Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Новая педагогическая идея Использование в педагогической практике эффективных информационно-коммуникативных образовательных технологий, как средство достижения положительного результата в преподавании естественно-математического цикла Компьютер – мощный инструмент в руках грамотного учителя, но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора и эрудиции В.Сухомлинский Сегодня трудно представить работу преподавателя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: • учебник • справочная литература • лекция • конспект урока. Сейчас учащиеся зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную преподавателем информацию с помощью компьютерных технологий. Следовательно, нам необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ. Трудность заключается в том, что нельзя компьютер просто добавить к существующей дидактической системе и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Необходимо, как пишут английские ученые, осуществить интеграцию ИКТ - с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса. Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями деятельности учителя в рамках использования ИКТ в преподавании предметов естественно-математического цикла являются: • разработка мультимедийных и интерактивных учебно-методических и дидактических материалов нового поколения, размещаемых в сети Интернет; • перевод в цифровые форматы имеющихся учебно-методических и дидактических материалов, их размещение на сайте и предоставление к ним свободного доступа учащихся, учителей и родителей; • создание Интернет-сайтов с целью организации общения между учащимися, учителями, родителями, как в области изучения предмета, так и в области образовательного процесса в целом; • создание элективных курсов дистанционного обучения. • мультимедиа-презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками; • просмотр видеозаписи; • самостоятельное изучение содержания мультимедиа-учебника; • работа с индивидуальным заданием на компьютере; • работа с компьютерными тренажерами, как готовыми, так и созданными самостоятельно; • поиск информации непосредственно в сети. • использование электронных учебников • использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий • Использование интерактивной доски • Использование ИКТ в сочетании с методом проектов. Можно выделить главные плюсы компьютеризации в образовании: Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. В последние годы изменяются методы преподавания математики, для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование информационных технологий на уроках помогает сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся. Многие изучаемые математические понятия, не могут быть показаны учениками непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: рисунки, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у учащихся образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к урокам. Как показывает практика, компьютерные технологии выгодно использовать в различных ситуациях на разных этапах урока: Изучение нового материала (презентации лекционного материала расширяют возможности учащихся осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке); Первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений (обучающие программы позволяют ребятам изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на вопросах, вызывающих у них затруднения; Контроль и коррекция знаний Использование информационных технологий позволяет иллюстрировать важнейшие понятия курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика. Как я раннее уже сказала, применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача педагога – правильно организовать эту работу. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Программное обеспечение и наличие качественных содержательных электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности позволяет преподавателю экономить время при подготовке учебного материала и вносит разнообразие в его подачу. Электронно-образовательные ресурсы можно скачать в Интернете, купить на CD дисках или создать самим. В Интернете много ЭОР в открытом доступе. Большое количество качественных образовательных ресурсов по всем предметам и классам размещено на сайтах http://www.fcior.edu.ru , http://school-collection.edu.ru, и на прочих образовательных порталах. Большое разнообразие ресурсов для учителей содержится на официальных сайтах издательств, например на сайте издательства БИНОМ Лаборатория знаний (http://www.metodist.lbz.ru). Они включают видеолекции авторов учебников, наборы ЭОР к ним, программное обеспечение и интерактивные тесты. Каждый преподаватель, владея определенным навыком использования технических средств и располагая собственной медиатекой электронных ресурсов по преподаваемому предмету, может создать электронно-образовательный продукт для индивидуального использования на уроке. Для этого он должен соблюдать требования, предъявляемые к ЭОР и к мультимедиасредствам. В идеале, наглядная форма подачи материала, учет мультумедийных возможностей компьютера и мультимедиасредств позволяют существенно повысить эффективность урока, сделать его интересным и повысить мотивацию учащихся, воздействовать на его эмоциональное состояние. Использованы материалы: 1. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. 2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru —«Время вернуться домой». 3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. –С.68-70. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. 5. А.А.Вербицкий- Психолог, член-корреспондентРАО Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности. 6. Сайты интернет | |
Просмотров: 1188 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|