Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Пифагоровы треугольники
Пифагоровы треугольники

Усманова Рашида Салихжановна

Одной из важнейшей теоремой геометрии называют теорему Пифагора. Хотя эту теорему и связывают с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор нашел доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, другим свидетельством – даже сто быков. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста. Многие известные мыслители и искатели прошлого обращались к этой замечательной теореме и посвятили ей свои строки.
Прямоугольный треугольник, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называются пифагоровыми треугольниками. Треугольник со сторонами 3, 4, 5 часто называют египетским треугольником, так как он был известен еще древними египтянами.
Если стороны треугольника пропорциональны числам 3, 4, 5, то этот треугольник – прямоугольный. Этот факт использовали для построения на местности прямых углов – ведь оптических измерительных приборов тогда еще не было, а для строительства домов, дворцов и тем более египетских пирамид это надо было уметь. Поступали довольно просто. На веревке на равном расстоянии друг от друга завязывали узлы. В точке, где надо было построить прямой угол, забивали колышек и натягивали веревку так, чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Безошибочность такого построения следует из теоремы, обратной теореме Пифагора: сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны, то такой треугольник является прямоугольным. И действительно, 32+42=52. Говоря иначе, числа 3, 4, 5 – корни уравнения: х2+у2=z2
Сразу же возникает вопрос: нет ли у этого уравнения других целочисленных решений.
Если числа х, у и z пропорциональны числам 3, 4 и 5, то эти числа тоже будут корнями уравнения х2+у2=z2.
То есть (nx)2+(ny)2=(nz)2, тогда при n=2; 2х=6, 2у=8, 2z=10, 62+82=102
6, 8, 10 – вторая пифагорова тройка.
При n=3; 3х=9, 3у=12, 3z=15, 92+122=152
9, 12, 15 – третья пифагорова тройка и т.д.
Нетрудно догадаться, что числа 5, 12, 13 тоже можно считать корнями этого уравнения. А есть ли еще такие тройки чисел? И нельзя ли, взяв произвольно одно из чисел, указать остальные два? Например, необходимо, чтобы меньший катет треугольника равнялся 4 см. Может ли в этом случае длина другого катета и гипотенузы выражаться целым числом сантиметров? Такие вопросы интересовали еще мудрецов Древнего Вавилона. Они нашли ответы на них. Знал это и Пифагор.
Один из путей решения уравнения х2+у2=z2 в целых числах оказался довольно простым. Запишем подряд квадраты натуральных чисел, отделив их друг от друга запятой. Под каждой запятой запишем разность между последовательными квадратами:

1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100, 121, 144, 169, 196 …
3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27 …

А теперь обратим внимание! В нижней строке есть числа. Первое из них 9=32, над ним 16=42 и 25=52, знакомая нам тройка 3, 4, 5.
Следующее квадратное число в нижней строке 25, ему соответствуют 144 и 169, отсюда находим вторую известную нам тройку 5, 12, 13. Если вы продолжите строку квадратных чисел и подсчитаете соответствующие разности, то во второй строке найдете 49=72, этому числу отвечают в строке квадратов 576=242 и 625=252. И действительно, 72+242=252. Это уже третья тройка. Она была известна еще в Древнем Египте. Кстати, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что мы имеем право сформулировать такую теорему:
КАЖДОЕ НЕЧЕТНОЕ ЧИСЛО ЕСТЬ РАЗНОСТЬ ДВУХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ КВАДРАТОВ.
Составлять такие строки – довольно скучное и трудоемкое занятие. По формулам находить такие тройки чисел и проще и быстрее. Эти формулы -правила были известны уже две с половиной тысячи лет назад. Если х – нечетное число, то и . B этом случае равенство х2+у2=z2 выполняется, т.е. числа, найденные по такому правилу, всегда будут составлять решение интересующего нас неопределенного уравнения. Это уравнение будем называть «уравнением Пифагора», а его решения – «пифагоровыми тройками». По этому правилу можно получить уже известные нам тройки:
Если х=3, то =4, получилась первая пифагорова тройка;
Если х=5, то , - вторая тройка;
Если х=7, то y= , - третья тройка.
Других мы пока не знаем, но следующее за 7 нечетное число 9, тогда у=40 и z=41.
Проверим наши вычисления:
92+402=412.
Следующим шагом было установление правила вычисления всех, а не только некоторых пифагоровых троек. Сделаем этот шаг и мы.
Перепишем уравнение Пифагора следующим образом:
x2=z2-y2;
x2=(z+y)(z-y)
Это означает, что число х должно разлагаться на два неравных множителя z+y и z-y, которые мы обозначим так, что получиться такая система:

Почему написаны коэффициенты 2 и почему написаны квадраты, а не просто числа a и b? Это сделано с целью получения аккуратных ответов. Решив эту систему, получим:
z=a2+b2; y=a2-b2; x=2ab; (при этом надо иметь в виду, что a>b).
Из этого следует, что наименьшим значением числа b может быть только единица, тогда наименьшим значением a будет 2. Вычислим x, y, z. Получается z=5, y=3, x=4, это уже известный нам «египетский треугольник».
Рассмотренные различные способы позволяют вычислению всех возможных целочисленных значений длин сторон прямоугольных треугольников. Эти числа и будут пифагоровыми тройками, а треугольники с этими сторонами - пифагоровыми треугольниками.

Категория: Математика | Добавил: Рашида (2010-01-29) | Автор: Усманова Рашида Салихжановна E
Просмотров: 10769 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru