ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В.Ф. ШАТАЛОВА (многократное вариативное повторение) Пользуясь его методом, можно учить значительно эффективнее и в более короткие сроки! Метод Шаталова – математика приемлем для всех учителей-предметников. Необычайно ценное свойство методики Шаталова – возможность непрерывно её развивать каждому учителю. По утверждению Шаталова: «Хотение учиться можно создавать, только надо найти секреты такого учения». Отвечая на вопросы, Шаталов сказал: «Опорные сигналы – пыль на сапогах методики! Создана ситуация многократного, вариативного повторения – материал усваивается учениками на уроке. Вот он – ключ к освобождению наших школьников от многочасового сидения над домашним заданием, бездуховности приобретения знаний». Опорные сигналы в роли ускорителей процесса обучения: «12 сентября шестиклассники готовы сдавать экзамен за шестой класс (5-6 классы по методике Шаталова изучают теоретический материал в I полугодии: 5 класс – I четверть; 6 класс – II четверть ). Заслуга опорного сигнала: оформленный в строгой последовательности, в цвете, использующий всевозможные сокращения слов, он легко запоминается. Применяющие методику Шаталова, отмечают, как улучшились конечные результаты – исчезли неуспевающие, устранились пробелы в знаниях, в 5-8 раз увеличилось число ребят, занимающихся на «четыре» и «пять». Возникает интерес учащихся к предмету! В пользу методики Шаталова говорит и то, что ученики учатся раскованно, с интересом, без напряжения, что и у самого учителя (творческого, разумеется) также возрастает интерес к преподаванию. Изменяется психология учителя. Теперь учитель не наказывает ученика за лень, незнание и другие «грехи», а приучает его трудиться ежедневно. Поощряет, увлекает и, разумеется, строго спрашивает, каждый день, порой и письменно, и устно. Пожалуй, никакая другая методика не даёт ученику такие возможности увидеть результаты своих умственных усилий, ощутить свой интеллектуальный прирост. Один опорный сигнал включает основное содержание материала 5-6 уроков. Выполненный в строго задуманной форме, яркий, цветной, хорошо озвученный учителем (не менее двух раз), он быстро и легко запоминается! В условиях коллективной деятельности учитель ведёт систематическую индивидуальную работу. Каждый второй урок ученик опрашивается у доски по всем темам. «Шаталовская» особенность уроков: семьдесят процентов времени работы в классе – самостоятельная работа учеников (против 18 процентов при обычной методике). А не об этом ли мы все мечтаем, работая по-старинке! Для учащихся, и это несомненно, обучение «по-Шаталову» обеспечивает быстрое продвижение вперёд, формирует логику мышления, развивает устную и письменную речь. Трудолюбие становится чертой характера, потому что ученик ежедневно с полной отдачей сил, с радостью учится. Воспитывается чувство коллективизма, развивается интерес к предмету. И вот какие общеценимые качества приходят к ученикам «шаталовцев» - взаимопонимание, человечность, деловитость, честность. К уроку необходимо готовиться дважды. Первый раз – в день объяснения нового материала, а второй раз – перед очередным уроком. И так всегда. До окончания школы. В первые часы после объяснения нового материала каждая мысль, каждая логическая связка и каждый доказательный переход воспринимаются сознанием без какого-либо напряжения за считанные минуты. 5-7 минут работы в первый день и 10-12 – перед очередным уроком при очень высоком уровне эффективности – это почти вдвое меньше нормативного времени подготовки к урокам в традиционных условиях. Однажды убедившись в преимуществах такого режима, учащиеся не отступают от него уже никогда. Начинающему учителю нужно готовиться к уроку за три – четыре дня до объяснения нового материала в классе, создавая в сознании целостную картину всего рассказа при первом же мысленном обращении к нему. Ни одна методика не даёт ученику возможность увидеть результат своих умственных возможностей, ощутить свой интеллектуальный прирост так, как это даёт методика Шаталова. В условиях коллективной деятельности учитель ведёт индивидуально-систематическую работу. Девиз метода: - «Учить эффективно, в короткие сроки» Метод приемлем, но • Требует серьёзной подготовки учителя, коллектива учителей - сподвижников! • Чем точнее этот опыт перенимается, тем выше результат. Преимущество методики • Возможность учителю непрерывно её развивать. • Формирует деятельное, быстродействующее мышление. • Повышает интерес к предмету. Работать по-Шаталовски: • Не говорить, что материал сложный, объяснять с улыбкой. • Не включать в одну контрольную задачи и примеры (тип мышления различный). При организации занятий: • Внимание сядьте ровно, закройте всё, приготовьтесь слушать. • К уроку готовиться дважды: - в день объяснения нового материала - второй раз перед очередным уроком • Новый материал не реже 3 раз в неделю. • Урок + опрос + решение задачи • Решение задач, примеров во II полугодии, но повторение постоянно присутствует • Уроки объяснения: - рассказать ЛОС (лист опорного сигнала) - записать на доске, есть плакат! - дома по учебнику прочитывается материал - заучивается ЛОС • Следующий урок начинается с повторения воспроизведения ЛОСа, основных правил, определений используется для решения. • Опрос только на 3 урок, поэтому невозможно не знать ЛОС! • На первых порах подключаются родители. • Оценки выставляются в «Ведомость открытого учёта знаний» (вывешена в кабинете): ФИО Повторение ЛОСы (за письм. опрос) I II III Устно 1 2 3 4 5 5-ки зелёным, ост-е простым карандашом оценки В таблице к концу четверти и учебного года должны быть заполнены все клетки. Памятка для учащихся: Только после чёткого знания ЛОСа решать задачи МЕТОДИКА МНОГОКРАТНОГО ВАРИАТИВНОГО ПОВТОРЕНИЯ Математика, 7-й класс. Итак, в полуокружность вписан треугольник, опирающийся на диаметр. Требуется доказать, что угол, который опирается на диаметр, содержит 90 градусов. Вот доказательство классическое, как оно даётся сегодня в школе: вершину треугольника соединяем с центром. Пишем: Б, Ф, М, К…Потом пишем «дано», потом пишем «доказательство»: длина такая-то равна длине такой-то, луч такой-то…Долго и уныло пишем. Уходит масса времени, ученик скучает, потому что уже здесь ему становится непонятно, что дано и почему именно это, а не что-нибудь другое. Учитель начинает доказательство. «Для доказательства, ребята, рассмотрим два треугольника БФК и КМФ. Эти треугольники равнобедренные, потому что ФК, КМ и БК радиусы, а в равнобедренных треугольниках, вы помните, углы при основании равны. Это значит, что угол КФБ, КБФ и угол КФМ равен КМФ». Так вот, в Шаталовской методике чертёж сохраняется. Буквы с чертежа уходят полностью. А если ушли буквы, не нужно ни дано, ни доказать. Вся эта мишура ушла начисто. Остаётся только чистый чертёж. Наше доказательство. Вот он, равнобедренный треугольник, вот бёдра, вот основание. Углы при основании – красные углы – равны. Каким это надо быть, чтобы не увидеть красные углы! Далее: вот он, равнобедренный треугольник, вот его углы при основании – голубым отмеченные, равны. И теперь только одно надо знать: что во всяком треугольнике сумма углов равна 180 градусам. Это значит, все четыре – два красных плюс два голубых – в сумме составляют 180 градусов, сокращаем на 2, красный плюс голубой – 90. Теорема доказана, всё! Итак, вполне понятно, что целый урок с этой теоремой делать нечего. Тогда даём на этом же уроке вторую теорему (мы на одном уроке даём 5-6 теорем), а если учитывать, что у нас по математике спаренные уроки в старших классах, то даётся одновременно до 10 теорем. Случается, что за один спаренный урок даём по геометрии материал целой учебной четверти. Шаталов: «Товарищи, мы даём учителю в неделю дополнительно 20 часов свободного времени, наш учитель работает по существу только 4 дня в неделю. Из каких временных резервов складывается эта экономия? Вся наша методика ведёт к трём целям. Эти цели апробированы, экспериментально проверены. Цель первая: всю советскую школу и все высшие учебные заведения перевести на 5-ти дневную рабочую неделю. Итак, один рабочий день у учителей выходной. Второе. Мы вводим в школе 6 уроков физического воспитания. Каждый день физкультура, даже в тот день, когда нет занятий. Занятий нет, а физкультура проводится. И, наконец, последнее: завершение учебной программы в 9-м классе. Иными словами, нечего делать в школе в 17 лет. Нечего.» Шаталов: «Если вы глубоко вникните в то, что мы делаем, поймёте: всё это идёт корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершенствования, улучшения. …«Я в Донецке родился, закончил 8 классов и ушёл на войну. Семнадцатилетним мальчишкой закончил воевать на Дальнем Востоке. Продолжая срочную службу, закончил десятый класс вечерней школы при Доме офицеров. Поступил на физмат Владивостокского педагогического института, этот выбор был не случайным: в нашей семье 15 учителей». …«Начинать надо с первой ступеньки, с системы оценки знаний и создания условий учения, а конспекты пришли намного позже, как производная этой работы». …«Мы контрольных работ не проводим целый год. Только – когда научили работать, в конце учебного года. Если хотите, ещё один методический приём. Мы не проводим родительского собрания, если в классе отсутствует хотя бы один родитель. Все получают вот такую брошюру, в ней – опорные сигналы. Когда мы решаем задачи на доске, класс ничего не пишет. Писать на уроке нельзя. Что вы видите во время, когда ребёнок пишет? Склонённые головы. А мне глаза нужны. А мне ребёнок нужен». «… у нас 70% времени в классе – самостоятельная работа. А в обычной методике – только 18%. Я только и делаю в классе, что молчу. И моё место в классе в глубине. И что интересно: проходит неделя, другая, месяц. А потом четвероклассников спрашиваю: - Ребята, а вы понимаете, почему я здесь стою? - …Это, чтобы нам не мешать. Правильно! Поймите, учитель, который стоит перед классом, - это уже пугало: взгляд, движение пальцев – костяшкой по столу». ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ составленная Шаталовым Виктором Фёдоровичем. • За один учебный год изучается программный материал 5-го и 6-го классов. • Изучение теоретического материала двух лет обучения завершается в первом полугодии. • В первой четверти завершается изучение программного материала 5-го класса, во второй – 6-го класса. • Объяснение нового материала проводится не чаще трёх раз в неделю. • На каждый урок теоретического материала приходится не менее одного урока решения упражнений. • Во втором полугодии всё учебное время отдаётся решению самых разнообразных задач и примеров, с одновременным периодическим повторением всего изученного материала. • Готовиться к уроку рекомендуется следующим образом: - в день объяснения нового материала необходимо раскрасить лист с опорными сигналами так, как это было сделано на опорном плакате и на образце, вывешенном в коридоре; - после этого прочитать указанные в листе пункты учебника; - воспроизвести по памяти все записи, рисунки и чертежи листа с опорными сигналами; - если всё выполнено безукоризненно, можно приступать к решению упражнений; - при наличии даже очень небольшой ошибки, описки, неточности, работу необходимо выполнить ещё раз. Даже при неторопливом выполнении этой работы на нее должно уходить не более 20 минут. После этого можно приступать к решению упражнений. • На следующий день, перед уроком опроса теоретического материала, необходимо снова воспроизвести все чертежи и записи листа с опорными сигналами и повторить основные правила, определения и выводы. Теперь на это потребуется не более 10 минут. Остаток времени, снова-таки, отдаётся решению упражнений. • В первые месяцы работы воспроизведение листов с опорными сигналами лучше всего проводить в присутствии родителей, старших братьев и сестёр или других родственников. • При правильной подготовке к уроку никакой другой оценки за письменное воспроизведение опорных сигналов на уроке, кроме оценки 5, получить невозможно. • Если же случится получить 3 или 4, то эту оценку необходимо, не откладывая, исправить в тот же день после уроков или на следующий день. • При работе с опорными сигналами оценка за их письменное воспроизведение на уроке ни в малой мере не зависит от воли или желания учителя, а только от самого ученика и от его родителей. Иными словами: оценку за воспроизведение опорных сигналов выставляет не учитель, а сам ученик и его родители. • Все оценки выставляются в «Ведомость открытого учёта знаний», которая всегда находится на стене класса или на специальном стенде в коридоре школы. • Эти же оценки заносит каждый ученик в свои личные «Экраны успеваемости». • Сопоставить оценки в «Экране» и в «Ведомости» родители могут даже без помощи учителя или классного руководителя. • Оценки 3 и 4 выставляются в «Ведомость» и в «Экран» карандашом. Отличные оценки – фломастерами или чернилами. • Родителям категорически запрещается оказывать помощь учащимся в решении упражнений. • Все необходимые консультации родители получают на родительских собраниях, которые проводятся не реже одного раза в два месяца. • При отсутствии на родительском собрании родителей хотя бы одного ученика (без уважительной причины и предварительной информации) родительское собрание не начинается, а к отсутствующим родителям сразу же отправляется родительская тройка. • Родителям разрешается проверить решённые ребятами упражнения, но только в том случае, если они получили на то индивидуальное разрешения учителя. • Начиная со второго полугодия, родителям разрешается посещение уроков. В любой день. На любой урок. • Взаимоконсультации между учащимися по решению задач категорически запрещены. • При выполнении письменной работы по воспроизведению опорных сигналов допускается включение дополнительного материала, касающегося данного раздела. • Родителям разрешено сообщать ребятам дополнительные сведения по теоретическому материалу, рекомендовать для чтения дополнительную литературу. Всемерно поощряется обмен литературными источниками между ребятами. • В «ведомости открытого учёта знаний» к концу каждой учебной четверти и к концу учебного года должны быть заполнены абсолютно все клеточки. • В случае болезни ученика с помощью товарищей и учителей он, возвратившись в школу, восстанавливает все пропущенные разделы, по каждому из них отвечает письменно и устно, заполняя все клеточки «Ведомости». • При наличии хотя бы одной пустой клеточки в четверти итоговая оценка за учебную четверть не может быть выше балла 3. Это же положение распространяется и на итоговую оценку за учебный год. • Исключение составляет только случай болезни ученика в последние дни четверти или последние дни учебного года. • В случае продолжительной и неинфекционной болезни помощь ученику оказывают дома товарищи и учитель. • Для того чтобы на самом высоком уровне освоить учебную программу 4-го класса, вполне достаточно решить только те задачи, которые отражены пустыми клеточками на плашках. Эти задачи составляют менее половины тех, которые даны в учебнике. • Эти задачи должны быть решены все. Общее их количество – 621. • Плашки необходимо вычертить на твёрдом листе картона и отмечать на них все задачи, которые после проверки учителем или консультантом отмечены как решённые. • Тетрадь с решёнными задачами ученик сдаёт на проверку учителю или консультанту три раза в неделю. • Приступить к решению задач на второй плашке рекомендуется только после того, когда будут решены все 205 задач первой плашки. • Число задач, сдаваемых на проверку, не ограничивается. • Последовательность решения задач не устанавливается: каждый ученик может к любому уроку решить любую задачу, расположенную на плашке. • Самостоятельность решения задач и уровень, достигнутый в решении упражнений, контролируется во время релейных работ, о которых подробно рассказывает учитель во время родительских собраний. • Все консультации по затрудняющим задачам даёт учитель на «уроке открытых задач». Об «уроках открытых задач» также рассказывает учитель на родительских собраниях. • Учащимся разрешается присутствовать на родительских собраниях. • Задачи повышенной трудности можно решать без ограничений времени и количества. • Выносить на «уроки открытых задач» задачи из раздела повышенной трудности не разрешается. • Расцвечивание листов с опорными сигналами при выполнении письменных работ на уроке обязательно. • Оценки за воспроизведение опорных сигналов во время письменных работ – вспомогательные. Основными являются оценки за устные ответы, релейные и контрольные работы. • При отсутствии учителя на уроке, если он предварительно не предупредил об этом учащихся, контрольная работа не выполняется. Об этом необходимо знать и помнить в случае, если учитель отсутствует в школе по уважительной причине или его отсутствие вызвано непродолжительной болезнью. • Решенные задачи отмечаются на плашке разным цветом. Учитель – одним цветом. Консультант – другим. Родители – третьим. Всего три цвета. • Тетради для воспроизведения опорных сигналов на уроке сдаются учителю в начале года и хранятся в школе. Учащиеся получают их непосредственно перед уроком. • Всё, что отражено в листах с опорными сигналами, - математическая азбука. Знание её должно быть доведено до совершенства. • Родителям рекомендуется проводить устные опросы ребят по листам с опорными сигналами. Знание программного материала в рамках 5-х классов доступно абсолютно всем родителям.
|