Открытый урок – зачет по теме: «Обобщающее повторение формул сокращенного умножения». 7 класс Учитель: Ершова Г.А. г. Семей 2009 – 2010 учебный год. Tема: «Обобщающее повторение формул сокращенного умножения» Цели: отрабатывать умение и навыки применения формул сокращенного умножения; контроль знаний; развивать интерес к математике; умение преодолевать трудности при решении примеров; умение общаться друг с другом; воспитывать сознательное отношение к учебе. Оборудование: индивидуальные карточки с примерами Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодня мы проводим урок – зачет, который будет проходить в виде соревнования пяти команд по теме: «Формулы сокращенного умножения». Соревнование будет проходить поэтапно. В ходе урока, вы, должны показать все свои знания и умения по этой теме. На вашем столе лежит оценочный лист, в котором будут записываться результаты ваших действий на каждом этапе. Девизом нашего урока служит фраза, которую вы должны сами определить, выполнив следующее задание: устно решить примеры: 16 9 11 25 1 14 3 1/25 7 16/49 2 10 0 1/36 т А н у б ь к с е р д в о и 1. 2³+1 12. 6-2 23. 9² :9 2. 10²:10 13. 200º 24. 3³ -16 3. 25-5² 14. 5³ -10² 25. 49:(1/7)¯¹ 4. 5¯² 15. (1/2)² 2³ 26. 2² -2 5. 7² -35 16. 8² -5² 2 27. 1-(10² )º 6. 21º +21º 17. 83-34 28. 2¯¹ 20 7. 4² -7 18. 37º -1 29. 2³ -1 8. (10º )³º +2 19. (1 ½ )¯¹ 3 30. 4² :2³ 9. 5² -4² 20. 6¯² -1/36 31. 5² 10. (1/3)² 3² 21. (2²)³:26 32. 24 11. 3² +2 22. (1 3/4)¯² I Этап. «Разминка» Проверяется знание формул. 1) (а+в)² 5) а³+в³ 2) (а-в)² 6) а³-в³ 3) (а-в)(а+в) 7) (а+в)³ 4) а²-в² 8) (а-в)³ II Этап. «Беговой тренажер» По-цепочке, учащиеся выполняют применение формул сокращенного умножения. 1) 1. (4х+3)² [16х²+24х+9] 2. (5в-2)² [25в²-20в+4] 3. (5+3с)² [25+30c+9с²] 4. (2у-4)² [4у²-16у+16] 5. (3х+2)² [9х²+12х+4] 2) 1. (а-2в)(а+2в) [а²-4в²] 2. (5-3у)(5+3у) [25-9у²] 3. (4с+1)(4с-1) [16с²-1] 4. (8+2в)(8-2в) [64-4в²] 5. (2х-3)(2х+3) [4х²-9] 3) 1. 100-в² [(10-в)(10+в)] 2. х²-64 [(х-8)(х+8)] 3. 25-а² [(5-а)(5+а)] 4. с²-16 [(с-4)(с+4)] 5. 49-у² [(7-у)(7+у)] 4) 1. 27-а³ [(3-а)(9+3а+а²)] 2. в³+8 [(в+2)(в²-2в+4)] 3. 125-с² [(5-с)(25+5с+с²)] 4. у³+64 [(у+4)(у²-4у+16)] 5. 8-n² [(2-n)(4+2n+n²)] 5) 1. (х-2)³ [х³-6х²+12х-8] 2. (3+у)³ [27+27у+9у²+у³] 3. (с-4)³ [с³-12с²+48с-64] 4. (2+а)³ [8+12а+6а²+а³] 5. (в-5)³ [в³-15в²+75в+125] III Этап. «Математический марафон» Учащиеся должны решить за определенное время, как можно больше примеров. 1) (2а-в)(2а+в)+в² [4а²] 6) 9х²-(с+3х)(с-3х) [18х²-с²] 2) (х+7)²-10х [х²+4х+49] 7) (х-3)(х+3)-(х+8)(х-8) [55] 3) (а-с)(а+с)-(а-2с)² [4ас-5с²] 8) а²+в²-(а-в)² [2ав] 4) (х+3)²-(х-3)² [12х] 9) (2а+1)(2а-1)+(а-7)(а+7) [2а²-50] 5) (а+3с)²+(а+3с)(а-3с) [2а²+6ас] 10) х³+у³+2х²у-(х+у)³ [-х²у-3ху²] IV Этап. «Карантин» Самостоятельное решение уравнений. 1. 1. (х+2)²=0 [-2] 2. 1. (х+1)²=0 [-1] 2. (х-3)(х+3)=0 [3 и -3] 2. (х+5)(х-5)=0 [5 и -5] 3. х²-49=0 [7 и -7] 3. х²-16=0 [4 и -4] 4. х²-5х=0 [0 и 5] 4. х²-3х=0 [0 и 3] 5. х²+4=0 [нет корней] 5. х²+81= 0 [нет корней] 3. 1. (х-4)²=0 [4] 4. 1. (х-3)²=0 [3] 2. (х-6)(х+6)=0 [6 и -6] 2. (х+4)(х-4) [-4 и 4] 3. х²-25=0 [5 и -5] 3. х²-81=0 [9 и -9] 4. х²-2х=0 [0 и 2] 4. х²-7с=0 [0 и 7] 5. х²+16=0 [нет корней] 5. х²+9=0 [нет корней] 5. 1. (х+5)²=0 [-5] 2. (х-2)(х+2)=0 [2 и -2] 3. х²-36=0 [6 и -6] 4. х²-4х=0 [0 и 4] 5. х²+16=0 [нет корней] V Этап. «Конкурс капитанов» Уравнения: 1) (2-х)²-х(х+1,5)=4 2) 12-(4+х)²=х(3-х) Ответ : (2-х)²-х(х+1,5)= 4 Ответ: 12-(4+х)²=х(3-х) 4-4х+х²-х²-1,5х=4 12-16+8х-х²=3х-х² -5,5х=0 5х=4 х=0 х=4/5 3) 36-(6-х²)=х(2,5-х) 4) (5-х)²-х(2,5+х)=0 Ответ: 36-(6-х²)=х(2,5-х) Ответ: (5-х)²-х(2,5+х)=0 36-36+12х-х²=2,5-х² 25-10х+х²-2,5х-х²=0 9,5х=0 -12,5х=-25 х=0 х=2 5) (3х+2)²+(4х+1)(4х-1)=(5х-1)² Ответ: (3х+2)²+(4х+1)(4х-1)=(5х-1)² 9х²+12х+4+16х²-1=25х²-10х+1 22х=-2 х=-1/11 VI Этап. (дополнительное задание) Задание на сообразительность. Необходимо составить трехчлен который можно будет представить в виде квадрата двучлена. Квадрат одного выражения известен. а4 VII Этап. Итоги соревнования.
|