Пути и примеры повышения интереса к математике. Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Мы имеем в виду две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи. Я работаю учителем математики 28 лет, и мои представления о том, чему и как надо учить школьников, с каждым годом изменяются. В раннем возрасте легче заложить базу для дальнейшего серьезного изучения математики и пробудить интерес к предмету, поэтому я люблю начинать работать с детьми с пятого класса или с шестого класса и учить большинство из них до окончания школы. Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. При этом деятельность учителя предусматривает: • отбор и структурирование содержания учебного материала; • увеличение доли самостоятельной работы учащегося; • формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета. В процессе обучения я - учитель математики руководствуется принципами: • формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике; • практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач; • учет достигнутого уровня обученности и развитости; планирование конечного результата; • учет психолого-педагогических закономерностей; • замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи. Руководствуясь данными принципами, выделяю следующие задачи обучения математике: 1. Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений. 2. Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению. 3. Развитие творческих способностей через предмет. 4. Интеллектуальное развитие школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности. 5. Нравственное воспитание учащихся через предмет. Естественно, что в системе задач школьного курса математики необходимы задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, задачи, связанные с отработкой того или иного навыка, то есть те задачи, которые являются обычными для школьного курса. Однако место, которое они должны занимать в обучении математике, должно быть четко определено, а время, затрачиваемое на их решение, должно быть соразмерено с планируемым результатом обучения и его значимостью во всей системе математической подготовки учащихся. То учебное время и та “учебная энергия” школьников, которые могут высвобождаться в результате должного ограничения числа традиционных задач и упражнений, могут быть использованы с большей пользой на другие цели, в частности на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности. Понятно, что для этого необходима постановка учебных математических задач проблемного характера, использование задач для обучения учащихся способам самостоятельной деятельности, овладения ими методами научного познания. И наша цель: помочь учащимся развить начала математического и логического мышления, расширить кругозор учащихся, пробудить желание заниматься изучением одной из интереснейших наук. Желание это зависит не только от качества учебной работы на уроках, но и продуманной системы внеурочных занятий. И, конечно же, это скажется и на качестве знаний учащихся Привожу примеры двух 9 классов: 9 «А» класс занимается дополнительно от случая к случаю, редко участвует во внеклассных мероприятиях и 9 «Б» класс, который систематически занимается дополнительно и активно участвует во всех внеклассных мероприятиях. График качества знаний по алгебре - 9А класс График качества по геометрии - 9А класс График качества знаний по алгебре - 9Б класс График качества знаний по геометрии - 9Б класс Математика – наука серьезная. И если есть возможность вести в изучении элементы деловой игры, то всегда нужно стремиться этой возможность воспользоваться. Поэтому необходимо ежедневно обучать учащихся применению математических знаний на практике, в быту и при изучении других предметов. «Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики»,- сказал П. Гассенди. И мы должны это помнить.
|