Учитель – творец учебного процесса Даулетова К.Т. преподаватель математики Уральского гуманитарно- технического колледжа Зап.Каз.обл. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Естественно, что к ней человек приходит не сразу. Способности учителя к самостоятельному педагогическому творчеству не приходят сами собой. Условия, в которых возможно проявления творчества, не делают учителя творцом. Возможность еще должна стать реальностью в самой деятельности учителя. В действительности бывают учителя, владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно. Они не способны зажечь своих учеников страстью познания. Такие учителя и сами не получают от своей работы радости. Чтобы избежать этого, будущий учитель еще на студенческой скамье должен начать работу над собой, воспитывать в себе те качества личности и те умения, которые сделают его работу в школе творческой и дадут ему высокое удовлетворение. Учитель-мастер работает над формированием в себе необходимых для педагога качеств, когда осваивает теоретические основы педагогической науки, навыки работы с классным коллективом, с один учеником. Причем нельзя оставлять без внимания такие «пустяки», как умение стоять, сидеть, подняться со стула из-за стола, повысить голос, улыбнуться, посмотреть, подойти к доске, к ученику и т. д. Творчество учителя начинается с его первых самостоятельных шагов в школе. Когда он из ученика превращается в учителя. С опытом появляется потребность посмотреть на свои действия со стороны. Он обладает искусством наблюдения, которое становится основой сознательного, целенаправленного накопления им фактов педагогической работы. На следующем этапе приходит умение отбирать главное к своей работе, строить предвидение, сознательно планировать дальнейшую работу. В деятельности учителя закрепляется лучшее, отвергается неудачное, формируется педагогическая интуиция, позволяющая быстро применять адекватные педагогические средства в любой непредвиденной ситуации. Однако на одной интуиции нельзя успешно работать. У учителя возникает потребность более глубокого осмысления своей деятельности, возрастает интерес к педагогике, методике преподавания. Учитель становится сознательным творцом педагогической действительности и участником научного творчества в области педагогики. Но до этого момента, начинающему учителю необходимо пройти ряд обязательных этапов становления учителя как профессионала. Накопить опыт. А что такое педагогический опыт? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых учителем? Да, но если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатления на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уже эта мысль сделается правилом воспитательной деятельности педагога. По мере накопления опыта в своей профессии учитель многие из своих действий начинает выполнять бессознательно, автоматически, приобретает навыки педагогической работы. С одной стороны, усвоение таких навыков облегчает труд и способствует его продуктивности. Учителю уже не нужно постоянно следить за собой: за стилем своей речи, за манерой держаться перед классом, за точным распределением времени по этапам урока. С другой стороны полная автоматизация всех действий учителя в процессе обучения таит в себе опасность превращения творческой работы в ремесленную. Как избежать преподавания по шаблону? Однозначного ответа по этому поводу не найти. Но повседневный самоконтроль, установка на видение новых проблем, на оценку ситуаций, возникающих в классе, изучение передового педагогического опыта, введение элементов новых технологий в процесс обучения, эксперимент и т.д. помогут учителю в становлении творческой личности. Есть еще одно очень важное обстоятельство. Педагогический труд — труд коллективный. Учитель обучает и воспитывает не одиночек, а детей, объединенных в коллектив. И сам он работает не один, а в педагогическом коллективе. Настоящий прочный успех в работе приносят не отдельные учителя - мастера, а дружный труд всего коллектива.
|