Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
школа – интернат № 3 для слабовидящих детей Внеклассное мероприятие на тему: Организовала и провела Валиева С.А. г. Семей Цель: формирование познавательных интересов к математике, логике, софизму, развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, воспитание ответственности, взаимовыручки, ориентация в пространстве, охрана зрения. Участвуют две команды «Альфа» и «Бетта». Есть такая наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. Назовите эту науку. ЛОГИКА. Решение всякой задачи по математике – это прежде всего цепь рассуждений. Вычисления и геометрические построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических рассуждений, они направляются рассуждениями. Значит, в математике невозможно обойтись без логики. Исследование всевозможных логических цепочек (силлогизмов) привело к обнаружению знаменитых парадоксов. Вот парадокс лжеца: «Я – лжец», - говорит некто и … впадает в неразрешимое противоречие! Ведь если он действительно лжец, он солгал, говоря, что он лжец, и, следовательно, он не лжец; но если он не лжец, он сказал правду и, следовательно, он лжец… Пристрастие к логическим упражнениям, игре ума, оказало мощнейшее влияние на математику. Лишь в мире, где была развита наука об истинности и ложности высказываний, о правильности выводов, о том, что из чего может следовать и что не может, могло появиться доказательство. I конкурс Высказывание – это утверждение, относительно которого можно сказать верное оно или нет. Является ли утверждение высказыванием? 1. Если один из двух множителей равен 0, то произведение их также равно 0. 2. Диагонали четырехугольника взаимно – перпендикулярны, значит этот четырехугольник – ромб. 3. Саша Шаранов - отличник. 4. Снег черного цвета. 5. Будет сегодня хоккей по первому каналу? 6. Водители, не нарушайте правила дорожного движения! 7. Кабинет математики находится на первом этаже. 8. 2 – наименьшее простое число. II конкурс Верные и ошибочные утверждения. Какие из приведенных ниже утверждений верны и какие ошибочны? 1. Для того чтобы число делилось на 2, необходимо, чтобы оно оканчивалось нулем 2. Сумма двух нечетных чисел есть нечетное число 3. Квадрат любого четного числа делится на 4 4. Для того чтобы а3 = а2, необходимо, чтобы а = 1 5. Если а = с, то |а| = |с| 6. Если mn > 0 , то m > 0 и n > 0 III конкурс Продолжите высказывание так, чтобы оно было ложным (для одной команды), верным (для другой команды) 1. Для того чтобы число делилось на 5, … 2. У прямоугольника … 3. Чтобы найти скорость автомобиля, … 4. Чтобы получить оценку «2» … 5. В равнобедренном треугольнике … 6. Объем измеряется … IV конкурс Для ниже перечисленных утверждений сформулируйте обратное и противоположное утверждения, установите верны они или нет: 1. Если диагонали четырехугольника равны, то такой четырехугольник – прямоугольник. 2. Если число оканчивается нулем, то оно делится на 5. Для ниже перечисленных утверждений сформулируйте обратное и противоположное утверждения, установите верны они или нет: 1. Прямые углы равны. 2. Если в треугольнике один угол тупой, то два остальные острые. Упражнения для глаз. V конкурс Как называются рассуждения, правдоподобные в каждом куске, но вопиюще неверные в целом? Это СОФИЗМ – умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Можно ли доказать, что 0 = 1? Думаете, нет? А что вы скажете о следующем рассуждении: «Если половина чего – либо одного равна половине чего – либо другого, то одно равно другому. Но полупустое ведро – то же самое, что и полуполное. Значит, пустое ведро и полное ведро – одно и то же.» Вы считаете, что вас обманывают? Потрудитесь указать, в каком именно месте. Первое предложение верное, второе – тоже. И вывод сделан по всем законам логики. Ещё пример. Докажем, что 4 тенге равно 40 000 тиынам. Возьмем верное равенство 2 тенге = 200 тиын и возведем его по частям в квадрат. Получится, 4 тенге = 40 000 тиын. Софизмы: 1) 5 = 6 Возьмем числовое тождество: 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54 Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки 5(7 + 2 – 9) = 6(7 + 2 – 9) Разделим обе части этого неравенства на общий множитель. Получим 5 = 6. В чем ошибка? 2) 2 х 2 = 5 Имеем числовое тождество: 4 : 4 = 5 : 5 Вынесем за скобки в каждой части этого тождества общий множитель 4(1 : 1) = 5(1 : 1) Числа в скобках равны, поэтому 4 = 5, или 2 х 2 = 5 В чем ошибка? VI конкурс Пойми меня Даны слова «Уравнение», «Геометрия», «Ромб», «Транспортир» VII конкурс Вставьте пропущенное число: 1) 84, 43, 1, ? 2) 32, 36, 9, 12, 4, 6, ? VIII конкурс Найдите шифр слова PUL CEU 506 PUL 127 SOZ 398 MAL 196 CAZ 478 Подведение итогов и награждение победителей. | |
Просмотров: 900 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|