Тема урока. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. (Решение на применение формул) учитель математики ГУ "СОШ № 10" Булатова Т. Ш. г. Семей Цель и задачи урока: 1. Формирование знаний и умений пользоваться формулами (а +/- b)2 = а2 +/- 2аb + b2 при разложении многочлена на множители, выработать умения пользоваться указанными формулами в обратном порядке. 2. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, формирование умений преодолевать трудности при решении математических задач. 3. Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при выполнении заданий на применение формул (а +/- b)2 = а2 +/- 2аb + b2 Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Оборудование: кодоскоп, таблица с формулами сокращенного умножения, раздаточный материал. Ход урока. I. Организационный момент. Сообщается тема и цели урока. II. Проверка домашнего задания. Включить кодоскоп, проверить, как выполнено учащимися задание. Ученики сверяют свои решения с образцами, вносят дополнения и исправления, обращаются за необходимыми пояснениями к учителю. III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 1. Фронтальная беседа. • Что называется формулами сокращенного умножения? • Сформулируйте правило квадрата суммы двух выражений. • Напишите формулу квадрата суммы двух выражений. • Сформулируйте правило квадрата разности двух выражений. • Напишите формулу квадрата разности двух выражений. 2. Дидактические игры. • Смотри - не ошибись. Даны тождества. Заполни пропуски: 1) (а - …)2 = … - … + с2 ; 2) (… + у)2 = 36с2 + … + у2; 3) (… - …)2 = 4х2 - … + 9у2; 4) (5а + …)2 25а2 + … + b2. • Запиши в пустые клетки такие одночлены, чтобы на каждом из лучей (начиная с центральной клетки) получился трехчлен, который можно преобразовать в квадрат двучлена. • Запишите в пустые клетки такие одночлены, чтобы по вертикали, диагонали, горизонтали, содержащем одночлен 6х2 у4, получился трехчлен, который можно представить в виде квадрата двучлена. 3. Во время фронтальной работы проверяются знания у учеников. 3 ученика решают у доски № 328 (1 – 6). 4 ученика выполняют работу по карточкам Карточка 1. 1. Выполни действия. а) (4 + а)2; б) (2х – 1)2; в) (2а + 3b)2. 2. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена а) х2 + 6х + 9; б) 25х2 + 10ху + у2 Карточка 2. 1. Выполни действия. а) (5 + х)2; б) (1 – 3х)2; в) (3а - 10b)2. 2. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена а) 4 + 4а + а2; б) а2 – 8 аb + 16b2 Карточка 3. 1. Выполни действия. а) (3 + х)2; б) (1 -2х)2; в) (4а + 3b)2. 2. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена а) х2 - 14х + 49; б) 25у2 + 20ху + 4х2 Карточка 4. 1. Выполни действия. а) (у + 2)2; б) (5х – 1)2; в) (3а + 7b)2. 2. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена а) х2 + 12х + 36; б) 4х2 8ху + у2 IV. Решение упражнений. Далее у доски учащиеся решают № 330, 331 (3, 4), 333 (3, 4), 338 (3, 4), 340 (3, 4) по два ученика. V. Самостоятельная работа № 4. Раздаются карточки 6 вариантов и раздаются листы с копиркой. А после выполнения самостоятельной работы собираются копии решений, а тетради остаются у учащихся. готовлю учеников к проверке выполненной работы. Включаю кодоскоп и проверяю работы с помощью консультантов и с учетом самооценок подвожу итоги урока. ученики осуществляют самопроверку и самооценку выполнения заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросах. А Вариант ( ) 1. Запишите выражения в виде многочлена: а) (х - с)2; б) (у + b)2; в) (ах - b)2; г) (d + су)2 2. Запишите выражения в виде квадрата двучлена: а) х2 – 2bх + bb; б) х2у2 + 2су + 1 В Вариант ( ) 1. Запишите выражения в виде многочлена: а) (ах + с)2; б) (dу - b)2; в) (cх - dу)2; г) (ах2 – dу3)2 2. Запишите выражения в виде квадрата двучлена: а) с2х2 – 4 сах + 4а2; б) b4у2 + 6b2 dху + 9 d2х2 Числа, соответствующие буквам а, b, c, d, записаны у каждого ученика в тетради для самостоятельных работ. Каждый ученик знает свой вариант VI. Подведение итогов. С учетом работы в течение всего урока комментируются и оцениваются ответы учащихся. VII. Домашнее задание. Гл. 3, § 1 № 330 (1, 3). VIII. Резервные задания.
|