Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Перед учителем в настоящее время стоит задача не вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их учиться самостоятельно. Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе, это умение развивает наука логика. Систематическое овладение азами этой науки невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста. Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач. Решение задач — практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума. Возникает вопрос каким способом заинтересовать учащихся. Основные способы работы учителей с одаренными детьми факультативы кружки творческие мастерские; работа по индивидуальным планам занятия исследовательской деятельностью; участие в конкурсах научно-практические конференции; подготовка к олимпиадам Как возникла идея факультативных занятий в школе по решению логических задач. Эти занятия должны были прежде всего учитывать реальные и потенциальные запросы и интересы конкретного коллектива учащихся класса, реальные возможности учителя вызвать и развить интерес учащихся к важным аспектам данного предмета, не охваченного обязательной программой. Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Задачи: - формирование у учащихся устойчивого интереса к математике; - выявление и развитие математических способностей; - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности; - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса; - подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия; - формирование навыков перевода различных задач на язык математики. В результате изучения курса учащиеся должны знать: основные методы решения задач, основные типы сюжетных задач и приемы их решения; должны уметь: В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями: применять изученные методы и приемы при решении задач; производить прикидку и оценку результатов вычислений, при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать рациональные способы решения задач. Способы решения популярных логических задач. Решать задачи с помощью графов и таблиц. Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач. Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы Практическая полезность курса обусловлена тем, что его предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идеи. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, очень сильно проявляющегося в ходе решения текстовых задач, здесь же развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Решение текстовых задач вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Задачи собраны из разных источников, для решения которых должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в первых пяти классах. Курс составлен на 34 часа. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны коллективные занятия. Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Международных олимпиадах. Курс рассчитан на 34учебных часа: Задачи, решаемые с помощью графов. - 3 часа Задачи с использованием схем и таблиц. - 3 часа Задачи с отношениями -3 часа Задачи на переправу. - 3 часа Задачи на проценты - 3 часа Занимательные задачи. - 3 часа Задачи на разрезание и складывание фигур. - 3 часа (игра Танграм.) Задачи на переливания. -3 часа Математические игры -3 часа Текстовые задачи -3 часа Задачи с геометрическим содержание -3 часа Итоговое занятие - 1 час Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок. При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель - научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики, встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же " споткнутся". Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам.. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи. | |
Просмотров: 1393 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|