Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ О.В. Слабковская учитель математики ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 инновационного типа г. Павлодара». Метапредметные результаты обучения включают не только освоение обучающимися целостной системы универсальных знаний, опыта и способностей, ценностных ориентиров, позволяющих самостоятельно и успешно решать жизненные проблемы, обеспечить формирование способностей личности к самоопределению, но и социализацию и самореализацию. Социализация учащихся предполагает, прежде всего, творчество, самостоятельность, коммуникабельность, способность решать проблемы личные и брать ответственность за коллектив. Должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, реализуя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике. Одним из путей формирования ключевых и предметных компетенций является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных заданий. Компетентностно-ориентированные задания не только являются измерителями сформированности любых компетенций, но, в первую очередь, являются средством для их формирования. Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает изменение форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Задания такого типа базируются на знаниях и умениях, но требуют их трансформации в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Это становится возможным, потому что: 1. Это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию. 2. Они строятся на актуальном для обучающихся материале. 3. Данные задания имеют четкую структуру. Структура компетентностно-ориентированного задания задается следующими элементами: (Слайд 2) • стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение ); • задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания ); • источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания ); • инструмент проверки (определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог) Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Если учесть, что в школе, в том числе и на уроках математики необходимо формировать такие компетенции: • информационная; • коммуникативная; • самоменеджмента. Хочу поделиться опытом своей деятельности в данном направлении. Информационная компетенция. Слайд 3 Для формирования информационной компетенции можно использовать следующие приемы. 1. Решение расчетных задач на движение и стоимость. За неделю до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку. 2. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. 3. Проведение уроков-семинаров и уроков – конференций при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют её нужным образом. 4. Использование задач из дополнительных источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Вопрос Задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Слайд 4: 1.Пример КОЗ 5 Класс. Тема «Круговая диаграмма» Компетенция: информационная. Аспект: Первичная обработка информации. Стимул: (мотивирует ученика на выполнение задания). Выполнив это задание, ты научишься переводить информацию из графического представления в текстовое и наоборот; читать диаграммы. Слайд 5: Задачная формулировка.(понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом) а) На круговой диаграмме показано количество книг, которое взяли учащиеся в школьной библиотеке в октябре месяце. Измерь углы и определи число детей в каждой из выделенных групп, если всего в школе 1440 учащихся. 0 книг 3 и более 1 книга книг 2 книги Перерисуй в тетрадь таблицу и заполни пустые клетки: Количество прочитанных книг 0 1 2 3 и более Угол в градусах Число учащихся б) В таблице приведено количество книг, взятых в школьной библиотеке учащимися пятых классов этой школы. (Слайд 6) Классы 5а 5б 5в 5г Число книг, взятых за год 468 240 792 660 Построй круговую диаграмму, показывающую распределение этих книг по пятым классам. (Слайд 7) Модельный ответ: а) Количество прочитанных книг 0 1 2 3 и более Угол в градусах 150 40 50 120 Число учащихся 600 160 200 480 б) диаграмма (5а – 78о; 5б – 40о; 5в – 132о; 5г – 110о). Критерий оценки: «5» - выполнил оба задания; «4» - выполнил оба задания, но допустил 1-2 ошибки; «3» - выполнил одно задание; «2» - не справился с заданием. Слайд 8: Коммуникативная компетенция. Для формирования и развития коммуникативной компетенции можно использовать следующие приемы и методы: 1. Решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий с подробным объяснением. 2. Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками. 3. Работа в парах или группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать его ответ, обсудить правильное определение в группе. 4. Тесты по усовершенствованию устного счета ( можно по карточке-тренажеру сдать консультанту зачет по устному счету). 5. Сдача различных устных зачетов. 6. Использование на уроках математических софизмов (найти ошибку в рассуждениях, обосновать свое мнение и, работая в паре, объяснить однокласснику). 7. Решение задач различными способами (учащихся можно разделить на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения остальным группам). 8. Деловая игра. Работа в малых группах, отработка нового материала. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель, выбирает представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. В такой коллективной работе формируются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Слайд 9: Примеры. 1. (5-6 класс) Возьмем верное равенство 35+10 – 45 = 42+12 – 54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки: 5(7+2 – 9) = 6(7+2 – 9). Разделим обе части равенства на общий множитель. Получаем 5 = 6. Задание: объясните в чем ошибка. Слайд 10: 2. Объясните, почему доказательство проведено неверно. Для ложных утверждений приведите контрпример, а верные – докажите правильно: 1) Сумма двух простых чисел – простое число: например, 2 – простое число, 3 – простое, и их сумма 2+3 = 5 – тоже простое. 2) Произведение трех последовательных натуральных чисел кратно 6: например, при перемножении чисел 8, 9 и 10 получается число 720, кратное 6. 3) Если при делении на 5 одно число дает в остатке 2, а другое – 3, то их сумма кратна 5: например, числа 12 и 13 дают при делении на 5 остатки соответственно 2 и 3, а их сумма 12+13 = 25 делится на 5. Слайд 11: Компетенция самоменеджмента Для формирования компетенции самоменеджмента можно использовать задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод, или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат: o учебный эксперимент; o практическая работа; o домашнее задание поисковой направленности; o задачи исследовательского характера. Слайд12. 8 класс, геометрия: 1. Тема «Трапеция» Ключевая компетенция: компетенция самоменеджмента. Стимул: Выполнив это задание, вы узнаете новое свойство трапеции и сможете применять его в решении других, более сложных задач. Задачная формулировка: Докажите, что точка пересечения биссектрис двух углов трапеции, прилежащих к одной боковой стороне (рис. 3), лежит на прямой, содержащей среднюю линию этой трапеции. В С М О N A D Программа действий: (Слайд 13) 1. Используя определение биссектрисы угла и свойство углов при боковой стороне трапеции, найди сумму углов OCD и ODC. 2.Вычисли градусную меру угла COD и сделай вывод о виде треугольника COD. 3.Сравни длины отрезков CN, DN и ON. Обоснуй ответ. 4.Определи вид треугольника NOC и сравни углы CON и OCN. 5.Сравни углы CON и ОСВ. Сделай вывод. Шкала оценивания задания : Оценка Ответ учащегося 5 Ученик исчерпывающе и правильно изложил доказательство 4 Ученик справился с заданием, но недостаточно полно обосновал свои рассуждения 3 Ученик выполнил задание не полностью , допустил логические ошибки. 2 Ученик не справился с заданием Слайд14: В 5 классе: 1.Тема «Задачи на проценты» Компетенция: разрешения проблем (самоменеджмент). Стимул: Выполнив это задание, ты научишься определять более выгодные для себя условия покупки товара. Задачная формулировка: В двух магазинах были одинаковые цены. В одном магазине их сначала понизили на 40%, а потом повысили на 40%, а в другом – сначала повысили на 50%, а потом понизили на 50%. Как изменились цены в этих магазинах по сравнению с первоначальной? В каком из них выгоднее купить товар? Модельный ответ: В первом магазине цена понизилась на 16%. Во втором магазине цена понизилась на 25%. Выгоднее купить товар во втором магазине. Положительным результатом проводимой работы станет повышение мотивации к изучению математики, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций. К сожалению, мы сегодня не располагаем измерителями сформированности ключевых компетенций. Поэтому компетентностно ориентированнные задания мы разрабатываем самостоятельно и используем их и в качестве измерителей в том числе. Литература: 1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm]. 2. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3. 3.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24. 4. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html]. 5. Цукарь А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 8 класса. – М.: Просвещение, 1999. | |
Просмотров: 1937 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|