Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Творческий отчет учителя математики Нукеновой Асфиры Хадировны. «Все дети способны» – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно- воспитательном процессе. Будущее любой страны зависит от количества умных людей в общем составе населения. Поэтому основное назначение современной школы – развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждой личности. Отсюда, мое назначение учителя – помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального опыта и в конечном счете реализовать присущие ему от рождения право быть умным. Моя задача как учителя заключается в поиске путей интеллектуального воспитания учащихся основной школы средствами математического образования. Я понимаю, что успешность моей деятельности во многом зависит от того, насколько применяемые мною формы и методы обучения соответствуют закономерностям детской психологии За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний. Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор? Выбор учебно - методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За годы работы в школе мне пришлось освоить учебники разных авторов. В итоге у меня сложилась собственная система работы с обучающимися. Задачи, которые я, как учитель, пытаюсь решить - это развить и сохранить интерес к математике, сделать предмет более доступным и понятным. . В последнее время много говорится о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Не так давно процесс обучения отдавал предпочтение внешним воздействиям (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвитию отдельной личности. На уроках математики достаточно было овладеть полученной информацией. На сегодняшний день этого недостаточно, так как учитывается не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности. Ученик рассматривается не как «коллективный субъект», а прежде всего как индивид, наделенный своим неповторимым субъективным опытом. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяют уровни развития познавательногоинтереса:1-низкий, 2-средний,3-высокий. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития отличаются самостоятельность, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.(рис.1) Я стараюсь строить уроки так ,чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Блочно-модульная технология преподавания математики, дает возможности для этого. В данной технологии материал объясняется не отдельными параграфами, целыми главами, объединенными в блоки, содержащими сопоставимые математические действия, понятия. Структура блока следующая.(рис.5). Различные способы объяснения , средства наглядности, различные формы организации работы на уроке(коллективная, групповая, индивидуальная) играют положительную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. В своей работе создаю комфортные условия для обучения и обучающихся Это заключается: 1.Тщательный анализ программы основной школы по предмету и составление тематических планов. 2.Разработка и использование памяток.(рис8) Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия, затем изучаются его свойства. Следующим условием развития познавательного интереса является мотивация учебной деятельности при изучении новой темы. Если учитель буквально следует учебнику, то новое понятие сваливается «как снег на голову»: содержание новое, название часто слышится впервые и на слух не усваивается. Ученику не ясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное – тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. А ведь математическая деятельность, да и не только математическая, должна начинаться с мотивации, которая дает возможность увидеть причины, побуждающие поступать так, а не иначе. Тема «Деление десятичных дробей на десятичную дробь». Наряду с другими заданиями устного счета дается задание: «Найти площадь прямоугольника, если длины его сторон равны 3,1 см и 0,12 см». И тут же после решения задачи следующее задание: «Составьте задачу, обратную данной». Ребята составляют несколько вариантов, один из которых решают. И попадают в тупик. А делить на десятичную дробь они и не умеют. Озадачили их? Продолжаем урок: «Сегодня мы должны научиться делить десятичную дробь на десятичную дробь». Аналогично, можно ввести понятие на любом уроке, на котором изучается обратное действие (например, вычитание, деление, квадратный корень.) Тема: “Признаки делимости». Урок начинается так: “A знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делиться ли ваше названное число на 2,3,5,9,10, не выполняя деление в столбик или на калькуляторе». Ребята с большим удовольствием начинают отыскивать числа, и когда они удивлены угадыванием, мы приступаем к новой теме. Тема «Арифметическая прогрессия». При изучении темы «Арифметическая прогрессия» предлагаю решить задачу из биографии Гаусса. «Однажды учитель, чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с учениками третьего класса, велел сложить все числа от 1 до 100, надеясь, что это займет много времени. Но маленький Гаусс сразу сообразил ,что 1+100=101, 2+99=101 и т.д. И таких чисел будет 50. И умножив 50 на 101, получил результат в уме, едва учитель закончил чтение условия. Такой же небольшой эксперимент провожу на уроке со своими учениками. Даю некоторое время для вычисления. Заслуживаем результаты ребят и способ вычисления. Если рационального способа нет, то объявляется тема. Тема «Геометрическая прогрессия». О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, косвенным образом свидетельствуют знаменитые придания о создании шахмат. Принц Сирам предложил изобретателю шахмат выбрать себе награду. Услышав о награде, принц рассмеялся: «За первую клетку шахматной доски – одно зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так до шестьдесят четвертого поля. Ребята с интересом берутся за вычисления, но все же быстро попадают в затруднительное положение. На доске записывается число, которое должно получиться в результате вычислений. Конечно же, их это число шокирует. S=18446744073709551615 18,5х1018 Если принцу удалось бы засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктидой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за пять он бы смог рассчитаться с просителем. Как вы считаете – стоило ему смеяться? В курсе общеобразовательной школы одной из обязательных и наиболее сложных дисциплин является математика. Некоторым тяжело усвоить правила или определения, а выучив их, трудно применить при выполнении тех или иных заданий. Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация. При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Можно предложить им под знаком «=» подразумевать границу нашей страны, чтобы поехать за границу нам обязательно надо поменять российский паспорт на заграничный. И решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу (нужно поменять знак на противоположный) или только поменяло место жительства в стране ( оставляем с тем же знаком). При решении систем неравенств, обращая внимание на двойную штриховку, прошу записать ответ промежуток, где «выросла елка». Изучая неравенства, ребята часто путают знаки > и <, поэтому и допускают ошибки в направлении штриховки на числовой оси. Предлагается мысленно провести отрезок в знаке неравенства так, чтобы получилась стрелка или . Тогда легко убедиться, что стрелка показывает направление штриховки на оси. Чтобы запомнить формулы приведения, объясняю им так: Вычислить sin . Для этого нужно: 1.Определить местоположение угла . Он лежит на оси Оx и показываем головой как ось расположена (проводим головой с лева на право) и получаем отрицание. Вывод: название функции sin не меняется: = 2. В какой четверти расположен угол и определяем знак нашей функции В III четверти знак функции «+» Вывод: sin = Вычислить cos Рассуждаем: угол лежит на оси Оy (голова вверх, вниз), функция меняется на sin; четверть III, знак «-». Значит, cos = - . Одним из о форм развития интереса является индивидуальный подход, при этом внимание акцентирую на: -на индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения; -на индивидуальные особенности в процессе общения; -создание психолого-педагогических условий для развития всех учащихся и развития каждого ребенка в отдельности. Исходя из этого при этапе закрепления разрабатываю индивидуальные задания для учащихся на каждого ученика. Немаловажное значение в развитии познавательной активности играют дидактические игры. Дидактическая игра «Математическое лото». Каждому ученику предлагается карточка с заданиями и карточки с ответами. Причем число карточек-ответов может быть больше, чем заданий. Решив пример, предложенный на карточке, ученик находит ответ и кладет карточку с ответами лицевой стороной вверх на заданный пример. На одной из сторон карточек находится рисунок, который собирается только в случае правильного решения заданий. Вместе с правильными ответами есть и ложные, то есть ответы с предполагаемыми ошибками учеников. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы, а также любой ученик, который быстрее всех справился с данным заданием, может стать на данном этапе урока консультантом. Данные карточки учитель может составить по любой теме 92,4-7,38 31,4+28,5 25,43-11,4 4,65+5,2 37-9,25 21,3-7,6 18,62-8,9 23,4-5 Дидактическая игра «Кодированные упражнения». Тема: «Сложение десятичных дробей». I. 1) 2,8+1,7 II. 1) 0,9+3,2 2) 3,6+9 2) 18+2,7 3) 2,1+1,36 3) 24,95+4,3 4) 7,3+0,865 4) 0,55+0,668 ________________________ __________________________ 1) 12,6; 2) 4,5; 3) 93,8; 1) 29,25; 2) 4,6; 3) 20,7; 4) 8,165; 5) 34,6; 6) 3,46; 4) 1,218; 5) 4,1; 6) 5,38. 2164 5314 III. 1) 2,8+1,9 IV. 1) 4,6+0,5 2) 8+2,6 2) 4,7+16 3) 2,58+1,4 3) 7,2+15,68 4) 0,906+12,8 4) 0,47+0,741 _________________________ ___________________________ 1) 4,7; 2) 3,4; 3) 3,98; 1) 5,1; 2) 22,88; 3) 6,3; 4) 10,6; 5) 13,706; 6) 2,72; 4) 20,7; 5) 1,211; 6) 164. 1435 1425 В чем суть игры? Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Игра «Веселый художник» по теме «Координатная плоскость» дает возможность развивать интерес к предмету. «Медвежонок» (0;8), (1;7,6), (1,5;8,5), (2,6;8,2), (2,9;7,2), (2;7), (2;5), (1;4), (2,2;3), (4;2), (5;1), (5;0), (4;0), (3,5;0,5), (3;-2), (2;-4), (1;-4,5), (3;-5), (3,5;-6), (1;-6), (0;-5), (-1;-6), (-3,5;-6), (-3;-5), (-1;-4,5), (-2;-4), (-3;-2), (-3,7;0,5), (-4,5;0), (-5,3;0), (-5,5;1), (-5;2), (-4;2,3), (-2;3,3), (-1;4), (-2;5), (-2;7), (-2,7;7,2), (-2,5;8,2), (-1,5;8,5), (-1;7,6), (0;8). глаз 1 (-1;6). глаз 2 (1;6).нос (0;5) Слонёнок (2;4), (2;1), (3;0), (4;-1), (3;-1), (5;-3), (6;-3), (6;-9), (8;-9), (8;-5), (10;-5), (10;-9), (12;-9), (12;-3), (13;-7), (13;-3), (12;-1,5), (10;-1), (8;-1), (8;0), (7;1),(5;1), (4;0), (3;1), (3;4), (2;4). Ухо (7;1), (9;1,5), (11;0,5), (11,5;-1), (10,5;-3,5), (9;-4), (7;-3), (7;-1). Глаз (5;0). Для развития познавательного интереса провожу всевозможные нестандартные уроки.(рис) Внеклассная работа является мощным стимулом для развития интереса к предмету. Использование знаний в новой ситуации, умение логически мыслить, практически применять знания, объяснять те или иные явления с точки зрения математики.(рис) Вторым этапом познавательной деятельности познавательная деятельность самих учащихся. А это участие в предметных кружках, предметных олимпиадах, работа над научными проектами. Но какой бы ни была деятельность учителя, успех работы напрямую зависит от познавательной самостоятельности детей. От уровня их интеллекта, от способностей, заложенных природой. Павлов И.П. указывал, что главным органом сложнейших отношений организма с миром является мозг человека. Который связан с внутренней системой познавательных действий-сенсорных, переспективных, мнемических, мыслительных(умственных).Воспринимая ,запоминая припоминая, понимая, рассуждая, воображая, мы всегда что-то делаем и эти действия носят чисто внутренний характер и играют важную роль в процессе познавательной деятельности. На это же указывал Л.С. Выгодский: «Никого и ничему научить нельзя- в конечном счете , каждый ученик учиться сам». Для этого нужно – развивать способности учащихся к самореализации. | |
Просмотров: 1943 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|