Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Материал для 5-ых классов. Тема: Делимость натуральных чисел. Предлагаю несколько занимательных задач и заданий, которые разнообразят Ваш урок или факультативное занятие. Делится или не делится? Иногда возникает ситуация, когда нужно быстро определить, делится одно число на другое или нет. Предположим, вы купили в магазине 3 ластика, 6 карандашей и 9 одинаковых тетрадей, а продавец говорит: «С вас за покупку двести тенге». Даже не зная точной цены покупки, можно сразу понять, что продавец ошибся. Ведь итоговая стоимость обязательно должна делиться на 3, но 200тг не делится на 3. Математическая игра Правила игры. 1-ый игрок называет число 1 или 2. 2-ой прибавляет к названному числу по своему желанию либо 1, либо 2 и говорит, сколько получилось. Затем – 1-ый игрок к названной сумме опять прибавляет 1 или 2 по своему желанию и говорит новую сумму и т.д. выигрывает тот, кто назовет число 30. В этой игре 2-ой игрок всегда может выиграть. Для этого он должен придерживаться следующего правила: если 1-ый игрок прибавил 1, то прибавлять 2; если 1-ый игрок прибавил 2, то прибавлять 1. тогда 2-ой игрок будет называть вот какой ряд чисел: 3, 6, 9, 12, 15, … Это ряд чисел, кратных 3. конечно, число 30 в нем встретится. Значит, его назовет 2-ой игрок, если будет применять сформулированное правило. Но если он ошибется 1-ый игрок сможет сам назвать какое-нибудь из чисел этого ряда и выиграет действуя далее по тому же правилу. Играя в эту игру, я сначала предлагаю первый ход ученику, а себе оставляю второй ход. Тогда после нескольких туров у каждого ученика возникает желание выиграть у учителя. Старинная восточная притча Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу. - О мудрец! – сказал старший брат. – отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца? - Нет ничего проще, - ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой. Братья дома легко разделили 20 пополам, на 4 и на 5. старший брат получил 10, средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10 + 5 + 4 = 19). Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались: - О мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний. - Это не лишний, - сказал мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой. Литература: 1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика М.: Аванта+, 2003. - 688 с. 2. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов ср.шк./ Л.Н. Шеврин и др. – М.: Просвещение, 1989. – 495с. | |
Просмотров: 1554 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|