Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в связи с возросшей ролью математики в современной науке и технике особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесным образом связана с построением содержания школьного курса математики. Меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника средней школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать полученные знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника в жизни общества, помогут приобретать знания на протяжении всей жизни.
За исходные факты, фиксирующие объективную ситуацию в современном обучении математики можно взять данные международного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. По его итогам Казахстан относится к третьей группе стран, результаты которых статистически ниже среднего результата стран организаций экономического сотрудничества и развития.
Система образования в области математики в Казахстане направлена на приучение школьников к строгому обоснованию своих решений.
Отсюда, на мой взгляд, вытекают проблемы:
- сама система преподавания «загоняет» школьников в рамки стандартного решения и не позволяет им применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях;
- стандартные формулировки заданий в учебниках приучают к тому, что ученики не умеют внимательно читать текст, и выделять в нем только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
Наше образование ориентировано на приобретение знаний и умения, а не способность разрешить нестандартную ситуацию и действовать самостоятельно, приобретать "предметные умения" в результате разрешения сложноорганизованных, максимально приближенных к реальности ситуаций.
В методике преподавания, (в частности в учебниках), рассматривается ограниченное количество способов решений, например, мало заданий, которые направлены на выработку умений использовать такие эффективные способы как методы прикидки, «проб и ошибок», исключение из данных заведомо неверных ответов, задания на развитие интуиции и догадки.
И тогда становится понятным, что математические знания действительно лежат в основе формирования таких качеств личности как развитие логического мышления, многомерность восприятия окружающего мира, способность к анализу жизненных и учебных ситуаций, соответствующих современному социальному заказу общества: формирование математической грамотности и математической компетентности.
Компетентность представляет собой сложный синтез когнитивного, о наличии которого у учащегося можно судить по следующим показателям:
- готовности к проявлению компетентности и наличию отношения к её содержанию, объектам её приложения (мотивационный аспект);
- уровню овладения знанием, содержанием компетентности (когнитивный аспект);
- опыту приложения компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект).
Таким образом, компетентность, с одной стороны, является продуктом обучения, а с другой – следствием саморазвития учащегося, его способности к обобщению деятельностного и личностного опыта.
При этом отличительными чертами реализации компетентностного подхода в образовательном процессе становятся:
- развитие способности обучаемых самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- образовательный процесс не равен учебному процессу: он включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения;
- знания не исчезают из структуры образованности, но выполняют в ней подчинённую, ориентировочную роль.
Следовательно, компетенции (и ключевые компетенции) не могут рассматриваться в качестве единственной основы эффективной деятельности. Компетенции – это умение применять знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда»). Если же нас интересуют психологические механизмы эффективного индивидуального поведения, в том числе в условиях решения новых и нестандартных проблем, то правильнее говорить о компетентности.
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Уровни математической компетентности определяются соответствующими видами деятельности: воспроизведение, определения и вычисления, связь и интеграция, необходимые для решения проблемы, математическое мышление, обобщение и интуиция.
Математическая интуиция и знания должны использоваться в различных ситуациях, чтобы у учащихся не сложилось впечатление, что математика далека от их повседневных потребностей. В плане наиболее близкими для них являются ситуации, связанные с личной повседневной жизнью, затем со школьной жизнью, работой и спортом, жизнью окружающего их общества. В связи с этим, актуальным является разработка заданий, в которых рассматриваются ситуации, возможные в окружающей действительности.
Если обучение математике заключается в подготовке активного и информированного гражданина, то он должен быть готов иметь дело с такими современными природными явлениями как загрязнение окружающей среды, потоки транспорта, загрязнение атмосферы.
Для проверки компетентности учащихся на международном уровне используются два типа задач - чисто математические и контекстные (практико-ориентированные).
К практико-ориентированным относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации.
Целью использования данного типа заданий является: научить учащихся работать с информацией (добывать, интерпретировать, критически оценить, отобрать, найти собственное решение), научить взаимодействовать в паре, в группе в процессе решения образовательных задач на основе диалога, развить субъектность в поисковой творческой деятельности учащихся.
Центр тяжести при решении задач такого типа лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).
Характерными особенностями образовательных заданий-ситуаций являются следующие:
- в любой ситуации происходит «примерка» определенных социальных ролей, т.е. создаются условия для имитации действий, специфичных для конкретной социальной роли;
- любая ситуация содержит контекст, что приближает ее к реальной жизни. Задача может представлять собой реальную ситуацию, в которой необходимы практические действия, а может выступать как описание реальной ситуации, в которой необходимо принять решение;
- указанные задания-ситуации характеризуются надпредметностью, эмоциональной насыщенностью.
Задания должны создаваться с таким расчетом, чтобы группироваться вокруг общеучебных математических видов деятельности, которые присутствуют во всех видах деятельности: математическое мышление и рассуждения, математическая аргументация, коммуникативные умения, моделирование, постановка и решение проблем, использование технических средств обучения.
Практико-ориентированные задания должны быть очень тщательно продуманы, так как они позволяют оценить умение логически понимать содержание, уметь представить себе реальную ситуацию, связать разные части текста, отвлечься от излишних подробностей и нацелено выбрать нужную информацию.
Примерами таких заданий являются задания, использовавшиеся в исследовании PISA. Для проверки математической грамотности были выделены три направления: виды деятельности, содержание, ситуации. Учащимся в основном предлагаются не учебные, а практические ситуации, характерные для повседневной жизни (медицина, жилье, спорт и др.). При этом не ставиться цель проверить выделенные знания и умения каждое в отдельности. В большинстве случаев требуется использовать знания и умения различных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии и др.
Анализ стандартов общего среднего образования, учебных программ, учебников, посещенных уроков показал, что наибольшее внимание в школе уделяется формированию общекультурной компетенции, так как в качестве основной цели образования рассматривается приобщение учащихся к социальному опыту, культуре общества. При этом акцент делается на «знаниевую» составляющую компетенции, обобщенные способы деятельности формируются скорее спонтанно, чем целенаправленно, опыт ориентации в культуре не формируется специально практически совсем.
В связи с вышесказанным, назрела необходимость включения в УМК по математике набора упражнений практической направленности, заданий – исследований, заданий с выбором ответа, а так же заданий, содержащих указания для решения, а также интересные старинные задачи, которые способствуют воспитанию общекультурных и общечеловеческих ценностей. Задания такого типа содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. Задания, содержащие экономические сведения, формируют у обучающихся начала экономической грамотности, расширяют их кругозор, повышают интеллект.
Значительные возможности формирования математической компетенции предоставляет метод проектов. Не случайно сейчас он активно распространяется в средней школе.
В последнее время, по нашим наблюдениям, все больше учеников включаются в проектную деятельность, и все больше выполняется практико-ориентированных проектов. Возможно, это как раз и связано с попыткой компенсировать академичность содержания образования, оторванность его от практики.
Большую роль в формировании математической компетенции играют занимательные задачи практического содержания. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни, среди них: математические фокусы с игральными картами, задачи, связанные с переливаниями, задачи на взвешивание монет, занимательные задания со спичками и монетами, занимательные задания на товарно-денежные отношения, математические задачи на различные жизненные ситуации, математические задачи с использованием циферблата часов, задачи с использованием теории множеств. Они позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления.
Отдельно хочется сказать о задачах на считывание информации, представленной в виде графиков роста акций, температуры и т.д., задач на анализ практической ситуации - оптимальное решение проблемы, моделирующую реальную или близкую к реальной ситуацию (выгодную покупку, экономичную поездку и тд.). В задачах геометрического содержания большое внимание уделяется проверке навыков конструктивного мышления и умению находить площади и объемы нестандартных фигур с помощью хорошо известных формул.
Решение задач такого типа развивают общеучебные компетенции школьников, т.к. учебная деятельность при этом приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. При этой работе происходит - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Дополнительным (вариативным) компонентом математического образования может стать факультативный курс по теме: «Математика в практико-ориентированных занимательных заданиях».
В результате решения данного типа задач у учащихся улучшаются навыки выполнения арифметических вычислений и тождественных преобразований числовых выражений, отрабатываются навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой, формируется положительное отношение к математике как учебному предмету и оценивается ее практическая значимость. Факультативные занятия дают возможность выявить одаренных и талантливых учащихся, которые интересуются математикой, что позволит им определиться с профилем обучения в многопрофильной школе.
Таким образом, практико-ориентированные задания способствуют ознакомлению учащихся с разнообразным математическим материалом, имеющим прикладной характер и развивающим творческие способности и познавательные интересы учащихся.
Однако для реализации компетентностного подхода с целью повышения математической грамотности учащихся недостаточно разработано методическое обеспечение процесса обучения математике в школе.
В казахстанских учебниках математики средней школы объем прикладных задач очень невысок.

Приведу данные, опубликованные в журнале «Математика в казахстанской школе» №1, 2010г.
Класс Всего задач Прикладная направленность % отношение
5 класс 469 53 11
6 класс 289 31 10,7
7 класс 667 33 8,3
8 класс 334 26 7,8
9 класс 1162 72 6,2
10 класс 348 7 2
11 класс 368 4 1

Таким образом, в современных учебниках математики в основном задачи, ориентированные на формирование математической грамотности на уровне воспроизводства (1 уровня). Поэтому для единственным выходом для школьных учителей является составление компетентностно-ориентированных задач самим. В связи с этим, одна из задач стоящая перед школьным математическим образованием – это пополнение учебников задачами практического содержания, а также издание сборников компетентностно-ориентированных задач в помощь учителю.

Использованная литература:
1. Балыкбаев Т.О., Алдибаева Т.А. Развитие школьного математического образования Республики Казахстан в условиях реализации компетентностного подхода. Национальная академия образования им.Ы. Алтынсарина.
2. Математика в казахстанской школе №1, 2010г.
3. Сухорукова Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Автореф. дис....канд. пед. наук. - М., 1997.
4. Леман И. Увлекательная математика / Пер. с англ. Ю.А. Данило¬ва. – М.: Знание, 1985. Насыров А.З. Значение прикладного и исторического аспектов в преподавании математики. - М.: Высш. шк., 1984.
Категория: Математика | Добавил: Alia0906 (2014-12-22) | Автор: Иманова Алия Нагметовна E
Просмотров: 5737 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-17, 5:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru