Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

«Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков по математике
«Обучениеипреподаваниенаосноведиалогапредполагают подход, прикотором диалог между учениками, между ученикамии учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развиватьсобственноемышление». Работая в школе, мной было отмечено, что учащиеся не умеют высказывать и отстаивать свое мнение, не всегда все принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.Предполагаю, что в этом могут быть три причины: первая - в диалоге на уроках главную роль играла я. Я задавала вопросы, всегда ждала предположительных ответов, а учащиеся лишь выступали в роли воспроизводителей заученной информации. Вторая – вопросы предполагали лишь готовые ответы, не требующие размышления. Третья – методика преподавания математики не требовала долгих рассуждений. Огромное значение для моего переосмысления имели идеи диалогового обучения Мерсера и Литлтона, которые показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию». (Руководство для учителя третьего базового уровня)
И я считаю, что математика, является тем самым предметом, где развиваются умения и навыки учащихся, с помощью доказательств решений, решением проблемных и логических задач. Развитию этих навыков мог способствовать и диалог. И тогда я решила, что в серию последовательных уроков на каждом этапе буду применять идеи диалогового обучения.
Для эффективности урока необходимо:
-во- первых, знать, какая база знаний и навыков есть у учащихся, для этого целесообразно задавать вопросы открытого и закрытого типа.
- во – вторых, всегда есть определенные моменты, которые подвергаются сомнению и есть необходимость их обсудить. Поэтому необходимо, давать учащимся спорить и доказательно отстаивать свое мнение.
- в- третьих, необходимо знать каких результатов добился каждый ученик. Эту информацию можно получить только после того, как ученик расскажет о том, что он узнал на уроке, как работали его одноклассники, как ощущал себя в ходе урока. И не обязательно рассказать это перед всем классом, можно поговорить в парах и группах.
С чего же начать? Как формировать у учеников желание вступать в диалог и быть открытыми в общении?Я обратилась к теории Абрахама Маслоу «Только в случае удовлетворения потребностей нижнего уровня, можно полностью переходить на последующий уровень, поскольку мотивация на низшем уровне всегда сильнее, чем на высшем», натолкнула меня на мысль, что в процессе обучения самое главное в первые минуты урока необходимо создать благоприятную атмосферу сотрудничества, тогда на последующих этапах можно прогнозировать успех.
Необходимо самой перестроиться, следить за тоном речи, своей мимикой. Ведь учебный диалог- это своеобразная форма общения учителя с учениками, учеников между собой. Это общение происходит между людьми, объединенными одной учебной целью, в ходе которого происходит обмен информацией и обработка всех высказываний.
При правильных и неправильных ответах учеников, для проверки глубины понимания, мне важно задавать уточняющие вопросы, такие«Как?», « Почему? Каким образом?». Когда Алексей пожаловался, что у него числа теже в ответе, а запятая стоит не в том месте, я не ринулась исправлять и объяснять ошибку, а предложила пройтись ещё раз по алгоритму и исправить недочет. Но и конечно важно знать настроение учеников, комфортно им работать в определенных формах работы, само реализовал ли он себя на уроке. Что интересно, очень часто мелькают фразы у учащихся о том, что определенные дети были пассивны в обсуждении задачи. Я думаю, что это хорошее развитие формативного оценивания, как своей работы, так и других.
На первом уроке я выбрала исследовательскую работу.Ведь в ходе такой работы учащиеся развивают способность сравнивать, анализировать и делать выводы. Перед проверкой самостоятельной работы, которую ребята сделали в начале урока, я сказала: «Если вы будете отвечать правильно и внимательно следить за буквами, которые будут высвечиваться при появлении ответов, вы узнаете тему нашего занятия». В процессе озвучивания правильных ответов на экране высветилась тема урока, опираясь на опыт предыдущих уроков и узнав тему, ученики сами поставили цели урока. Но здесь возникла маленькая проблема, что мы научимся делить десятичные дроби, дети сказали сразу, а на то, чтобы конкретно понять, чему именно мы будем учиться, ушло дополнительное время. Здесь мне очень помогли наводящие вопросы. Разбив класс на группы, для большей результативности, я предложила учащимся задачи, похожие по смыслу, но в одной были числа, с которыми они уже умеют решать, а в другой нужно было преобразовать дроби, чтобы применить свои навыки.Обучение будет успешным, если обсуждаемые проблемы, ещё незнакомы ученикам, но входят в их зону ближайшего развития. Совместная успешная деятельность, говорит о том, что каждый участник группы вносит свой вклад, предлагая свои идеи и тщательно, аргументировано обсуждая чужие. Причем это общение происходит корректно, в доброжелательной атмосфере, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Развитие диалога ведет к взаимопониманию, взаимоуважению, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
«При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание.» (Руководство учителя третьего (базового) уровня). Очень интересно наблюдать за исследовательской работой учеников. Каждый старается высказать свое предложение решения проблемы, но вопросы ребят команды, часто ставят в тупик оппонента, они не всегда могут аргументировано дать ответ. Но, несмотря на это все идеи рассматриваются, анализируются, оцениваются и выбирается более важная.
Учащиеся хорошо справились с заданием и оформили красочносвои работы. Конечно были недочеты, одна группа допустила ошибку при переносе запятой. Лиза сказала что, перенести надо только в делители, но Темирлан спросил, а верно ли это, когда одно число изменили, а другое нет. Выслушав его доказательства, ученики исправили недочет. Ещё одна группа предложила переностить запятую, пока числа не станут целыми. Мирас сказал, что это не рационально и предоставил свои аргументы. Да он был прав. Обсудив все презентации итогов работ, мы составили общий алгоритм вычисления, в котором учли все недочёты, высказанные ранее. Учащиеся 5 класса стремятся высказать свою и принять только свою точку зрения, показать свою независимость, и в то же время они нуждаются в помощи и поддержке со стороны других. Мне пришлось не легко на первом уроке убедить ребят в том, что совместная работа дает лучшие результаты, чем индивидуальная. Что лучшая оценка –это оценка совместной работы.
«Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». (Руководство для учителя третьего (базового) уровня) Второй урок был запланирован для прочного закрепления изученной темы, поэтому я взяла работу в парах. Прочность знаний базируется на умении точно выразить свою мысль, предоставить доказательства, задать вопрос об услышанном. В начале, были совместно обсуждены возникшие вопросы по пройденной теме. Ученики выполнили первый этап заданий самостоятельно и по результату взаимооценивания разделились на три группы. В первой группе были ученики, решившие всё правильно. Я им дала дополнительное задание, помочь детям, допустившим ошибки. При этом попросила обращать особое внимание, на грамотное проговаривание алгоритма вычисления, используя математически понятия. Учащиеся из второй группы, сдавшие зачет, то есть нашедшие свои недочеты, исправившие их, рассказавшие правила по которым были сделаны ошибки, помогают ученикам своей группы или переходят в третью группу. Ученики, к которым еще не подошёл «помощник», работают совместно с соседом по парте, переделывая и проговаривая ход решения, друг другу. Когда я планировала этот урок у меня мелькало сомнение, понравиться ли ученикам то, что помощь оказывает не учитель, а одноклассник. Но все мои сомнения рассеялись, когда я увидела доброжилательное сотрудничество и контакт между учениками.
На третьем уроке с целью определения степени понимания, осмысления данной темы я провела мозговой штурм на тему: «Как разделить десятичные дроби?», так как по исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Вопросы мозгового штурма носили характер от низкого порядка к более высокому. На вопросы низкого порядка отвечали ученики со средней успеваемостью: Никита, Сабина, Айгерим, Лариса. А вот на вопросы высокого порядка отвечали ученики Темирлан, Лиза, Диас и Мирас, у них высокая успеваемость. Для увеличения количества отвечающих стараюсь выдерживать паузу после постановки вопросов и оглашения ответов учащимися, для того что была возможность обдумать, проанализировать, сформулировать и при необходимости составитьвопрос на услышанный ответ. На следующем этапе учащимся были предложены логические задачи, в которых предусматривались несколько способов решения. Ценность таких заданий в том, что каждый ученик может предложить свою идею, а талантливые и одаренные дети ещё могут и аргументировано представить рациональный способ решения. Причем я заметила, что уже на третьем уроке стали друг к другу терпеливее. Они дают пояснения своих предложений друг другу, аргументируют спорные моменты. Так как логические задачи требуют не только четкого выполнения алгоритма вычисления, но и применения жизненного опыта мнение любого ученика очень полезно. Имея дачу, Никита быстро справился с первой задачей на пересыпание песка. Строя дом на участке, отец разводил раствор и пересыпал внужных пропорциях песок в ведрах. Вспомнив это, Никите было легко представить по условию задачи, что нужно делать. Он с удовольствие рассказал детям, как нужно пересыпать песок.Размышления учащихся о том, что они делали, какой способ решения применили и почему именно этот вариант был выбран, что было легко, а что трудно позволяет всем осмыслить цель обучения, выяснить степень усвоения и применение материала. Например, Наргиз, презентуя, задачу на движение, объяснила, что у их группы было два решения этой задачи, но они выбрали этот, потому что здесь меньше действий и можно сэкономить время на решение.
Учитель должен быть не только источником знаний, а человеком, который направляет и обучает детей как учиться. Нужно быть в тесном контакте с учащимися, предоставляя им право выбора становления как развитой личности с критическим мышлением.
Вид четвертого урока я выбрала урок – соревнование, потому что именно в этом виде работы необходим диалог, какформа общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями и репликами.Обмениваясь собственными знаниями, ребята постоянно находятся во взаимодействии друг с другом. Слово «соревнование» с латинского языка означает, стремиться вместе. В таком виде учебной деятельности каждый стремиться реализовать свой потенциал, поскольку заставляет каждого ученика «выложиться по полной». Диалог выступает важнейшей составляющей процесса обучения, когда участники не столько передают друг другу известные всем знания, сколько предлагают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. Диалог в соревнованиях- это обмен идеями, мнениями в группе ради поиска истины. Умелое использование различных способов решения практических задач и форм работы на математике оказало положительное влияние на развитие логического и критического мышления детей, на формирование их личности. Значит, диалог дает возможность общаться через собственные знания, а знания получать через общение. Даже в тот момент, когда учащиеся нашли в Интернете дополнительную информацию о своем слове кроссворда, они все равно при помощи совместного обсуждения искали то самое главное, о чем будет полезно и интересно услышать одноклассникам.
Всем участникам учебного процесса необходима обратная связь, через диалог:
- для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед;
- для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Раньше на своих уроках я наблюдала диалог в виде «я задаю вопрос, ученики на него односложно отвечают» или «читают свои отчеты по творческому заданию, без обсуждения выступления по критериям». И считала, чем больше я поставила оценок в журнал за урок, тем он прошел эффективнее. Теперь для меня важно то, что бы иметь четкое представление о степени понимания материала, как себя чувствуют дети, что поняли, что еще не поняли, что понравилось, что не понравилось, а это можно узнать при помощи диалога на уроке. Теперь я стараюсь разработать уроки так, чтобы ученики больше взаимодействовали между собой через диалог, исключая превосходство одного ученика или какой- то идеи над другими. Проведя четыре урока, применяя идеи диалогового обучения,я увидела его эффективность и поняла, необходимость использования диалога для организации исследовательской работы в группах и оценивания работы. В своей дальнейшей работе я буду применять диалог для совместного целеполагания, для развития умения общаться друг с другом в целях приобретения знаний.

Литература:
1. Руководство учителя третьего (базового) уровня, 2012
2. Формативное оценивание на уроках математики, 2012
Категория: Математика | Добавил: Ирина1737 (2015-01-13) E
Просмотров: 1235 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 1:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru