Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Дроби. Правильные и неправильные дроби.
Дроби. Правильные и неправильные дроби
Урок математики в 5 классе

Раздобреева Л.В.
учитель математики
высшей квалификационной категории
СОШ № 83 им. Г. Мустафина


Тип урока: Урок изучения новой темы.

Цели:
- образовательные:
а) научиться определять числитель и знаменатель дроби, отличать правильные и неправильные дроби;
б) понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
в) уметь записывать правильные и неправильные дроби.
- развивающие:
а) развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи ;
в) развитие логического мышления.
- воспитательные:
а) воспитание самоконтроля, дисциплинированности.
в) воспитание добросовестного отношения к учебе.

^ Метод урока: проблемно-поисковый.

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: плакаты, карточки, кроссворд, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, ножницы.

Ход урока
1) Организационный момент.
Учитель раздает ученикам круги синего, розового и голубого цвета и предлагает за первым столом занять места обладателям голубого круга, за вторым розового, а за третьим синего. Сегодня мы будем работать в группах. Оцениваться будет работа всей группы. За правильный ответ дается 1балл, который ставится в ответный лист.
2) Актуализация опорных знаний.
Ребята, на каждом уроке вы узнаете что-то новое, интересное. Сегодня вы познакомитесь с новыми математическими понятиями, и вам понадобятся знания и умения, приобретенные вами на прошлых уроках.
Сейчас я расскажу вам об одной проблемной ситуации, которая может случиться в жизни. Вы должны подумать и принять правильное решение. Допустим, вы нечаянно пролили воду на пол и ее нужно быстро собрать. Рядом оказались шелковый платок, шерстяной шарф, поролоновая губка и полотенце. Чем вы воспользуетесь? (Ответы детей: полотенце, поролоновая губка. Большинство ребят выбрали поролоновую губку, объяснив, что она быстро впитывает воду.) А что помогает нам впитывать новую, интересную и полезную информацию, которая так нужна в жизни? (Ответы детей: Зрение, слух, обоняние, память.) Правильно. А чтобы у человека была хорошая память, ее нужно постоянно развивать. Для этого вспомним то, с чем вы познакомились на предыдущих уроках.

Ребята, я знаю, вы любите разгадывать кроссворды. Обратите внимание на этот плакат, на нем кроссворд. Если мы верно разгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего урока. На краю стола у каждого из вас такой же кроссворд, возьмите его, хорошо подумайте и заполните пустые клетки, кто справится, поднимает руку. (Дети работают над кроссвордом)

1
2
3
4
5

1.Число, на которое делят, называется…..
2.С их помощью записывают числа.
3.Результат умножения.
4.Выражение, содержащее буквы, называется….
5.С его помощью рисуют окружности.

Заполним кроссворд на плакате. Прочтите выделенное слово.
( Ответ детей: слово «ДРОБИ» )
Для нас это уже знакомое понятие. Что такое обыкновенные дроби и для чего они нужны, мы уже знаем.
Откройте тетради и запишите тему урока:
« Правильные и неправильные дроби»
Сегодня вам предстоит познакомиться с новыми понятиями: «правильная дробь», « неправильная дробь», вы научитесь записывать и правильно читать эти дроби, узнаете в чем их различие.

3)Изучение нового материала
С древних времен людям приходилось измерять длину, расстояние, время, вести подсчет. И не всегда результат выражался натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби.

Задание №1 (на краю стола у каждого ученика лежат круги из бумаги)
• Каждый возьмите круг, перегните его пополам, разверните. На сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 2 равные части). Теперь перегните круг пополам 2 раза, разверните. На сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 4 равные части) А теперь возьмите круг и перегните его пополам 3 раза. Как вы думаете, на сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 8 равных частей)
• Возьмите круг и разрежьте его ножницами на части по линиям сгиба. Одна такая часть-это 1/8 часть круга, подпишите ее. На чистый лист бумаги наклейте несколько таких частей. Рядом запишите в виде дроби, какую часть круга вы наклеили. Покажите свою работу и прочитайте дробь.
Перед выполнением следующего задания вспомним: что означает черта, что показывает число над чертой, что показывает число под чертой.
Ответы детей:
В записи обыкновенных дробей знак « - » называют «дробной чертой». Число под чертой показывает, на сколько равных частей делили, его называют «знаменателем дроби». Число над чертой дроби показывает, сколько таких частей взяли, его называют «числителем дроби».
Задание №2 (каждому ученику учитель раздает карточки, на которых две группы дробей)

3/5 7/12 17/29 9/31 27/31 14 /9 7/7 25/17 38/15 11/11 43/12
Обратите внимание на эти дроби, посмотрите внимательно и скажите, чем отличается группа дробей, расположенных слева от группы дробей, расположенных справа? (Ответы детей: «У дробей, расположенных слева числители меньше знаменателей. У дробей, расположенных справа числители больше знаменателей или числитель и знаменатель равные между собой.)
Совершенно верно. Вы правы.
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называется правильной.
Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен знаменателю, называется неправильной.
4) Закрепление нового материала

Задание №3 (учащимся раздаются карточки) Прочтите дроби и выпишите в одну строчку правильные дроби, а в другую неправильные дроби. Проведите взаимопроверку.

Задание №4 (учащимся раздаются карточки) Выполните задание: При каких значениях Х дробь х/7 правильная, а дробь 8/х неправильная?
Проверка: Дробь х/7 правильная, если Х=1,2,3,4,5,6. Дробь 8/х неправильная, если Х=1,2,3,4,5,6,7,8.

5) Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 120 и выполните задание№469. (Взаимопроверка)
Прочитайте правильные дроби, затем неправильные дроби.
Выполните задание №470(1). (Взаимопроверка)
6) Домашнее задание с комментированием учителя: №468, №470(2)
7) Рефлексия деятельности на уроке:
1. Понравился или не понравился урок?
2. Интересно ли было работать в группах?
3. Все ли вы усвоили легко?
4. Что вызвало у вас затруднения?
5. Довольны ли вы своей работой?
8) Итог урока
Категория: Математика | Добавил: БО (2014-12-30) E
Просмотров: 973 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 3:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru