Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь результатов развития универсальных учебных действий (УУД). УУД – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Покажем, как с помощью математики можно сформировать универсальные учебные действия. Для этого рассмотрим одно задание из 5 класса по теме: «Умножение обыкновенных дробей». Найдите значение выражения: 2 1/2∙4 Покажем, как это задание можно усовершенствовать с помощью метода встроенных дополнительных наводящих вопросов. Заложим в условие самого задания обучение ее решению. С помощью специально разработанных вопросов учитель организует ДИАЛОГ, воздействуя в комплексе на развитие различных УУД. Вы решили помочь папе делать ремонт, постелить новый линолеум в комнате. Что для этого вам нужно знать? Надо узнать: Сколько линолеума нужно купить? А для этого надо найти площадь пола. Вы измерили и выяснили, что: – ширина комнаты равна 4 м; – длина комнаты 2 ½ м от ширины комнаты. Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы: Какой формы имеет пол в комнате? Чему равна площадь прямоугольника? Следовательно, чему будет равна площадь пола? Составьте выражение: Замените произведение суммой одинаковых слагаемых и вычислите эту сумму. Задание рассчитано на формирование у учащихся всех видов УУД. Задание направлено на развитие личностных действий. Учение становиться осмысленным, ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями, в нашем случае ремонт квартиры. Развиваемые личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненного смысла, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении себя, людей и своего будущего. Ведь если учащиеся не захотят помогать родителям в ремонте квартиры или сами в дальнейшем делать ремонт своей собственной квартиры, то о каких ценностях может идти речь. Данное задание также развивает познавательные действия. Происходит структурирование знаний, от того что имеем до того, что нужно найти. Формулируем проблему (сделать ремонт, постелить линолеум) и самостоятельно создаем способы ее решения (нужно узнать, сколько линолеума необходимо, вычислить площадь пола). Происходит развитие логических познавательных действий, выстраиваются логические цепи рассуждений. Перед учащимися возникает вопрос: «Возможно ли, найти значение полученного выражения не зная правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число?» 4.Данное задание можно проделывать совместно с учителем, а при домашнем его выполнении предполагается общение (консультация) с родителями, следовательно, оно развивает и коммутативные действия, которые в свою очередь развивают у учащихся способность выражать свои мысли. Происходит постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Среди таких вопросов: – что нужно знать, чтобы постелить линолеум? – а как найти площадь пола? – какое выражение можно составить для решения задачи? – сможем ли мы найти значение этого выражения? – каких знаний нам не хватает? Также учащимся можно выполнять аналогичные задания самостоятельно. Так как все задания рассчитаны на то чтобы учащийся самостоятельно додумался до правильного решения задачи, каждое задание сопровождается вспомогательными вопросами или комментариями. В задании имеется иллюстрация, что дает визуальную информацию о ситуации. Данная задача позволяет подойти учащемуся самостоятельно к возможности сформулировать правило умножения смешанного числа (или дроби) на натуральное число. Подводя итог можно отметить, что используемая ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА даёт учителю инструмент, направленный на активизацию самостоятельной работы учащихся и позволяет учащимся на уроках математики при решении заданий, разработанных по данной методике, формировать универсальные учебные действия, необходимые каждому человеку в современном мире. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; Рассмотрим задачи по теме « Проценты» Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-нибудь водой. При этом используют слово «концентрация». Как вы понимаете это слово? Нальем в стакан 150 г воды и растворим в ней 50 г сахара. Какой станет масса раствора ?Какова концентрация полученного сиропа? 50+150=200 (г) – масса общая. Раствор тщательно перемешиваем. Найдите процентное содержание сахара в растворе. 50 : 200=1: 4 = 0,25; 0,25=25% 25% – процентное содержание сахара в данном растворе. Число 0,25 называют концентрацией сахара в растворе. Во многих текстовых задачах понятие «концентрация» может быть заменено Подумайте, отношение каких величин используется в понятиях «жирность, соленость, проба». На данном уроке представлена практическую значимость математических знаний для решения задач на концентрацию из повседневной жизни. | |
Просмотров: 1105 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|