Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
КОНУС Цель: ввести понятие «конус», его элементы, виды сечений. Задачи: Образовательные: познакомить с понятием конуса, с историей развития представлений о конусе; познакомить с примерами конусообразных тел в окружающем мире; сформировать навык решения задач по нахождению элементов конуса; развивать математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятия учебного материала; формирование когнитивных компетенций; Развивающие: способствовать развитию кругозора, устной речи учащихся и умения структурировать и анализировать полученную информацию; формировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной и практической деятельности, творческую активность; развивать критическое мышление; развивать коммуникативную компетенцию; Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебе; организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса; стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; воспитание самоорганизации, творческой самостоятельности, информационной компетенции; учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем. Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, раздаточный материал. ХОД УРОКА I Актуализация знаний: 5 мин Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к математике, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет. 1. Эпиграф: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умение» А. Н. Крылов. 2. Распределите обязанности: спикер, тайм-спикер, секретарь, презентующий (записать фамилии и имена в оценочных листах). 3. В течении двух четвертей мы изучали геометрические тела. Напомните что такое геометрическое тело? (Телом называется пространственная замкнутая область, если она ограничена.) Назовите примеры тел (многогранники, цилиндр). Слайд: Что изображено на слайде? (геометрические тела: многогранники и тела вращения). А что же такое объемные тела или тела вращения? (Объёмные тела, возникающие при вращении плоской фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси, лежащей в той же плоскости.) Слайд: обратите внимание на наглядное представление тел вращения. С каким телом вращения мы уже знакомы? (цилиндр) Дайте ему определение (цилиндром называется тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его стороны). Слайд: ролик. Слайд: укажите его элементы. II Мотивация: 2 мин Слайд: А теперь посмотрите - данная задача рассматривается в задании ЕНТ. Как вы думаете, что бы решить эту задачу, что мы должны знать? Слайд: Тема нашего урока «Конус»- запишите в тетрадь. Цель нашего урока – сформулировать определение конуса, научиться строить конус, уметь определять элементы и сечения конуса. Слайд: про «шишку» III Новая тема: Задание 1: сформулировать определение конуса, и запишите его в тетради, а секретари в рабочие листы. (3 мин) Слайд: учитель проверяет устно каждую группу (презентующий), демонстрация ролика. (Конусом называется тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов). Слайд: Рассмотрим еще одно определение конуса. Обратить внимание на чертежи. 2 мин Задание 2: Заполните кластер – необходимо сделать чертеж конуса и указать стрелками все его элементы (обратить внимание на изображение основания и дополнительных образующих и невидимых линий). (5 мин) Слайд: укажите его элементы (каждая группа сравнивает свою работу) 2 мин Задание 3: Заполнить таблицу «Виды сечений» и сделать соответствующие чертежи, руководствуясь учебником стр. 35. (10 мин) Виды сечений Плоскость проходит через через ось конуса Перпендикулярно оси Укажите название фигуры Ответ: Равнобедренный треугольник Ответ: Круг Сделайте чертёж Слайд: Историческая справка. Слайд: демонстрация по слайду (каждая группа сравнивает свою работу) Слайд: демонстрация других сечений конуса (сообщение Симонайтитите В) 1. В сечении плоскостью, расположенной под углом к оси конуса, получается эллипс; 2. Если секущая плоскость пересекает его образующие и основание и параллельна одной из образующих, то в сечении получается часть плоскости, ограниченная параболой; 3. Если секущая плоскость пересекает его образующие и основание и параллельна оси конуса, то в сечении получается часть плоскости, ограниченная гиперболой. Слайд: Задание 4: Выполнить задачу: (10мин) I группа: Высота конуса, образующая конуса, радиус конуса. Составить и решить задачу по данным 3 см и 4см (с использованием данных понятий.) (Ответ: а)L=4см, R=3см = см; б) h=4см, R=3см =5см) II группа: Высота конуса равна 4 см, а длина образующей – 5 см. Найдите диаметр основания конуса. Что можно дополнительно выяснить, используя известные и найденные данные задачи? (Ответ: =3см, D=2R=6см. Дополнительно можно выяснить S и C основания, а так же S осевого сечения). III группа: Диаметр основания конуса равен 6 см, а длина образующей – 5 см. Найдите высоту конуса. Что можно дополнительно выяснить, используя известные и найденные данные задачи? (Ответ: =4см. Дополнительно можно выяснить S и C основания, а так же S осевого сечения). Слайд: проверка устно от каждой группы. 5мин Учитель: Сейчас мы рассмотрели элементы конуса, а что дальше (на следующих уроках) мы узнаем о конусе? (площадь и объем) Учитель: Вывод формул площади боковой и полной поверхности конуса - это и будет ваше домашнее задание на «5». IV Сообщение о конусе: 5мин Учитель: Вопрос о конусе важен, так как конические детали имеются во многих машинах и механизмах. Наши ученики приготовили сообщения о конусах в нашей жизни: Слайд: Конусы – ракушки: “Конусами” называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры. Слайд: В геологии существует понятие “конус выноса”. Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину. Слайд: Плювиограф Это прибор для непрерывной регистрации количества, продолжительности и интенсивности выпадающих жидких осадков. Снег и град растапливаются для получения водного эквивалента. Основные его части – знакомые нам тела вращения. Зачем конус вложен в цилиндр? (предотвратить испарение) Слайд: Осадкомер Осадкомер состоит из сосуда с приёмной площадью 200 см² и высотой 40см, куда собираются осадки, а также специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается осадкомер так, чтобы приёмная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в мм слоя воды производится измерительным стаканом с нанесёнными на нём делениями. Слайд: Молниеотвод Молниеотвод. Большую угрозу для жизни и деятельности человека представляют разряды молний. Защитить жилье и производственные объекты помогают молниеотводы. Громоотводами их назвали тогда, когда еще не было дано научного объяснения грозе, как природному явлению. Конус, образованный в пространстве около молниеотвода, носит название «конуса безопасности». Слайд: Прикладная задача: Какой высоты от поверхности земли должен быть молниеотвод, чтобы защитить прямоугольный участок размерами 8м х 6м? Слайд: с чертежом задачи. (7 мин) Проверка по слайду устно (каждая группа сравнивает свою работу) (Ответ: =10м. ОС=АС:2=5м. OSC-равнобедренный, след. OS=ОС=5м. Высота молниеотвода – 5 м.) Слайд: Сначала можно предложить картинку и задать вопрос: «нет ли какого-либо противоречия?», если «не сообразят» - проявить вопрос (изображена сфера (пузырь), а защита – в виде конуса). Если останется время, то предложить составить и решить свою задачу с размерами своих домов. V Рефлексия 5 мин Что бы подытожить наш урок заполните пропуски в карточке «Рефлексия»: Начните ваш ответ словами: (3мин) «Мне удалось – узнать… -понять… -вычислить… -применять… -составлять… -объяснять… -находить… -изображать… - другое… Озвучить ответы каждой группы по желанию. Спикеры выставляют оценки группам. Дома: Вывод формул площади боковой и полной поверхности конуса; задачи по карточкам. | |
Просмотров: 1247 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|