики? (Решать задачи, закрепить приём сложения и вычитания в столбик)
Рефлексия: На стикерах написать ЧТОУ МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? ( СЕГОДНЯ НА УРОКЕ СЛАЙД №12 - Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Д/з . с. 137-138 №4 (А) №6 СЛАЙД №13

Урок №2
Тема: Проверка действий сложения и вычитания.
Приём письменного сложения и вычитания в случаях вида: 26+34, 60- 26.
Цель: научить решить и записать приёмы письменного сложения и вычитания в случаях вида:
Обучить составлению алгоритма приёма письменного сложения и вычитания в случаях вида: 26+34, 60- 26.
Использовать метод прибавления и вычитания единиц до полного десятка.
Развивать умение решать задачи изученных видов, вычислительные навыки, логическое мышление, память, речь учащихся
Применять приёмы письменного сложения и вычитания в решении задачи
Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел отрабатывать вычислительные навыки;
Повторить устную и письменную нумерации чисел в пределах 100

Воспитывать познавательную активность
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с заданиями. Учебник с.138--139

Ход урока
1. Орг момент. Сообщение темы урока.
Проведение тренинга на сближение коллектива класса. Тренинг
– Сегодня на уроке мы научимся приёмам письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отработаем вычислительные навыки и будем решать задачи изученных видов.
2. В этом нам сегодня поможет электронно-вычислительная машина – компьютер.
3.Но прежде, чем начать урок я бы хотела узнать, что вы знаете, что хотите узнать, а в конце урока, вы заполните третью графу - что я узнал. Критерии успешности
Знаю Хочу узнать Узнал

Таблица( Знаю, хочу узнать, узнал) Работа в парах
Устный счёт. Взаимопроверка
- уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35)
- увеличить 36 на 15.(51)
- уменьшить 70 на 14.(56)
- найти сумму чисел 26 и 16.(42)
- первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61)
Логическое задание
Задача: Кристина гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Кристина у бабушки?(33)
СЛАЙД №2
35 51 56 42 61 33 (числа выставлены на проекторе )

Тестирование
(Критерии выдаются) по листам взаимооценивания. Взаимооценка Работа в парах СЛАЙД №3

1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35)
2. Отметьте число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51)
3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)
4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)
5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61)
6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)
7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)
8. Отметьте число, в котором 4 дес. 2 ед. (42)
9. Отметьте число, в котором 5 дес. 6 ед. (56)
10.Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)

Работа по теме.
_80
56 - Ребята, проверьте решение примера. СЛАЙД №4
34 - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в системе. Работа в группах



СЛАЙД №5-6
3. Решение примеров
1 вариант 2 вариант
45+45 90-25
100-17 100-36
47+53 44+26
100-64 58+12
- Мы с вами познакомились с новым приёмом сложения.
Выберите задание из учебника на с.137 для закрепления этого способа. №1 СЛАЙД №7
Организовать усвоение детьми нового способа действий

5.Физкультминутка СЛАЙД №8

6. Составление и решение задач. Задача №4 с. 139.

Работа в группе или на флипчартах СЛАЙД №9





СЛАЙД №10

Задача: Мама купила 100 тетрадей. Из них 45 в клетку, 43 в линейку СЛАЙД №11
а остальные общие. Сколько общих тетрадей купила мама?
l 1) 45 + 43 = 88(т.)
2) 100 – 88 = 12(т.)

ll 100 – (45 +43) = 12 (т.) 100-45-43=12(т)

Анализ задачи.
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем сколько общих тетрадей)
- Что сказано про тетради в клетку и в линейку?
45 т. и 43 т.)(
- Можем узнать сколько вместе?
- Каким действием? (вычитанием)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (вычитанием) – Почему?
- Какой вид задачи? (составная задача на нахождение неизвестного
третьего слагаемого)
- Так мы из суммы вычитаем известные слагаемые 100-( 45+43)
Спикеры группы защищают свои флипчарты
б) Самостоятельное решение задачи.
Составь и реши задачу по краткой записи. Составь задачу для другой группы


Красных – 28 шт.
? шт.
Синих -?, на 12 больше

Проверка фронтально:
- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием? СЛАЙД №12
- Во втором? Каким действием?
в) Задача, которая будет на карточке.( Задание -индивидуально более сильным (решение с помощью уравнения)
В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные – дубы.
Сколько дубов в парке?
1. 37 + 36 = 73 (лип и клёнов) 37 +36 +х=90
2. 90 – 73 = 17 (дубов)

- Проверка: один ученик Спикер рассказывает условие и решение задачи.

- Поднимите руку, кто так же решил задачу.
8. Итог урока.
- Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:
_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90
11 22 33 44 55 66 77
19 18 17 16 15 14 13
м о л о д ц ы
- Так оценил вашу работу компьютер. СЛАЙД №13

- А сейчас вы сами оцените свою работу.
- На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).
Заполните третью графу (Что узнал на уроке) СЛАЙД №14



Смайлик
Как я работал на уроке Смайлики
работал хорошо


работал неплохо


работал плохо



- Поднять карточки и показать.
На стикерах : Я на уроке научился… СЛАЙД №15
Д/З с 138 № 4 (б) №6

.

Урок 3
Тема урока: Письменное сложение и вычитание в случаях вида :82+18,100-82
Цели урока: научить решать примеры в столбик, выполняя письменные приемы вычисления с переходом через разряд
Способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя,находить и исправлять собственные ошибки;
Создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных, общеучебных умений;
Познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида: 82+18, 100-82
Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел;
Развивать умение решать задачи;
Воспитывать самостоятельности и инициативности, гордости за свою работу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, конверты с) Учебник с.138-139
Ход урока
1..Орг.момент.
2..Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Устные вычисления в пределах 100
Задания на доске:
Уменьшить на 9 Увеличить на 8
Уменьшить на 6 Уменьшить на 7 СЛАЙД №2

12 24 31 58 1 6 23 34 91 15 26 33 47
Фронтальная работа « Счёт цепочкой»
Вопросы: Каким действием узнать, на сколько одно число меньше другого?
Что значит сравнить числа?
Что значит сравнить длины отрезков? и др.
3. Самостоятельная работа ( Работа в группах) Взаимопроверка СЛАЙД №3
Запишите примеры и выполните действия ( устно)
1 вариант 2 вариант
20 +15 35 -12 34 -21 24 +23
27 + 62 48 – 27 59 – 17 62 + 31
52-21 14 +16 42 -31 17+13
41+29 32 +28 36 -25 87-57
4. Проблемное объяснение нового знания СЛАЙД №4
-И так , решая данные примеры, вы выполнили быстро, а как вы справитесь со следующим заданием?
Этап введения нового приёма: Ребята, давайте решим данные задачки, записывая выражения столбиком.
Какой выход? Как решить и записать такие случаи вычислений?
Чтобы не забыть о том, что при сложении единиц образовался десяток, ставят маленькую цифру 1 над десятками, а при вычитании, когда берут десяток, над десятками ставят точку.
АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЙ СЛАЙД №4

Вычисли столбиком: СЛАЙД №6
35 + 65 90 – 25 28 + 62 100 – 17
80 -36 71 + 29 47 + 53 44 + 26
100 – 64 58 + 12 100 – 51 38 + 62
5.ФИЗМИНУТКА « Весёлая песенка» СЛАЙД№7
6. Решение задач с помощью уравнения. Какие у вас получаются уравнения?( Усложнённые)
Как упростить уравнение?( Сложить числовые слагаемые) СЛАЙД№8



Решение взаимообратных задач: С 141 №5 а) СЛАЙД№9







СЛАЙД№10
Рефлексия:на геометрических фигурах написать :У меня сегодня получилось……
Составь и реши обратные задачи: Д.з Задание №2 а ) б) с. 139

Лист самооценки
Ф.И.ученика ---------------------------------класс ----------
Ответь на вопросы
Свои знания оцени по школе:
0 -не знаю
1- знаю плохо
2 – знаю хорошо
3- знаю отлично Начало урока Конец урока
1) знаю как решать примеры в столбик

2) я знаю какие правила нужно помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел
3) Я могу выполнить работу самостоятельно, не просить помощи у учителя или одноклассника
4) Я умею объяснить, как правильно записать примеры в столбик
5) я смогу самостоятельно выполнить проверку
Итого:


Урок 4

Тема: Приём письменного сложения и вычитания в случаях вида 15 +2 8, 43 -15
Цели урока: научить выполнять сложение и вычитание чисел в столбик, с переходом через десяток.
Закреплять вычислительные умения сложения и вычитания учащихся в пределах 100.
Отработать вычислительные навыки при решении задач
Повторить измерение и нахождение периметра геометрических фигур
Воспитывать познавательную активность
Пробудить интерес к предмету через игру, логические задания.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас снова интересный урок математики и насколько он будет интересен, зависит от вашей дружбы и доброжелательности, взаимопомощи, поддержки друг другу. ТРЕНИНГ Круг радости
2.Сообщение темы и цели урока . На флипчартах - Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на мониторе выставляется правильно решённый пример).
Спикеры решают примеры у доски. Работа в парах Взаимопроверка
1 вариант
_60 _40 _60 _70 Назовите пример в ответе которого
46 12 19 38 наименьшее число (14)
14 28 41 32 - Наибольшее число (41)
- Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28)
- В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32)
2 вариант
_60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого
21 47 25 23 одинаковое количество десятков и единиц
39 33 45 67 (33) - Назовите пример с наибольшим
числом в ответе. (67)
- Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)

4. -И так , решая данные примеры, вы выполнили быстро, а как вы справитесь со следующим заданием?
Этап введения нового приёма: Ребята . нам уже знакомы такие случаи вычислений, что ещё вы хотите узнать? 15 +2 8, 43 -15 Как решить и записать такие случаи вычислений?
Чтобы не забыть о том, что при сложении единиц образовался десяток, ставят маленькую цифру 1 над десятками, а при вычитании, когда берут десяток, над десятками ставят точку.
Пишу….. Пишу…..
Складываю единицы: Вычитаю единицы:
5+8=13 пишу 3 под единицами и 1 дес Из 3 не могу вычесть 5
запоминаю, чтобы прибавить к десяткам. Возьму 1дес. 13 ед -5 ед.= 8 ед.
Складываю десятки: Из 13 -5 =8 Пишу 8 под единицами.
2 дес. + 1 дес. + ещё 1 дес.=4 дес. Вычитаю десятки: мы заняли
Пишу 4 под десятками 1 дес. осталось 3 дес.
3 дес. – 1 дес. = 2 дес.
Ответ: сумма равна 43 Ответ: разность равна…28.

1. Реши с объяснением:
34+47 54-36 83-29
28+19 33 +18 81-13
Сделайте проверку в парах! Работа в парах
5.физминутка

2. Измерьте стороны геометрических фигур и найдите периметр: Работа в группах

Расскажите другим группам, охарактеризуйте геометрические фигуры.
Расскажите как вы нашли периметр.

6.Что же вы нового узнали на уроке?
Рефлексия:на геометрических фигурах написать : Я считаю, что сегодня
Домашнее задание: Сколько метров забора потребуется, чтобы огородить участок?
3 м 3м
3 м
2 м
2 м


Периметр забора равен сумме всех сторон участка.Р= 3 м + 2 м + 2 м + 2 м + 3 м + 3 м +3 м + 2 м + 3м =8 +15=23 м.
Ответ: 23 метра длина забора.
Ф.И.ученика ---------------------------------класс ---------- Вид деятельности- --групповая работа
Как часто, работая в группе, ты выполняешь следующие действия?
Обведи слово, которое наиболее точно отражает твой ответ
1 Я задавал вопросы для того, чтобы получить информацию или чтобы её уточнить Никогда
Иногда
Часто
2 Я высказывал своё мнение Никогда
Иногда
Часто
3 Я выслушивал мнение других членов группы Никогда
Иногда
Часто
4 Я привлекал других членов группы к обсуждению Никогда
Иногда
Часто
5 К моему мнению прислушивались Никогда
Иногда
Часто
6 В работе группы, мне больше всего понравилось: Никогда
Иногда
Часто
7 Самым трудным в работе в группы было: Никогда
Иногда
Часто
8 Мои пожелания на следующую работу в группе


Оценивание групповой работы( Учитель начальных классов, Психолог)

0 «2» Не демонстрирует понимания
1-2 «3» Демонстрирует частичное понимание
3 «4» Демонстрирует хорошие понимание
4 «5» Демонстрирует глубокое понимание

Имя ученика Общий балл
Участвует и распределяет обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы
Внимательно слушает и задает вопросы

Цель: Как использовать О д О ( Оценивание для обучения); активные формы для улучшения обучения; вовлечение всех учащихся, включая Т и О ( творческие и одарённые) Как преодолевать трудности в обучении.
Результат: ознакомить с алгоритмом выполнения письменных приёмов сложения и вычитания без перехода через десяток; ознакомить с приёмом письменного сложения и вычитания с переходом через разряд, применить изученные вычислительные приёмы при решении задач.

Эссе о практике в школе.
Учителем начальных классов я стала неслучайно, моим наставником в жизни и в педагогической деятельности была и остаётся моя мама, учитель с 40-летним стажем работы Советской школы, которая начинала свою работу с окончания педкласса. « Если хочешь прожить интересную жизнь – иди в школу!», - так говорила мне мама. Школьная жизнь очень увлекательна и интересна. Имея за плечами 28 летний опыт работы, а это довольно большой отрезок жизни, я очень чётко стала понимать, что опыт огромен, я обучила и воспитала 5 выпусков, знаю методику преподавания, я применяю на уроках ИКТ, и уроки у меня проходят интересно. Я получаю полное удовлетворение от своей работы. Дети стремятся в школу и не хотят уходить на выходные. Вместе с родителями готовят прекрасные презентации, задают вопросы и сами находят ответы и в словарях, и в Интернете. Жизнь не стоит на месте, я поняла нужно идти вперёд, нужно что- то новое, да, если ты хочешь идти и вести за собой, пришло время меняться.
И такая возможность у меня появилась, я приехала в Кокшетау в наш центр «Өрлеу» на трёхуровневые курсы. Не скрою, сомнения были, смогу ли, но уже на второй неделе обучения поняла – да это моё. Да я готова измениться, это очень увлекает и поможет мне работать с детьми по-новому. Мне не терпелось вернуться в школу и приступить к практике. На первом этапе обучения «Лицом к лицу» мы изучили много теоретического материала, который очень интересен и надо было применить на практике семь модулей. Я чувствовала огромную меру ответственности за учеников, которых я буду этому обучать.
Основной задачей настоящей Программы – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. На первом этапе обучения, мы познакомились с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима была нам учителям для обеспечения теоретической основы, на которую мы сможем полагаться при рассмотрении стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые рассматривались на занятиях первого этапа « Лицом к лицу». Мы узнали, что теперь обучение будет строиться на основе конструктивистского подхода, и как о важен диалог в классе и его влияние на развитие когнитивного развития учеников. Все подтверждалось результатами научных исследований. Я узнала о важности беседы в классе, ее типах, методиках постановки вопросов, о влиянии «зоны ближайшего развития» на ученика с целью создания саморегулируемого обучения и внутренней мотивации. Узнала о стратегиях по развитию критического мышления, о подходах в общении с учениками. Необычным было введение формативного оценивания, ведь ставить оценку за работу на уроке всегда было функцией учителя. Я поняла важность взаимосвязи между формативным и суммативным оцениванием и влиянии их на обучение учеников. Использование ИКТ с целью интенсификации учебного процесса не являлось новым для меня, так как и раньше я старалась проводить уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий и знала о его влиянии на качество обучения. Больше узнала об обучении талантливых и одаренных детей на основе диалога, с использованием расширенных и дифференцированных заданий, а в моём втором классе есть такой потенциал. Я и до этого, при возникновении учебных проблем, старалась решать их, но не знала, что это относится к управлению и лидерству в образовании. Узнала я и о своем месте в новой модели образовании, роли консультанта, наставника, организатора. Но самое главное, что я взяла с первого этапа обучения – это и то, что очень важно внедрять диалоговое обучение в образовательный процесс. Много вопросов было у меня, касающиеся внедрения идей семи модулей в педагогическую практику, как мои ученики воспримут новую для них форму работы. У меня было желание побыстрее приступить к работе для апробирования полученных знаний. Я думаю, что главная задача программы – «помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику». Каждый из семи модулей создавал при теоретическом его изучении свои вопросы и требовал адаптации под класс, ребенка, предмет и многих других факторов, влияющих на основной результат. Многие учителя говорили, что для внедрения 7 модулей программы подойдут только уроки литературы или познания мира. Я же взяла и составила среднесрочные планы по своему любимому предмету – математике. Предложенный план «теория - практика» был мне привычен. Но анализу уделяется так много внимания, раньше я не затрачивала так много времени на эту часть педагогической практики. Теперь я понимаю, что анализ такой очень необходим, он проводится не для оценки моих педагогических умений, а для дальнейшего улучшения моей педагогической практики. Каков же результат обучения в целом? Какие ключевые идеи семи модулей мне удалось применить в период практики в школе, какие изменения произошли, к каким выводам пришла я как учитель – новатор и главное, что необходимо мне сделать, чтобы внедрение новой практики преподавания и обучения помогали в дальнейшем развитии?
После целого месяца моего отсутствия в школе, я была полна желания работать и внедрять полученные теоретические знания на практике. Конечно, как классному руководителю и учителю начальных классов я взяла для исследования, свой 2 класс и предмет математику. Два года я учу ребят и хорошо ли я знаю своих учеников. Знаю уровень мышления моих учеников, социальный статус, мне известны их увлечения, проблемы, интересы, потребности в обучении. Я была уверена, что мои ученики с увлечением воспримут новые подходы в обучении и я поняла, что мне придется менять убеждения для достижения качественного процесса обучения. Следующим моим шагом стало консультирование с администрацией школы, моими коллегами, учениками, и их родителями. Я ознакомила директора школы с идеями Программы, объяснила, как будет проходить моя практика в школе. Директор спокойно отреагировал, не высказав никаких пожеланий в содействии и в организации моей практики. Крайне недоверчиво и вызывающе консервативно настроены оказались коллеги старой формации, наши уважаемые пенсионерки, которые и слушать не хотели о новых подходах в обучении. Другие учителя высказывали сомнения в эффективности такого преподавания, но после окончания практики на ШМО начальных классов мы с коллегой добились выступления и рассказали о некоторых модулях Программы, которые нам удалось внедрить, проводя серию последовательных уроков. Только моя коллега, проходившая вместе со мной первый этап курсов оказала активное содействие при планировании уроков: подсказала активные методы работы на уроке и помогала с видеосъемкой. Родители заинтересовались идеями Программы, дали согласие на проведение исследования и разрешили фото и видео фиксацию педагогической практики. На основе конструктивистского подхода состоялась беседа с учениками второго класса, которые все мои идеи всегда принимали с воодушевлением и радостью. Ученики восприняли с удовольствием возможность поработать в группах. Далее я разделила их на группы по собственным пристрастиям и мы, в результате кумулятивной беседы, разработали правила работы в группе. В течение всей серии последовательных уроков очень сложно было некоторым непоседливым ребятам придерживаться этих правил. При проведении первого урока я столкнулась с проблемой создания коллаборативной среды. Ученики мои за время моего отсутствия успели поссориться и недружелюбно отзывались друг о друге. Тренинги быстро помогли мне справиться с возникшей проблемой, ведь на уроках по Самопознанию мы часто устраивали «Круг радости». А наладить взаимоотношения между девочками и мальчиками помог весенний праздник, мальчики в очередной раз удивили девочек, угостив их сделанный за 5 минут, тортами, таковы традиции нашего класса. Довольно часто мне приходилось напоминать детям о правилах работы в группах. Очень трудно было им следовать, ведь так хотелось поговорить. Только когда, я стала применять самооценивание поведения за день, мои шалуны притихли и стали более дисциплинированы.Все виды оценивания необходимы для развития, они обеспечивают объективность оценивания на каждом этапе. В тетрадях по математике второго класса представлены достаточно чёткие дескрипторы и шкала оценивания, которые я активно использовала в этом году и на практике тоже. Оценивание обучения представляет собой вид итогового оценивания. Поэтому с этой формой оценивания дети были уже знакомы. В качестве примера могу привести, контрольные, самостоятельные работы, а также тесты по промежуточному оцениванию пройденных тем и итоговые тесты, в конце каждой четверти и годовые контрольные работы. На всех последующих уроках я применяла ЗХУ, оценивание в паре, в группах, взаимооценивание и самооценивание. Как известно, взаимооценивание – это форма формативного оценивания, целью которого является использование оценивания как части преподавания для содействия обучения учеников. (Руководство для учителя, стр. 161). Инновацией в моей педагогической практике было введение формативного оценивания. До этого всегда оценивала только я и считала это одной из своих основных функций. С первого класса я привлекала своих учеников оценивать себя и своих одноклассников. Довольно часто оценивание они производили, исходя из личных предпочтений. Для того, чтобы так не происходило я поняла, что были недостаточно четко определены критерии оценивания. С уроками математики всё складывалось замечательно, но критерии оценивания к каждому заданию, необходимо составлять ежедневно. Это занимает много времени. На последующих уроках ученики оценивали себя и своих одноклассников справедливо, исходя из разработанных критериев. Моим ученикам очень понравилось работать в группах. Причем, на каждом уроке состав группы менялся. В интервью, после завершения серии последовательных уроков, они рассказывали,что новые подходы в обучении им очень нравится, что в группе они могут обмениваться мнениями, обсуждать решение задач, дети отмечали в интервью, что они ещё больше сдружились, научились друг друга поддерживать, помогать, справедливо оценивать своего одноклассника. (Видеоролик «Интервью с учениками) Тем самым было доказано справедливость утверждения Мерсера и Литлтона о том, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Руководство для учителя, стр. 144). Я пришла к выводу, что диалог способствует развитию критического мышления, так как при обсуждении проблемы учебного характера наблюдается стратегия критического мышления «Мозговой штурм», «Пила». Также я заметила, что обучение в группе способствует качественному обучению учеников с низким уровнем мышления через из «зону ближайшего развития». Л.С.Выготский утверждал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в своей «зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не сможет выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий нужна помощь более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. При этом речь выступает главным инструментом обучения. (Руководство для учителя, стр.144). Таким образом, соблюдается принцип саморегулируемого обучения. Мною была высоко оценена роль диалогового обучения в повышении мотивации и качества образовательного процесса и принято решение – использовать диалог, как ведущую форму обучения, на учебных занятиях после прохождения курсов. На каждом уроке я старалась использовать элементы информационно-коммуникативных технологий, в частности, работу на проекторе. Через зрение усваивается 85 % информации, поэтому важно использовать информацию в визуальном формате. Понимая это, мои замечательные родители приобрели для своих детей проектор ещё в первом классе. Я и в дальнейшем буду использовать ресурсы проектного аппарата и интерактивной доски для повышения качества обучения. Во втором классе я могу отметить двух учениц, подходящих под категорию «одаренный». На занятиях по подготовке к школьным олимпиадам я проводила индивидуальные консультации с Машей Д. и Катей Б., которые считала единственной формой работы с подобными учениками. Интеграция диалогового обучения заставило меня по-другому посмотреть этот вопрос. Я поняла эффективность групповой работы в обучении талантливых и одаренных детей и начала составлять расширенные задания, исходя из таксономии Блума. Эти задания направлены на анализ, синтез и оценку информации, которые наиболее соответствуют этой категории учеников. Девочки уже ко второму уроку самостоятельно выполняли задания творческого характера. Конечно, важным также является учёт возрастных и индивидуальных особенности учеников: уровень мышления, задания на развитие творчества. Я давно применяю в своей практике дифференцированные задания для учеников с разным уровнем мышления на уроках русского языка и математики.
Проведя серию последовательных уроков с внедрением ключевых идей семи модулей, я пришла к выводу, что их использование оказывает несомненное влияние на качество образовательного процесса. Я поставила своей целью доказать это недоверчивым моим коллегам. Поэтому мною было принято решение отказаться от традиционной системы обучения в моей педагогической практике и использовать диалоговое обучение, как имеющую большую результативность и способствующую развитию аналитического мышления, которое я считаю необходимым качеством современного человека, достойного гражданина своей страны.
Проведя подробный анализ своей практики, я планирую в последущей своей работе : строить урок таким образом, чтобы ученик активно принимал участие во всем, начиная от планирования цели и заканчивая анализом результатами обучения; при планировании продумывать различные варианты результатов деятельности детей; повышать внутреннюю мотивацию учеников, используя современные технологии; использовать формативное оценивание, направленное на обучение; расширить критерии для выявления одаренности и развивать не только по своим предметам. Хочется сказать, что не зависимо от работы этих механизмов, я свою работу направляю в новое русло, так как после внедрения новых подходов на практике и, увидев положительный результат, просто не хочется возвращаться назад. Думаю, что с каждым годом учителей, желающих изменить свою педагогическую деятельность, будет больше.
Категория: Математика | Добавил: Batman5935 (2014-06-19) | Автор: Гамастинова Алиса Юрьевна E W
Просмотров: 3050 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 1:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru