Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Учитель Шаяхметова С.О., областная специализированная школа №8 для одаренных детей, город Уральск

Почему мне и моей школе необходимо измениться?

Двадцатый и начало двадцать первого века во многом связаны с достижениями в сфере образования, которые явились следствием научно-технического прогресса и социальными преобразованиями. Изучая вопросы сферы мирового образования, я ставила перед собой цель, рассмотреть изменение его статуса, а также социальной роли. Выяснила, что все эти изменения сопровождались назреванием проблем. Это дало основание делать выводы о кризисе современной системы образования в мировом масштабе.
Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные документы и высказывания государственных деятелей. В докладе Национальной комиссии США по проблеме качества образования отмечено: «Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». Небезынтересно и мнение бывшего президента Франции Жискара ДЭстена: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи». И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не соответствует современным требованиям. Суть мирового кризиса образования видится, в так называемом «поддерживающем обучении», в обращенности сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить школьников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека.
«Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии».
В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Причина такого внимания, как мне кажется, заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Кризис современного образования как института трансляции опыта во многом связан с тем, что опыт еще и не наработан – его просто нет. Председатель Международной комиссии по образованию в XXI веке Ж. Делор полагает, что «человеческое воображение должно опережать различные технологические достижения» и должно наметить путь движения к «обществу образования». Сегодня крайне необходимо формирование новых подходов в образовании, предполагающих ориентацию на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения.
В руководстве для учителя I уровня сказано, что динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности является: первый – «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке?» и второй – «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?». В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке (страница 101, Руководство учителя I уровня)
Изучая дидактические поиски западных педагогов, выяснила, что еще с первых десятилетий нашего века, начиная с ранних опытов работы «новых» школ Западной Европы и США, проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения. Общий путь, по которому велись эти поиски, - установление связей между учебной темой, учебным материалом и непосредственным жизненным опытом ребенка, его деятельностью в практических заданиях, расширявших этот жизненный опыт. Исследования показывают, что на протяжении ряда лет в разных странах мира нетрадиционным для учителей является построение обучения в контексте непрерывного образования. Таким образом, необходим курс на создание для учащихся возможности занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе. Чтобы учащиеся не просто «усваивали» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но и познавали мир, вступая с ним в активный диалог, сами искали ответы и не останавливались на найденном, как на окончательной истине. Я полагаю, что обучение необходимо вести в этом ключе. Искать пути, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.
Мировой опыт показывает: опережающее развитие образования является необходимым условием формирования инвестиционной привлекательности страны и региона, обеспечение их гуманитарного и технологического прорыва.
В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года отмечено: «В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство. Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старшеклассников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Кроме того, исследования ЮНЕСКО и результаты тестирования выпускников общеобразовательных школ последних пяти лет свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения качества образования».
Таким образом, в нашей Республике Казахстан проблемы в сфере образования существуют. Поэтому и возникла необходимость проведения дополнительных реформ в этой жизненно важной сфере. В соответствии с поручениями Главы государства Назарбаева Н.А. Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 г. одобрены концептуальные подходы к развитию системы подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей. Поручено созданному Центру педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с иностранными партнерами разработать уровневые Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан с использованием лучшего мирового опыта и педагогической практики.
Одним из методов, рассматриваемых как эффективный в преподавании и обучении, в ряде стран (Финляндия, Сингапур и т.д.) является метод обучения в сотрудничестве. Как отмечено в Руководстве для учителя первого уровня: «Обучение в сотрудничестве – образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничество основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.
В педагогике имеется достаточное количество форм обучения в сотрудничестве, но типичными характеристиками данного подхода являются:
1. Обучение является активным процессом, при котором учащиеся усваивают информацию и интегрируют ее в имеющиеся знания.
2. Обучение требует решения задач, которое возможно при условии активного участия его/ее сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения.
3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения сверстников, работающих в сотрудничестве.
4. Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений» (страница 135, руководство учителя I уровня).
Я работаю в Областной Специализированной Школе для Одаренных детей №8 города Уральска, являющейся инновационной. И статус моей школы предполагает идти в ногу со временем. Выпускники продолжают свое обучение в странах ближнего и дальнего зарубежья. Следовательно, и это является еще одной причиной, по которой я и мои коллеги должны использовать новые подходы в обучении. Изучая документацию школы, опыт работы моих коллег, посещая уроки, я пришла к выводу, что в нашей школе необходимо использовать на уроке все семь модулей для обучения. В прошлом учебном году на сайте http://elp.kz/ в режиме онлайн проводились уроки Назарбаев Интеллектуал школ демонстрировавшие использование новых подходов к обучению. Я, мои коллеги и учащиеся обучались на этих уроках. Опыт учителей НИШ необходимо взять на вооружение для повышения качества обучения в нашей школе, так как результаты обученности учащихся этих школ достаточно высоки. Таким образом, в нашей школе, как и во многих школах республики, есть проблемы, решать которые настало время. Базовых качеств грамотного человека – умения читать, писать и считать – уже недостаточно для современного человека. Столь же базовыми не только завтра, но уже и сегодня являются умения:
- понимать взаимосвязь компонентов сложных производственных систем и уметь применять это понимание на практике;
- собрать, организовать и использовать все доступные информационные ресурсы для обеспечения наибольшей эффективности производственного процесса;
- плодотворно сотрудничать с другими участниками производственного процесса.
Тема, над которой работает моя школа, «Освоение новых подходов к образованию: компетентносного, ресурсного и системно - деятельностного как основного способа качества образования» является актуальной. Именно реализуя новые подходы к образованию, можно повысить его качество. Исследование, проводимое мною на практике по теме «Обучение в сотрудничестве как способ совершенствования качества образования» созвучно с проблемами, решаемыми нашим педагогическим коллективом. Именно эту тему я выбрала для своего исследования. «Обучение в сотрудничестве является не только методом, используемым в классе, но личной философией учащегося. Во всех случаях объединения субъектов в группы сотрудничество предлагает способ работы, основанный на взаимном уважении, выявлении способностей участников и определении личного вклада каждого члена группы. Кроме того, работа в сотрудничестве требует распределения полномочий и ответственности между всеми членами группы для достижения эффективности работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы» (страница 135, Руководство учителя I уровня). Обучение в сотрудничестве рассматривается здесь как одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании. Эффективность обучения в сотрудничестве особенно актуальна сегодня. Многолетний опыт работы в школе дает мне возможность увидеть меняющийся на глазах опыт детей, приходящих в школу. Сейчас они проводят больше времени перед телевизором, компьютером, чем в играх со сверстниками. Зона стабильного социального окружения, которая раньше помогала приобрести опыт группового взаимодействия в условиях самодеятельного детского коллектива, существенно сузилась. Поэтому навыки сотрудничества, ранее в значительной степени приобретались стихийно, формировались социальной средой, теперь надо осваивать в школе. Одна из главных отличительных особенностей обучения в сотрудничестве, по моему мнению, заключается в том, что учащиеся действуют параллельно, общаются друг с другом, а не с учителем. Такой метод обладает многими преимуществами по сравнению с фронтальной работой в классе. Чтобы организовать успешную работу в группах, надо целенаправленно учить школьников навыкам сотрудничества, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков, развивать привычку сознательно придерживаться этикета, принятого для работы в условиях сотрудничества. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения. Реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию работы группы в целом и каждого из её членов в отдельности. Этой цели служит процедура рефлексии учебной работы.
Я задаю и ищу ответы на волнующие меня вопросы. Что больше всего может повлиять на повышение качества обучения? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Материально – техническая база школы? Уровень развития одноклассников? Безусловно, все перечисленные факторы оказывают влияние на качество образования, но большее влияние оказывает сам класс. Успеваемость, жизненные планы одноклассников, их развитие очень важны. В умело организованном классе каждый «работает» на каждого. Дело учителя – помочь классу организоваться на своих уроках. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока так, чтобы роль учителя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующем лицом является ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все эти вопросы побуждают меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. Обучение в сотрудничестве позволяет ученикам получать больше знаний и дольше сохранять их, чем на занятиях в других форматах, а также развивает социальные навыки учащихся, которые учатся общаться, решать проблемы, приобретают навыки презентации, лидерства, передачи полномочий и организации. Изучение мирового опыта организации обучения в сотрудничестве показывает, что опыт обучения в группе может принести ученикам самую разнообразную пользу – от навыков поведения до аккумулирования интеллектуальных и личных умений. Формы организации группового обучения различны. Это значит, что учеба в группе позволяет получить ценный опыт, который затем будет развиваться в процессе учебы.
Обучение в сотрудничестве – это лишь одна из форм обучения, которая ведет к активизации учебно-познавательного процесса, развивает коммуникативные, умственные, организаторские, творческие способности учеников, самооценку, самоорганизацию, саморазвитие, и как следствие ведет к повышению качества образования. Свою роль обучения в Казахстанском проекте вижу в том, чтобы провести преобразования в школе, чтобы поднять её на новый уровень посредством изучения мирового опыта. Так как мне представилась такая возможность внедрять нововведения, то постараюсь сделать всё возможное, чтобы поставить свою школу хотя бы на порядок выше.

Используемая литература.
1. Доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования.
2. Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991
3. Руководство для учителя I уровня
4. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015
Категория: Математика | Добавил: uchitel_matematiki (2014-10-06) | Автор: Шаяхметова София Октябриновна E
Просмотров: 1892 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 1:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru