Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Кизилова Л.А., учитель математики Учреждения «Авторская школа Жании Аубакировой» города Алматы Работая в школе 40 лет, я являюсь свидетелем различных преобразований, происходящих в системе образования, конечной целью которых является развитие личности учащегося, формирование творческого, критического мышления, идеи ориентации не столько на знание, сколько на приобретение опыта самостоятельной работы. Посещая уроки своих коллег, анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что одним из средств развития личности ученика в данном направлении, а также активизации их познавательной деятельности на уроках математики являются опорные конспекты по изучаемым темам учебной программы. Нельзя построить прочного здания без хорошего фундамента - опоры. А ведь бывает и такое, что при решении математических заданий ребята плохо ориентируются в теории, не могут вспомнить нужных формул, теорем, опорных задач. Их можно понять. Текст учебника чаще всего воспринимается с трудом из-за большого объема информации, в которой не всегда четко выделяется главное, мало решено опорных задач, мало справочного материала, особенно за прошлые годы обучения. Трудности, с которыми сталкиваются учителя и их ученики при изучении математики разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения математики, так и спецификой восприятия каждого школьника. Одни хорошо воспринимают то, что слышат на уроке от учителя, другие же, наоборот, с трудом вспоминают объяснение учителя. Поэтому я решила помочь каждому выбрать оптимальный вариант изучения и обобщения различных тем учебного курса. С технологической интенсификацией обучения на основе опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова я познакомилась еще в 1990 году и с тех пор применяю ее в своей работе. Мои опорные конспекты – это не исчерпывающее отображение учебного материала, а средство выделить главное, привлечь внимание ребят к основным формулам и опорным задачам. Я не считаю нужным использовать опорные конспекты при изучении всех тем. Удобны опорные конспекты при повторении и обобщении, при подготовке к контрольной работе, при самостоятельной работе дома, учитывая специфику выполнения домашних заданий в стенах нашей школы. Так в 7 классах после изучения темы « Степень и ее свойства» ребятам был предложен опорный конспект с нужными теоретическими формулами и опорными заданиями. Этот опорный конспект способствует концентрации внимания, вынуждает не слишком усердных учеников работать в нужном темпе. Придаю большое значение опорным конспектам при работе со « слабыми» учениками. Конспект становится для них опорой, помогает вспомнить и воспроизвести изученное, помогает ребятам подготовиться к контрольной работе. Использую опорные конспекты и при изучении нового материала. Для примера привожу опорный конспект по геометрии 11 класса по теме « Пирамида и ее элементы». На уроке опорный конспект изучаемой темы находится на партах с самого начала урока. По ходу изложения нового материала и решения задач привлекаются чертежи из опорного конспекта. Раскрывая содержание конспекта, продвигаюсь от одного пункта к другому, от одного вида пирамид к другому. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворенно рассказывает о новом для него виде многогранников, чертит его и решает задачи. А какой это благодатный материал при подготовки к ЕНТ! Каждый ученик 11 класса имеет файловую папку с опорными конспектами и справочным материалом по всем те-мам, которые вынесены на государственный экзамен. В конспекте отражается существенное, главное в учебной теме, полная информация сжата до очень маленьких размеров, с выделением главного. Опорные конспекты играют роль « носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающие в памяти все аспекты темы. Иногда я их называю « сигнальными листами». Чаще всего знание конспектов проверяется в ходе решения задач, что облегчает контроль знаний. Ребятам нравится работать с опорными конспектами, они начинают сами их составлять по темам прошлых лет обучения, вставляя примеры по этой теме из текстов. В заключении хочу сказать, что создание опорных конспектов это кропотливая работа, но она приносит хорошие результаты и позволяет добиться результата каждому ученику. Известно, что мыслительная деятельность учеников во время объяснения учителем недостаточна - полного осознания материала не происходит. Пусть к осознанию лежит через самостоятельную работу над конспектами, при разборе готовых конспектов и при создании своих собственных. А как бережно они начинают к ним относиться! Ведь это творение, созданное ими самостоятельно. Считаю, что следует больше привлекать ребят старших классов к самостоятельной разработке опорных конспектов. Это способствует развитию у учащихся таких навыков работы с текстом, как обобщение, сравнение, систематизация информации. | |
Просмотров: 1720 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|