Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Роль профессионального мастерства учителя.
«Роль профессионального мастерства учителя».
Вопросы профессионализма учителя, формирования и диагностики уровня его педагогической возможностей не теряет своей актуальности. В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.
Мы живём в эпоху революции средств коммуникации, который меняет наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут всё больше и больше применяться в качестве основного капитала общества. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.
Математика традиционно является трудным предметом, и высоких результатов в обучении здесь достичь сложно. Но правильный выбор форм и методов обучения для повышения качеств математического образования учащихся состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей на уроке:
• Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в образовательном плане;
• Повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
• Развитие навыков анализа, критического мышления, взаимодействия, коммуникации;
• Изменение установок на сотрудничество, эмпатию;
• Саморазвитие и развитие благодаря активации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и учащимися.
• Чем определяется качество математического образования? Уровнем сформированности базовых ЗУН(знание ключевых понятий, аксиом, определений и т.д.; навыки счёта, использование формул, умение доказывать теоремы, делать выводы и т.д.)
• Развитие умений использовать математический инструментарий для определения оптимальных путей решения примеров и задач, доказательство теорем.
• Применение полученных знаний и навыков при решении сложных математических и практических ситуаций.
Как показывает собственный опыт и практика преподавания математики в целом, наиболее сложными позициями из критериев качества являются развитие умение находить оптимальное решения задач, а также применение полученных умений для анализа разных ситуаций.
В условиях современного обучения в 12-летней школе учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. И это важно осознать. В свете нового образования учитель выступает больше в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Он направляет свой профессионализм не только на контроль знаний и умений обучаемых, а на диагностику их деятельности для квалифицированного устранения возможных трудностей в процессе познания и применения знаний.
Организация эффективного обучения детей возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. Исследования в области педагогики показали, что наиболее продуктивным обучение становится в том случае, когда все средства обучения используются учителем комплексно, взаимно дополняя друг друга. Процесс обучения сегодня нельзя построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, лабораторного оборудования, компьютерных программ и т.д.
А самый важный результат на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиметров, приходит на такие уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойным проводниками в мире знаний.
Не хочется создавать у вас впечатление о том, что всё сегодняшнее плохо, а всё вчерашнее хорошо. Вот пример важной и неизбежной новации, которая врывается в школьное обучение и воспитание независимо от нас, но уже от нас зависит, сделать её полезной и эффективной. Речь идёт о компьютеризации школьного обучения. Учителям математики это особенно близко. По традиции прошлого века главным рабочим инструментом учителя математики были мел и тряпка. Были, правда и таблицы, и слайды, но это не было главным. Сейчас в нашем распоряжении и аудио и видео техника, разнообразные компьютерные программы и Интернет. Однако уже известно, что электронные носители информации вытесняют бумажные. Для школьного и семейного воспитания этого допускать нельзя. Во всём мире(да и у нас – в самой когда-то читающей стране) дети разучились, да и не любят читать, не говоря уже о серьёзных негативных последствиях этого для каждого ребёнка. Учитель математики не сможет научить школьника решать математические задачи, если тот не понимает смысла, не умеет прочитать текст условия задачи. Отсюда следует очевидное – будущее не за учёбным компьютером, не за электронным учебником, а за педагогически грамотно компьютерно оснащённым обычным(печатным) учебником, за методикой обучения математике, активно и эффективно использующей компьютер в классе и дома. И, конечно же, - за живым словом учителя, которого не заменит даже самый совершенный компьютер.
Модернизация казахского общества, реализуемые в стране реформы, обуславливает значимость работы школьных учителей. В системе образования выдвинуты требования переориентации оценки результата образования с традиционных понятий «готовности», «общей культуры» на понятия компетенция и компетентность. Можно выделить следующие ключевые компетенции, которые должен владеть учителя:Методологическое мышление;
 Умение решать задачи организации и управления своей деятельностью;
 Умение трансформировать полученную информацию, выделять главные идеи из передового опыта;
 Умение проектировать процесс развития своего участка работы;
 Стремление к самообразованию;
 Способность рефлексии.
Президент страны Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентно способным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Я хочу отметить следующие принципы, которые должны характеризовать методику преподавания:
 Учитель должен быть увлечён темой урока(тогда это увлечённость передаётся и учащимся)
 Учитель должен помнить о тематической цели урока ( тогда учащиеся не потеряют логической канвы)
 Преподавание должно вестись на уровне, соответствующем подготовленности класса (тогда учащимся доступен материал)
 Учитель должен создавать на уроке ситуацию(тогда учащихся получают пищу для размышления)
 Учителю надо пробудить учащихся задавать вопросы и не сковывать их инициативу плохими оценками( тогда учащиеся не будут бояться выступать на уроках, шлифуя своё понимание).Учителю следует сначала объяснить, а затем формировать( тогда усвоение будет более осознанным)
Категория: Математика | Добавил: Гулсин (2015-02-12) E
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 4:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru