Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

урок по теме Конус
КОНУС

Цель: ввести понятие «конус», его элементы, виды сечений.

Задачи:
Образовательные:
 познакомить с понятием конуса, с историей развития представлений о конусе;
 познакомить с примерами конусообразных тел в окружающем мире;
 сформировать навык решения задач по нахождению элементов конуса;
 развивать математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятия учебного материала;
 формирование когнитивных компетенций;
Развивающие:
 способствовать развитию кругозора, устной речи учащихся и умения структурировать и анализировать полученную информацию;
 формировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной и практической деятельности, творческую активность;
 развивать критическое мышление;
 развивать коммуникативную компетенцию;
Воспитательные:
 воспитывать ответственное отношение к учебе;
 организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;
 стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;
 воспитание самоорганизации, творческой самостоятельности, информационной компетенции;
 учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I Актуализация знаний: 5 мин
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к математике, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
1. Эпиграф: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умение»
А. Н. Крылов.
2. Распределите обязанности: спикер, тайм-спикер, секретарь, презентующий (записать фамилии и имена в оценочных листах).
3. В течении двух четвертей мы изучали геометрические тела. Напомните что такое геометрическое тело? (Телом называется пространственная замкнутая область, если она ограничена.)
Назовите примеры тел (многогранники, цилиндр).
Слайд: Что изображено на слайде? (геометрические тела: многогранники и тела вращения).

А что же такое объемные тела или тела вращения? (Объёмные тела, возникающие при вращении плоской фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси, лежащей в той же плоскости.)
Слайд: обратите внимание на наглядное представление тел вращения.

С каким телом вращения мы уже знакомы? (цилиндр)
Дайте ему определение (цилиндром называется тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его стороны).
Слайд: ролик.

Слайд: укажите его элементы.

II Мотивация: 2 мин

Слайд: А теперь посмотрите - данная задача рассматривается в задании ЕНТ. Как вы думаете, что бы решить эту задачу, что мы должны знать?

Слайд: Тема нашего урока «Конус»- запишите в тетрадь. Цель нашего урока – сформулировать определение конуса, научиться строить конус, уметь определять элементы и сечения конуса.

Слайд: про «шишку»

III Новая тема:

Задание 1: сформулировать определение конуса, и запишите его в тетради, а секретари в рабочие листы. (3 мин)

Слайд: учитель проверяет устно каждую группу (презентующий), демонстрация ролика. (Конусом называется тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов).

Слайд: Рассмотрим еще одно определение конуса. Обратить внимание на чертежи.
2 мин

Задание 2: Заполните кластер – необходимо сделать чертеж конуса и указать стрелками все его элементы (обратить внимание на изображение основания и дополнительных образующих и невидимых линий). (5 мин)

Слайд: укажите его элементы (каждая группа сравнивает свою работу) 2 мин

Задание 3: Заполнить таблицу «Виды сечений» и сделать соответствующие чертежи, руководствуясь учебником стр. 35. (10 мин)

Виды сечений
Плоскость проходит через
через ось конуса Перпендикулярно оси
Укажите название фигуры Ответ:
Равнобедренный треугольник Ответ:
Круг
Сделайте чертёж


Слайд: Историческая справка.

Слайд: демонстрация по слайду (каждая группа сравнивает свою работу)

Слайд: демонстрация других сечений конуса (сообщение Симонайтитите В)
1. В сечении плоскостью, расположенной под углом к оси конуса, получается эллипс;
2. Если секущая плоскость пересекает его образующие и основание и параллельна одной из образующих, то в сечении получается часть плоскости, ограниченная параболой;
3. Если секущая плоскость пересекает его образующие и основание и параллельна оси конуса, то в сечении получается часть плоскости, ограниченная гиперболой.
Слайд: Задание 4: Выполнить задачу: (10мин)
I группа: Высота конуса, образующая конуса, радиус конуса. Составить и решить задачу по данным 3 см и 4см (с использованием данных понятий.)
(Ответ: а)L=4см, R=3см = см; б) h=4см, R=3см =5см)
II группа: Высота конуса равна 4 см, а длина образующей – 5 см. Найдите диаметр основания конуса. Что можно дополнительно выяснить, используя известные и найденные данные задачи? (Ответ: =3см, D=2R=6см. Дополнительно можно выяснить S и C основания, а так же S осевого сечения).
III группа: Диаметр основания конуса равен 6 см, а длина образующей – 5 см. Найдите высоту конуса. Что можно дополнительно выяснить, используя известные и найденные данные задачи? (Ответ: =4см. Дополнительно можно выяснить S и C основания, а так же S осевого сечения).

Слайд: проверка устно от каждой группы. 5мин

Учитель: Сейчас мы рассмотрели элементы конуса, а что дальше (на следующих уроках) мы узнаем о конусе? (площадь и объем)
Учитель: Вывод формул площади боковой и полной поверхности конуса - это и будет ваше домашнее задание на «5».

IV Сообщение о конусе: 5мин

Учитель: Вопрос о конусе важен, так как конические детали имеются во многих машинах и механизмах. Наши ученики приготовили сообщения о конусах в нашей жизни:

Слайд: Конусы – ракушки:

“Конусами” называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.

Слайд:
В геологии существует понятие “конус выноса”. Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.

Слайд: Плювиограф
Это прибор для непрерывной регистрации количества, продолжительности и интенсивности выпадающих жидких осадков. Снег и град растапливаются для получения водного эквивалента.
Основные его части – знакомые нам тела вращения. Зачем конус вложен в цилиндр? (предотвратить испарение)

Слайд: Осадкомер
Осадкомер состоит из сосуда с приёмной площадью 200 см² и высотой 40см, куда собираются осадки, а также специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается осадкомер так, чтобы приёмная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в мм слоя воды производится измерительным стаканом с нанесёнными на нём делениями.

Слайд: Молниеотвод
Молниеотвод. Большую угрозу для жизни и деятельности человека представляют разряды молний. Защитить жилье и производственные объекты помогают молниеотводы. Громоотводами их назвали тогда, когда еще не было дано научного объяснения грозе, как природному явлению. Конус, образованный в пространстве около молниеотвода, носит название «конуса безопасности».

Слайд: Прикладная задача: Какой высоты от поверхности земли должен быть молниеотвод, чтобы защитить прямоугольный участок размерами 8м х 6м?

Слайд: с чертежом задачи. (7 мин)
Проверка по слайду устно (каждая группа сравнивает свою работу)
(Ответ: =10м. ОС=АС:2=5м. OSC-равнобедренный, след. OS=ОС=5м. Высота молниеотвода – 5 м.)

Слайд: Сначала можно предложить картинку и задать вопрос: «нет ли какого-либо противоречия?», если «не сообразят» - проявить вопрос (изображена сфера (пузырь), а защита – в виде конуса).

Если останется время, то предложить составить и решить свою задачу с размерами своих домов.

V Рефлексия 5 мин

Что бы подытожить наш урок заполните пропуски в карточке «Рефлексия»: Начните ваш ответ словами: (3мин)
«Мне удалось – узнать…
-понять…
-вычислить…
-применять…
-составлять…
-объяснять…
-находить…
-изображать…
- другое…
Озвучить ответы каждой группы по желанию. Спикеры выставляют оценки группам.
Дома: Вывод формул площади боковой и полной поверхности конуса; задачи по карточкам.
Категория: Математика | Добавил: Татьяна1 (2015-01-17) E
Просмотров: 1247 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 10:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru