Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
В настоящее время в связи с возросшей ролью математики в современной науке и технике особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесным образом связана с построением содержания школьного курса математики. Меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника средней школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать полученные знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника в жизни общества, помогут приобретать знания на протяжении всей жизни. За исходные факты, фиксирующие объективную ситуацию в современном обучении математики можно взять данные международного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. По его итогам Казахстан относится к третьей группе стран, результаты которых статистически ниже среднего результата стран организаций экономического сотрудничества и развития. Система образования в области математики в Казахстане направлена на приучение школьников к строгому обоснованию своих решений. Отсюда, на мой взгляд, вытекают проблемы: - сама система преподавания «загоняет» школьников в рамки стандартного решения и не позволяет им применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях; - стандартные формулировки заданий в учебниках приучают к тому, что ученики не умеют внимательно читать текст, и выделять в нем только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос. Наше образование ориентировано на приобретение знаний и умения, а не способность разрешить нестандартную ситуацию и действовать самостоятельно, приобретать "предметные умения" в результате разрешения сложноорганизованных, максимально приближенных к реальности ситуаций. В методике преподавания, (в частности в учебниках), рассматривается ограниченное количество способов решений, например, мало заданий, которые направлены на выработку умений использовать такие эффективные способы как методы прикидки, «проб и ошибок», исключение из данных заведомо неверных ответов, задания на развитие интуиции и догадки. И тогда становится понятным, что математические знания действительно лежат в основе формирования таких качеств личности как развитие логического мышления, многомерность восприятия окружающего мира, способность к анализу жизненных и учебных ситуаций, соответствующих современному социальному заказу общества: формирование математической грамотности и математической компетентности. Компетентность представляет собой сложный синтез когнитивного, о наличии которого у учащегося можно судить по следующим показателям: - готовности к проявлению компетентности и наличию отношения к её содержанию, объектам её приложения (мотивационный аспект); - уровню овладения знанием, содержанием компетентности (когнитивный аспект); - опыту приложения компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект). Таким образом, компетентность, с одной стороны, является продуктом обучения, а с другой – следствием саморазвития учащегося, его способности к обобщению деятельностного и личностного опыта. При этом отличительными чертами реализации компетентностного подхода в образовательном процессе становятся: - развитие способности обучаемых самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт; - содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; - образовательный процесс не равен учебному процессу: он включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни; - оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения; - знания не исчезают из структуры образованности, но выполняют в ней подчинённую, ориентировочную роль. Следовательно, компетенции (и ключевые компетенции) не могут рассматриваться в качестве единственной основы эффективной деятельности. Компетенции – это умение применять знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда»). Если же нас интересуют психологические механизмы эффективного индивидуального поведения, в том числе в условиях решения новых и нестандартных проблем, то правильнее говорить о компетентности. Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Уровни математической компетентности определяются соответствующими видами деятельности: воспроизведение, определения и вычисления, связь и интеграция, необходимые для решения проблемы, математическое мышление, обобщение и интуиция. Математическая интуиция и знания должны использоваться в различных ситуациях, чтобы у учащихся не сложилось впечатление, что математика далека от их повседневных потребностей. В плане наиболее близкими для них являются ситуации, связанные с личной повседневной жизнью, затем со школьной жизнью, работой и спортом, жизнью окружающего их общества. В связи с этим, актуальным является разработка заданий, в которых рассматриваются ситуации, возможные в окружающей действительности. Если обучение математике заключается в подготовке активного и информированного гражданина, то он должен быть готов иметь дело с такими современными природными явлениями как загрязнение окружающей среды, потоки транспорта, загрязнение атмосферы. Для проверки компетентности учащихся на международном уровне используются два типа задач - чисто математические и контекстные (практико-ориентированные). К практико-ориентированным относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации. Целью использования данного типа заданий является: научить учащихся работать с информацией (добывать, интерпретировать, критически оценить, отобрать, найти собственное решение), научить взаимодействовать в паре, в группе в процессе решения образовательных задач на основе диалога, развить субъектность в поисковой творческой деятельности учащихся. Центр тяжести при решении задач такого типа лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным). Характерными особенностями образовательных заданий-ситуаций являются следующие: - в любой ситуации происходит «примерка» определенных социальных ролей, т.е. создаются условия для имитации действий, специфичных для конкретной социальной роли; - любая ситуация содержит контекст, что приближает ее к реальной жизни. Задача может представлять собой реальную ситуацию, в которой необходимы практические действия, а может выступать как описание реальной ситуации, в которой необходимо принять решение; - указанные задания-ситуации характеризуются надпредметностью, эмоциональной насыщенностью. Задания должны создаваться с таким расчетом, чтобы группироваться вокруг общеучебных математических видов деятельности, которые присутствуют во всех видах деятельности: математическое мышление и рассуждения, математическая аргументация, коммуникативные умения, моделирование, постановка и решение проблем, использование технических средств обучения. Практико-ориентированные задания должны быть очень тщательно продуманы, так как они позволяют оценить умение логически понимать содержание, уметь представить себе реальную ситуацию, связать разные части текста, отвлечься от излишних подробностей и нацелено выбрать нужную информацию. Примерами таких заданий являются задания, использовавшиеся в исследовании PISA. Для проверки математической грамотности были выделены три направления: виды деятельности, содержание, ситуации. Учащимся в основном предлагаются не учебные, а практические ситуации, характерные для повседневной жизни (медицина, жилье, спорт и др.). При этом не ставиться цель проверить выделенные знания и умения каждое в отдельности. В большинстве случаев требуется использовать знания и умения различных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии и др. Анализ стандартов общего среднего образования, учебных программ, учебников, посещенных уроков показал, что наибольшее внимание в школе уделяется формированию общекультурной компетенции, так как в качестве основной цели образования рассматривается приобщение учащихся к социальному опыту, культуре общества. При этом акцент делается на «знаниевую» составляющую компетенции, обобщенные способы деятельности формируются скорее спонтанно, чем целенаправленно, опыт ориентации в культуре не формируется специально практически совсем. В связи с вышесказанным, назрела необходимость включения в УМК по математике набора упражнений практической направленности, заданий – исследований, заданий с выбором ответа, а так же заданий, содержащих указания для решения, а также интересные старинные задачи, которые способствуют воспитанию общекультурных и общечеловеческих ценностей. Задания такого типа содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. Задания, содержащие экономические сведения, формируют у обучающихся начала экономической грамотности, расширяют их кругозор, повышают интеллект. Значительные возможности формирования математической компетенции предоставляет метод проектов. Не случайно сейчас он активно распространяется в средней школе. В последнее время, по нашим наблюдениям, все больше учеников включаются в проектную деятельность, и все больше выполняется практико-ориентированных проектов. Возможно, это как раз и связано с попыткой компенсировать академичность содержания образования, оторванность его от практики. Большую роль в формировании математической компетенции играют занимательные задачи практического содержания. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни, среди них: математические фокусы с игральными картами, задачи, связанные с переливаниями, задачи на взвешивание монет, занимательные задания со спичками и монетами, занимательные задания на товарно-денежные отношения, математические задачи на различные жизненные ситуации, математические задачи с использованием циферблата часов, задачи с использованием теории множеств. Они позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления. Отдельно хочется сказать о задачах на считывание информации, представленной в виде графиков роста акций, температуры и т.д., задач на анализ практической ситуации - оптимальное решение проблемы, моделирующую реальную или близкую к реальной ситуацию (выгодную покупку, экономичную поездку и тд.). В задачах геометрического содержания большое внимание уделяется проверке навыков конструктивного мышления и умению находить площади и объемы нестандартных фигур с помощью хорошо известных формул. Решение задач такого типа развивают общеучебные компетенции школьников, т.к. учебная деятельность при этом приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. При этой работе происходит - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; - планирование действий и времени; - оценка результатов своей деятельности и т.д. Дополнительным (вариативным) компонентом математического образования может стать факультативный курс по теме: «Математика в практико-ориентированных занимательных заданиях». В результате решения данного типа задач у учащихся улучшаются навыки выполнения арифметических вычислений и тождественных преобразований числовых выражений, отрабатываются навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой, формируется положительное отношение к математике как учебному предмету и оценивается ее практическая значимость. Факультативные занятия дают возможность выявить одаренных и талантливых учащихся, которые интересуются математикой, что позволит им определиться с профилем обучения в многопрофильной школе. Таким образом, практико-ориентированные задания способствуют ознакомлению учащихся с разнообразным математическим материалом, имеющим прикладной характер и развивающим творческие способности и познавательные интересы учащихся. Однако для реализации компетентностного подхода с целью повышения математической грамотности учащихся недостаточно разработано методическое обеспечение процесса обучения математике в школе. В казахстанских учебниках математики средней школы объем прикладных задач очень невысок. Приведу данные, опубликованные в журнале «Математика в казахстанской школе» №1, 2010г. Класс Всего задач Прикладная направленность % отношение 5 класс 469 53 11 6 класс 289 31 10,7 7 класс 667 33 8,3 8 класс 334 26 7,8 9 класс 1162 72 6,2 10 класс 348 7 2 11 класс 368 4 1 Таким образом, в современных учебниках математики в основном задачи, ориентированные на формирование математической грамотности на уровне воспроизводства (1 уровня). Поэтому для единственным выходом для школьных учителей является составление компетентностно-ориентированных задач самим. В связи с этим, одна из задач стоящая перед школьным математическим образованием – это пополнение учебников задачами практического содержания, а также издание сборников компетентностно-ориентированных задач в помощь учителю. Использованная литература: 1. Балыкбаев Т.О., Алдибаева Т.А. Развитие школьного математического образования Республики Казахстан в условиях реализации компетентностного подхода. Национальная академия образования им.Ы. Алтынсарина. 2. Математика в казахстанской школе №1, 2010г. 3. Сухорукова Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Автореф. дис....канд. пед. наук. - М., 1997. 4. Леман И. Увлекательная математика / Пер. с англ. Ю.А. Данило¬ва. – М.: Знание, 1985. Насыров А.З. Значение прикладного и исторического аспектов в преподавании математики. - М.: Высш. шк., 1984. | |
Просмотров: 5969 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|