Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

открытый урок "Построение графиков функций, содержащих знак модуля".
«Построение графиков функций, содержащих знак модуля»

Разработала: Божова С.В.
Учитель математики 1 категории
Высшего уровня квалификации

Цели урока:
• формирование умений и навыков построения графиков функций, содержащих знак модуля;
• создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся;
• развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Развивающие задачи:
• развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности,
• развитие общеучебных навыков и умений – организационных, интеллектуальных и коммуникативных.
Воспитательные задачи:
• воспитание взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, направленного на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Задачи урока:
• научить строить графики линейной и квадратичной функций, содержащих знак модуля;
• обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.

Данный урок проводится в 9 классе.

Для проведения данного урока необходимо:
• интерактивная доска.

Для проведения данного урока приготовлены:
• презентация;
• карточки для каждой группы с кратким конспектом урока и заданием.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления нового.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Применение знаний, умений и навыков в новых условиях.
7. Информация о домашнем задании.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
Для достижения триединой задачи использовались:
Методы обучения:
• словесный,
• проблемно-поисковый,
• практический,
• наглядный,
• репродуктивный,
• вопросно-ответный,
• индуктивный,
• аналитико-синтетический.
Формы организации познавательной деятельности:
• общеклассная,
• индивидуальная,
• групповая.
Содержание учебного материала:
- В домашнем задании были заложены все вопросы, которые помогут учащимся на уроке в ходе вопросно-ответной беседы самостоятельно овладеть новым материалом:
а) построении графиков функций и уравнений;
б) применение преобразования симметрии относительно прямой.
В ходе урока проводится:
а) повторение построения графиков линейной, квадратичной и тригонометрической функции;
б) формирование учебно-организационных и учебно-интеллектуальных навыков при выполнении практической работы;
в) формирование учебно-коммуникативных навыков в течение всего урока.
Для домашнего задания был отобран дифференцированный материал, охватывающий все опросы, рассмотренные на уроке.
Основная цель урока: С помощью вопросно-ответной беседы как одного из методов дидактической работы добиться того, чтобы учащиеся самостоятельно овладели новыми знаниями, с помощью наводящих вопросов учителя переносили усвоенные знания в новые условия, творчески применяли их. Для этого учебный материал урока должен быть подобран учителем продуманно и тщательно, с учетом прошлого опыта и ранее приобретенных знаний учащихся, с созданием проблемных ситуаций на уроке.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

(На данном этапе ученики работают устно. На доске презентация слайд 1.)
Существует несколько видов функций, содержащих знак модуль:
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них( лишние удаляются на флипчарте):
Работа с флипчартом со шторкой и перетаскиванием. Задание на соответствие. Распределить функции за шторкой по видам.
Функции:
Функции данных видов мы будем учиться строить, или вспоминать как это происходит.
Построение графиков осуществляется двумя способами:
1) на основании определения модуля;
2) на основании правил геометрических преобразований графиков функций.
На уроке, работая в группах, вы будете строить графики первым способом , а затем мы систематизируем наш опыт и сделаем вывод как можно графики данных функций построить путем геометрических преобразований графиков-шаблонов.

Для построения графиков достаточно понимать определение модуля и помнить алгоритм построения простейших графиков.
Вместе с учениками формулируется определение модуля числа:
«Модулем числа х называется само число х, если оно положительное, или равно нулю, и –х, если оно отрицательное». На доске записывается


(слайд 2)
Рассмотрим построение графика функции
Х 0 3 Х 0 -3
у 0 3 у 0 3


Заметим, что при построении графика функции у = | х |, часть графика у = х, лежащая ниже оси абсцисс, зеркально отражается относительно этой оси.

III. Работа в группах.
1 часть. Работая в группах над своими заданиями, раскройте знак модуля по определению. (слайд 3 со шторкой)
1 группа.

2 группа


3 группа

2 часть. Применяя алгоритм построения линейной функции, постройте график функции. Он будет состоять из графиков двух функций.
3 часть. Рассмотрите полученный график, подумайте, как можно его построить путем геометрических преобразований графика шаблона.
Выйти к доске и схематично показать полученные графики. Выходят представители каждой группы .
Выводы

4 часть Сравним наш результатом с результатом работы компьютера по программе Advanced Grapher.

IV. Фронтальная работа с классом.
Применим эти правила для построения графиков квадратичных функций со знаком модуля.
, ,
Сначала вспомним алгоритм построения графика квадратичной функции.
1. Какая функция является шаблоном?
2. Как найти координаты вершины параболы?

3. Перенесем шаблон на вершину.
4. Представители каждой группы выходят и достраивают график своего вида функции.
5. Сравним с графиком построенным с помощью программы
Advanced Grapher и подпишем каждый график.



V. Итог урока.
Делается общий вывод о том, чему научились на уроке. Ещё раз повторяются правила построения графиков функций, содержащих знак модуля.
Таблица построения графиков функций, содержащих модуль.
Вид функции Способ построения графика функции
1. у = f(|x|)
2. у = |f(x)|
3. |у| =f(x)
1. Отобразить график функции у = f(x) симметрично относительно оси Оу.
2. Отобразить симметрично относительно оси Ох часть графика функции у = f(x), в которой у<0..
3. Отобразить симметрично относительно оси Ох часть графика функции у = f(x), где у>0.

VI. Домашнее задание. Рассмотрите график произвольной функции
y = f (х) и постройте графики функций .
Категория: Математика | Добавил: Липа (2014-07-30)
Просмотров: 2012 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 11:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru