Математика в нашей жизни. Математика - царица наук. Математика - гимнастика ума. С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. И, действительно, математика сопровождает нас по жизни. Учащиеся, хорошо знающие математику, легко справляются с решением задач по физике, химии, биологии, экономике. Математические знания имеют большую ценность тогда, когда они подкреплены определенными познавательными умениями, позволяющими пользоваться этими знаниями в ситуациях, а также при изучении физики, химии и других предметов. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий, которые способствовали бы прочному осознанию учащимися основных понятий, идей и методов математической науки, представленных в действующем курсе математики. Общеобразовательные, воспитательные и практические цели преподавания математики тесно связаны друг с другом. Лишь при этом условии школа не только помогает учащимся овладеть системой математических знаний, но и прививает им высокую общую культуру. Учащиеся должны осознавать роль наук, в том числе математики, в развитии человеческого общества, иметь представление об использовании математики в народном хозяйстве и в других отраслях науки, в жизненной практике. Посмотрите, сколько продуктов, зачастую хорошего качества, выкидывают в мусорные баки. А почему это происходит? Да потому, что многие люди не просчитывают свой бюджет, т.к. их этому никто не учил. Недавно мною была проведена математическая викторина среди учащихся 8-ых классов, в числе практических заданий которой была экономическая задача: составить меню для семьи из трех человек (мать-служащая, отец-токарь на заводе, сын учится в 8 классе) на один день, то есть, завтрак, обед и ужин. Цены на продукты взять из собственного опыта. Составить калькуляцию (смету) и определить, сколько надо этой семье тратить денег на питание в месяц. Была дана таблица «Норма продуктов питания на одного человека на 1 день» и «Средняя калорийность продуктов питания». В условии сказано, что люди умственного труда тратят в сутки в среднем 3000 калорий. Люди физического труда-3500-4000 калорий. Мною уже не первый десяток лет просчитывается семейный бюджет на год и на каждый месяц, составляется меню и очень редко допускаются отклонения. Многие мои знакомые удивляются, как мне удается прожить с тремя детьми на одну учительскую зарплату и, причем, прожить достойно. А помогает мне в этом математика. И мне казалось, подобными знаниями владеют после викторины многие другие люди. И каково же было мое удивление, когда мои ученики сообщили, что их родители ничего подобного не делают и действительно много выкидывают продуктов в мусорное ведро. А как было приятно смотреть, с каким азартом дети обсуждали меню, просчитывали калории и бюджет на месяц. И мы с учащимися ещё в 2007 году приняли решение: проводить почаще КВНы, так как на них развивается математическая логика, используются межпредметные связи, жизненные задачи, которые им помогают в учёбе, в жизни. Например, подходит ко мне ученик и говорит: “А я папе помог сэкономить на ремонте крыш! Он забыл формулу площади треугольника, я ему подсказал, и он купил меньше строительных материалов, чем предполагалось ранее”.И если есть время после уроков, мы с учащимися часто остаёмся для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, решаем задачи уровня С и, конечно же, логические занимательные задачи, математические кроссворды, ребусы. Несколько лет назад ребята, которые постоянно занимались дополнительно, сделали альбом, в которой вклеили вырезки из газет и журналов с логическими задачами, задачами – шутками, кроссвордами и ребусами. И этим альбомом постоянно пользуемся для проведения внеклассных мероприятий. Учащиеся, которые принимали участие в создании этого альбома, на данный момент преуспевающие бизнесмены и успешные люди, т.к. они систематически на практике используют свои математические знания. В этом году введен курс “Математика в экономике”, который так же, как внеклассные мероприятия, повышают интерес к математике. И это заметно отражается на качестве знаний учащихся. Некоторые учащиеся, имеющие твердую тройку, теперь занимаются на твердую четверку и те, кто имел четыре получают пять, т.к. расширяют математический кругозор дополнительными занятиями в школе и самостоятельно дома. Есть такие учащиеся, которые изучают самостоятельно с опережением новый материал, дома прорешивают задачи. И когда у них возникают трудности при решении сложных задач, задают вопросы учителю. И такие ученики, как правило, имеют прочные знания по всем предметам. И всё это благодаря повышенному интересу к математике, системе, самостоятельности в учебе. Так из выпускников девятых классов поступили в колледжи учащиеся, которые подтвердили свои знания, полученные в школе. И кому, как не нам, учителям, нужно всему этому и многому другому научить учащихся. И когда наши ученики научатся: составлять меню, просчитывать бюджет на месяц, покупки на год, подсчитывать смету на ремонт квартиры, и т.д., то тогда благосостояние этих семей возрастет. И чем больше будет таких семей, людей, которые отлично владеют своими математическими знаниями и применяют их в быту и на службе, то тем выше будет уровень благосостояния нашей республики. М.И.Калинин говорил, обращаясь к учащимся школ: “Какую бы науку вы ни изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой - нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. А кто из вас не мечтает теперь стать моряком, летчиком, артиллеристом, квалифицированным рабочим в различных отраслях нашей промышленности: строителем, металлургом, слесарем, токарем, и.т.д. Но все эти профессии требуют хорошего знания математики. И поэтому если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к этому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». Эти слова нужно помнить всем учащимся и упорно и настойчиво овладевать математическими знаниями и навыками, учиться ежедневно, применять их на практике. Без этого невозможно подготовить себя к активному участию в стратегии «Казахстан-2030». Те учащиеся, которые испытали радостное чувство от решения трудных задач, познали радость, пусть маленького, но открытия, а каждая задача в математике - это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы, те будут стремиться познать еще и использовать полученные знания жизни. И наша цель: помочь учащимся развить начало математического и логического мышления, расширить кругозор учащихся, пробудить желание заниматься изучением одной из интереснейших наук. Желание это зависит не только от качества учебной работы на уроках, но и от придуманной системы неурочных занятий, досуговых мероприятий. Математика - наука серьезная. И если есть возможность внести в изучение элементы деловой игры, то всегда нужно стремиться этой возможностью воспользоваться. Поэтому необходимо ежедневно обучать учащихся применению математических знаний на практике в быту и при изучении других предметов “Если мы действитель знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики”, - сказал П. Гассенди. И мы должны это помнить.
|