Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Дистанционное обучение как средство повышения конкурентноспособности современного школьника.
Тимофеева Лариса Ивановна
учитель математики 1 категории
КГУ «СОШ № 40» ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»

В последнее время во многих странах наблюдается существенный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем. Как подчеркивают ученые, развитие наук в последнее время характеризуется тенденцией к их математизации, и это касается не только физики, астрономии или химии, но и таких наук, как современная биология, медицина, экономика, метеорология, лингвистика и другие.
Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Это ставит перед образованием задачу максимального развития у математически одаренных учащихся способностей, склонностей и интересов, повышения уровня математической культуры. В то же время программы и стандарты математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не конкретизируют пути их использования в процессе работы с одаренными детьми, а сложившаяся методика обучения не способствует их самореализации. Поэтому мы должны создавать, искать, использовать все возможные пути в этой области.
Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". Лучший подход, чем дистанционное обучение, в данном случае сложно представить. Я считаю, что для детей, имеющих склонности и индивидуальные потребности к математике, дистанционное обучение – это замечательная возможность.
Говоря о дистанционном обучении, в настоящее время подразумевают использование персональных компьютеров и Всемирной паутины, т.е. специализированных сайтов с возможностью получения качественных знаний и интерактивного тестирования.
Интернет-образование, хотя и не может пока составить конкуренцию традиционному, приобретает все большую популярность, благодаря следующим положительным моментам:
 можно получать образование высокого уровня, не уезжая в другой город,
 совмещать обучение с другими занятиями и экономя время на дорогу,
 есть возможность общения с индивидуальным преподавателем или автором учебной программы,
 иллюстрации, схемы, диаграммы, презентации, он-лайн тесты увеличивают наглядность информации, делая обучение интересным и т.д.
Но и у дистанционного образования (как, пожалуй, и всякого другого) есть свои минусы:
• выбор специальностей пока недостаточно обширен,
• если информацию лучше воспринимаете на слух, дистанционное обучение может показаться скучным и трудным,
если не можете променять живое общение с преподавателем и другими учащимися на переписку по электронной почте, интернет-образование вряд ли Вам подойдет.
Однако всё выше перечисленное имеет смысл по отношению к дистанционному обучению совершеннолетних людей, которые самостоятельно принимают решение о повышении или кардинальной смене своего образования, стремятся получить высшее образование и т.п.
Можем ли мы, учителя средних общеобразовательных учебных заведений, привести пример аналогичных проектов Интернет-обучения? К сожалению, пока – очень немного. Да, есть ресурсы, на которых можно пройти тесты, посмотреть видео-ролики или презентации, изучить теоретический материал. Однако для учащихся 5-11 классов требуется более системный подход, глубокое общение между обучающимися и преподавателем, эмоциональная поддержка, индивидуальный подход и воспитание. Не будем забывать и о необходимом ограничении по возрасту во времени при работе с компьютером.
В этой связи очень приятно отметить такие информационные образовательные ресурсы, возможность работать с которыми появилась в этом учебном году: bilimland.kz, twig-bilim.kz, itest.kz.
Что, например, предлагает учителю интерактивный курс «Математика» на bilimland.kz?
Инновационные уроки с использованием готовых поурочных планов в виде плей-листа с профессионально разработанными мультимедийными объяснениями, наглядными материалами и виртуальными решебниками, чтобы превратить работу в классе в увлекательное приключение, которое вовлечет в учебу всех без исключения.
Что курс предлагает учащемуся?
При индивидуальном изучении разделов предмета с помощью нашего интерактивного курса учащийся получает возможность самостоятельной работы и творческого поиска. Здесь важную роль играет возможность неограниченного повтора и возврата к пройденному материалу до полного освоения той или иной темы.
Возможность такой самостоятельной работы не умоляет важности помощи учителя и групповой работы в классе, скорее она призвана органично дополнять и поддерживать работу, организуемую учителем. Так, учащийся самостоятельно просматривая новые темы, может подготовиться к предстоящим урокам либо может использовать интерактивный ресурс для повторения и закрепления полученных знаний, ликвидируя пробелы.
Комплекс дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося в зависимости от его возможностей, психологических особенностей, стиля обучения и предпочтений.
Я надеюсь, что данные ресурсы помогут мне и моим коллегам в работе с одаренными детьми.
Конечно, одной из задач учителя, стремящегося развивать потенциал своих учащихся, является расширение и углубление базового содержания обучения, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся и повышение их конкурентноспособности, в т.ч. подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам школьников.
Из опыта моей работы могу рассказать о положительном влиянии участия школьников в международных дистанционных олимпиадах КИО, daryn.kz, videouroki.net, mir-konkursov.ru, intelekt-um.ru, olymp.mifi.ru, vot-zadachka.ru. С нашей точки зрения, на данном этапе современного образования в дистанционной форме лучше всего проходят именно такие краткосрочные, но систематические мероприятия соревновательного характера, конкурсы, олимпиады. Являясь для учеников определенным подведением итогов обучения, они в достаточной мере сложны и интересны, стимулируют к дальнейшему изучению предмета, воспитывают здоровую конкуренцию и соперничество. Отвечая на вопросы интернет-олимпиады, ребята осознают степень личной ответственности за личный и общий результат, с вниманием принимают независимую оценку своих знаний, очень радуются своим и общим достижениям.
Чтобы дистанционная форма работы с одаренными детьми приносила плоды, нужны не только техническое оснащение и выход в Интернет, виртуальные тренажеры, базы вопросов, видеоуроки и т.п.
Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий:
-для дистанционного обучения необходима строгая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от степени самостоятельности и сознательности учащегося,
-отсутствие постоянного контроля над обучающимися лишает процесс мощного побудительного стимула,
-как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий,
-в дистанционном образовании основа обучения только письменная, и для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения,
-обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
Важнейшая идея, которую я представляю - это то, что система дистанционного обучения математике не должна сводиться только к определенному программному продукту или к Интернет-ресурсу.
Методическое сопровождение дистанционного обучения математике школьников с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся – это основа, на которой будет появляться и развиваться комбинация анимированных презентаций, видеороликов и видеообъяснений, мультимедийных слайд-шоу, интерактивных упражнений, трёхмерных моделей, диаграмм, схем, иллюстраций, а также математических симуляторов и тренажеров.
Процесс осуществления дистанционного обучения математике должен включать в себя такие этапы, как мотивационно-подготовительный этап, этап интерактивного взаимодействия, контрольно-диагностический этап, этап рефлексии и последующей коррекции следующего цикла.
Чтобы обеспечивать выявление учащихся, одаренных в области математических знаний, нужно обеспечивать доступ всех обучающихся к образовательным и информационным ресурсам, с их помощью стимулировать развитие потребности у обучающихся в получении дополнительных научных знаний и интереса к науке, способности к личностному самоопределению и самореализации.
Я верю, что, как сказал Абай - «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец. Худший человек из числа людей — это человек без стремлений».
Категория: Математика | Добавил: liberty (2014-11-11) | Автор: Тимофеева Лариса Ивановна E
Просмотров: 730 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 7:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru