Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Дроби. Правильные и неправильные дроби Урок математики в 5 классе Раздобреева Л.В. учитель математики высшей квалификационной категории СОШ № 83 им. Г. Мустафина Тип урока: Урок изучения новой темы. Цели: - образовательные: а) научиться определять числитель и знаменатель дроби, отличать правильные и неправильные дроби; б) понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; в) уметь записывать правильные и неправильные дроби. - развивающие: а) развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи ; в) развитие логического мышления. - воспитательные: а) воспитание самоконтроля, дисциплинированности. в) воспитание добросовестного отношения к учебе. ^ Метод урока: проблемно-поисковый. Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование: плакаты, карточки, кроссворд, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, ножницы. Ход урока 1) Организационный момент. Учитель раздает ученикам круги синего, розового и голубого цвета и предлагает за первым столом занять места обладателям голубого круга, за вторым розового, а за третьим синего. Сегодня мы будем работать в группах. Оцениваться будет работа всей группы. За правильный ответ дается 1балл, который ставится в ответный лист. 2) Актуализация опорных знаний. Ребята, на каждом уроке вы узнаете что-то новое, интересное. Сегодня вы познакомитесь с новыми математическими понятиями, и вам понадобятся знания и умения, приобретенные вами на прошлых уроках. Сейчас я расскажу вам об одной проблемной ситуации, которая может случиться в жизни. Вы должны подумать и принять правильное решение. Допустим, вы нечаянно пролили воду на пол и ее нужно быстро собрать. Рядом оказались шелковый платок, шерстяной шарф, поролоновая губка и полотенце. Чем вы воспользуетесь? (Ответы детей: полотенце, поролоновая губка. Большинство ребят выбрали поролоновую губку, объяснив, что она быстро впитывает воду.) А что помогает нам впитывать новую, интересную и полезную информацию, которая так нужна в жизни? (Ответы детей: Зрение, слух, обоняние, память.) Правильно. А чтобы у человека была хорошая память, ее нужно постоянно развивать. Для этого вспомним то, с чем вы познакомились на предыдущих уроках. Ребята, я знаю, вы любите разгадывать кроссворды. Обратите внимание на этот плакат, на нем кроссворд. Если мы верно разгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего урока. На краю стола у каждого из вас такой же кроссворд, возьмите его, хорошо подумайте и заполните пустые клетки, кто справится, поднимает руку. (Дети работают над кроссвордом) 1 2 3 4 5 1.Число, на которое делят, называется….. 2.С их помощью записывают числа. 3.Результат умножения. 4.Выражение, содержащее буквы, называется…. 5.С его помощью рисуют окружности. Заполним кроссворд на плакате. Прочтите выделенное слово. ( Ответ детей: слово «ДРОБИ» ) Для нас это уже знакомое понятие. Что такое обыкновенные дроби и для чего они нужны, мы уже знаем. Откройте тетради и запишите тему урока: « Правильные и неправильные дроби» Сегодня вам предстоит познакомиться с новыми понятиями: «правильная дробь», « неправильная дробь», вы научитесь записывать и правильно читать эти дроби, узнаете в чем их различие. 3)Изучение нового материала С древних времен людям приходилось измерять длину, расстояние, время, вести подсчет. И не всегда результат выражался натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби. Задание №1 (на краю стола у каждого ученика лежат круги из бумаги) • Каждый возьмите круг, перегните его пополам, разверните. На сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 2 равные части). Теперь перегните круг пополам 2 раза, разверните. На сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 4 равные части) А теперь возьмите круг и перегните его пополам 3 раза. Как вы думаете, на сколько равных частей разделился круг? (ответы детей – на 8 равных частей) • Возьмите круг и разрежьте его ножницами на части по линиям сгиба. Одна такая часть-это 1/8 часть круга, подпишите ее. На чистый лист бумаги наклейте несколько таких частей. Рядом запишите в виде дроби, какую часть круга вы наклеили. Покажите свою работу и прочитайте дробь. Перед выполнением следующего задания вспомним: что означает черта, что показывает число над чертой, что показывает число под чертой. Ответы детей: В записи обыкновенных дробей знак « - » называют «дробной чертой». Число под чертой показывает, на сколько равных частей делили, его называют «знаменателем дроби». Число над чертой дроби показывает, сколько таких частей взяли, его называют «числителем дроби». Задание №2 (каждому ученику учитель раздает карточки, на которых две группы дробей) 3/5 7/12 17/29 9/31 27/31 14 /9 7/7 25/17 38/15 11/11 43/12 Обратите внимание на эти дроби, посмотрите внимательно и скажите, чем отличается группа дробей, расположенных слева от группы дробей, расположенных справа? (Ответы детей: «У дробей, расположенных слева числители меньше знаменателей. У дробей, расположенных справа числители больше знаменателей или числитель и знаменатель равные между собой.) Совершенно верно. Вы правы. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называется правильной. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен знаменателю, называется неправильной. 4) Закрепление нового материала Задание №3 (учащимся раздаются карточки) Прочтите дроби и выпишите в одну строчку правильные дроби, а в другую неправильные дроби. Проведите взаимопроверку. Задание №4 (учащимся раздаются карточки) Выполните задание: При каких значениях Х дробь х/7 правильная, а дробь 8/х неправильная? Проверка: Дробь х/7 правильная, если Х=1,2,3,4,5,6. Дробь 8/х неправильная, если Х=1,2,3,4,5,6,7,8. 5) Работа с учебником Откройте учебник на стр. 120 и выполните задание№469. (Взаимопроверка) Прочитайте правильные дроби, затем неправильные дроби. Выполните задание №470(1). (Взаимопроверка) 6) Домашнее задание с комментированием учителя: №468, №470(2) 7) Рефлексия деятельности на уроке: 1. Понравился или не понравился урок? 2. Интересно ли было работать в группах? 3. Все ли вы усвоили легко? 4. Что вызвало у вас затруднения? 5. Довольны ли вы своей работой? 8) Итог урока | |
Просмотров: 973 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|