Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Роль устных упражнений на уроках математики. Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проведённые устные упражнения. Примерами таких упражнений могут служить следующие: 1. - Счёт до 20 вперёд и обратно. - Состичайте от 8 до 14, от 19до 11. - Назовите последующее число 10,18. На сколько последующее число больше предыдущего? - Назовите предыдущее число 9,16. На сколько предыдущее число меньше последующего? - Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13? - Какое число стоит слева от 15, справа от 16? - Назвать соседей числа 8. 2. Игра « День-ночь». Цепочка : 1+6-4+2-1-2+5=(7) 3. Решение задач. Задачи в стихах. Муравьишка шёл домой, Вёз в тележке груз такой: Две траитнки, две былинки, Три тяжелые хвоинки. Сколько разных вещей Вёз в тележке муравей? ( 2+2+3) *** Вот задумал Ёж друзей Пригласить на юбилей. Пригласил двух Медвежан, Трёх Зайчат и двух бельчат. Посчитайте-ка скорей, Сколько у Ежа друзей? (2+3+2) *** Дети руик поднимали, На вопросы отвечали: Два раза ответил Коля, Пять раз высказалась Оля. Сколько раз ребята вставали, На вопросы отвечали? (2+5) Перед нами встаёт одна из главнейших задач обучения математике – пробудить у школьников потребность активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения. Важно показать учащимся красоту и изящество устных упражнений, используя разнообразные вычислительные приёмы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления. Некоторые из таких приёмов не предусмотрены программой начальной школы, а между тем детей довольно легко подвести е ознакомлению с ними, используя современную программу и учебник. Успешное применение различных приёмов зависит в значительной мере от находчивости, изобретательности и умения подмечать особенности чисел и их сочетаний. Важно рассматривать в классе различные способы решения, которые предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные. Тогда устные вычисления могут возбуждать в детях большой интерес к вычислениям вообще, воспитывать математическую находчивость. Для того чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в уме, необходимо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умение применять эти приёмы. Работа над приёмами устных вычислений должна вестись с 1 класса. Например, с приёмами перестановки слагаемых учащиеся знакомятся уже в 1 классе. С сочетательным законом практическое знакомство происходит в 1 и 2 классах при рассмотрении примеров вида: 5+3+1=9 с постановкой вопроса: «сколько всего прибавили к числу5?» (5+4=9) 1) 6+7+4+3=(6+4)+(7+3)=20 2) 33+28+27+12=(33+27)+(28+12)=60+40=100 При выполнении устных вычислений иногда полезно округлять числа, прибавляя к ним несколько единиц или убавляя их, например: 83=80+3, 48=50-2 Подготовка к округлению чисел начинается в первом классе, когда ученикам предлагаются задания требующие ответа на вопрос: «Сколько не хватает дол 10? до 20?» Работа над задачами – неотъемлемая часть устных упражнений. Полезно давать побольше простых задач, устное решение которых позволяет ученикам осмыслить каждое математическое действие и подготавливает их к решению задач более сложных. Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины. Так, прочитать выражение 12+7 можно по-разному: 1) К 12 прибавить 7, получится 19 2) 12 увеличить на 7, получится 19 3) Сумма чисел 12 и 7 равна 19 4) 1-е слагаемое – 12, 2-е слагаемое 7, значение суммы равно 19 Навыки правильной, точной и краткой речи, формируемые на уроках математики, оказывают положительное воздействие на общую речевую культуру. Регулярность, строгая последовательность и система в проведении устных упражнений – необходимое условие повышения эффективности обучения, решения представлений учащихся о возможностях математики. | |
Просмотров: 561 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|