Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ TIMSS, PISA Куракпаева Айжан Далелгазиновна-учитель математики 1.Введение Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Ведущий из них - качество школьного образования - нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни». Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества школьного образования Республики Казахстан. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Контекстом обновления цели и содержания отечественного школьного образования рассматриваются международные исследования PISA (Programmer for International Student Assessment), участником которых Казахстан являлся в 2009 и 2012 годах. Государственной программой развития образования РК на 2011-2020г. определены целевые индикаторы участия наших школьников в международных исследованиях PISA: 2015г.- 50-55 место, 2018г. - 40-45место. Актуальность темы обусловлена новыми требованиями к обучению математике на основе международных сравнительных исследований PISA направленных на формирование функциональной математической грамотности, что является необходимым условием социализации учащихся посредством применения конкретных моделей для конкретной ситуации. Цель: Рассмотреть и проанализировать новые требования к обучению математике на основе международных сравнительных исследований PISA. Задачи: 1. Изучение научной литературы, периодической печати, интернет ресурсов по теме доклада. 2. Изучение методической литературы при подготовке к международному исследованию PISA. 3. Разработка рекомендаций по выполнению требований к оценке функциональной математической грамотности школьника. Методы решения поставленной задачи: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Качественный анализ полученных данных. 3. Этапы разработки рекомандаций. Объектом исследования: деятельность учителя направленная на использование новых требований при подготовке к международному исследованию PISA. Предмет исследования: изучение новых требований к обучению математики на основе международных сравнительных исследований PISA. Участие Казахстана в данном международном исследовании позволяет получать сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки учащихся других стран мира, доступ к методикам, соответствующим последним мировым достижениям в сфере оценки качества образования, которые разрабатываются ведущими специалистами мира по проведению кросс-национальных исследований, оценке учебных достижений и анализу результатов исследования. В 2013 году ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности Общие результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых: 1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%); 2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2% от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16% участников); 3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%). Таким образом, результаты участия по ВКО в PISA свидетельствуют о том, что педагоги общеобразовательных школ нашей области дают хорошие предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Следовательно, учителя не владеют в достаточной степени эффективными методами формирования основ логического, критического и конструктивного мышления.[2] 24 апреля 2012 году в Коммунальном государственном учреждении «Средигорненская средняя школа» нашего Зыряновского района прошло Международное исследование PISA 2012, в котором приняли участие 8 учащихся 1996 года рождения (15-летние дети). У учащихся отмечался положительный психологический настрой. Все родители дали свое согласие на участие несовершеннолетнего в исследовании. Временные рамки исследования на бумажном носителе (3 часа 15 минут) были выдержаны. При собеседовании с учащимися после проведения исследования была получена информация: - задания исследования были средней степени сложности; - некоторые задания рассматривались ранее на уроках и дополнительных занятиях по подготовке к исследованию PISA; - количество заданий у учащихся было разным: от 52 до 57; - 75% учащихся отвечали на задания с интересом; - 25% учащихся пополнили свои знания новым материалом и его практическим применением в жизни; - 37% учащихся испытали трудность в заданиях, требующих высказываний математических суждений; - 25% учащихся отнеслись к исследованию как к обязательному учебному тестированию по предметам. По итогам анкетирования выяснилось, что учащихся не вызвало затруднений ответить на вопросы: О вас (секция А); О вашей семье и доме (секция В); Затруднения вызвали для учащихся одни из некоторых вопросы из следующих секций: Об изучении математики (секция С) - какова степень вашей уверенности при выполнении следующих математических задач? а) вычислить, сколько бензина потребляется машиной. -в вашем последнем табеле успеваемости, как Ваша оценка сравнивалась с проходным баллом в каждой предметной области? - в какой степени Вы знакомы со следующими математическими терминами? (учащиеся ответили никогда не слышали на понятия экспоненциальная функция, гипотетическое шкалирование, декларативная дробь, конгруэнтные фигуры) О вашем опыте изучения математики (секция Д) особый интерес вызвал ответ на вопрос где учащимся предлагают два способа получить деньги: Просто так получить 70000 тенге или подбросить монету. Если выпадет орел, вы получаете 130000 тенге, если же выпадет решка, то вы не получите ничего. О вашей способности решать поставленные задачи (секция Е) - учащиеся ответили на вопросы которые им подходят, т.е всегда придерживаются принятого решения, не откладывают решения сложных проблем, не всегда рассуждают логически. Не всегда связывают факты между собой. Так же анкеты заполняли администрация и учителя предметники нашей школы. Согласно требованиям к содержанию заданий PISA. Всего международный тест PISA-2012 включает 50 заданий по математике (85 вопросов), 13 - грамотности чтения (28 вопросов) и 28 - естествознанию (54 вопроса). Тестовые задания исследования направлены на предоставление участниками проекта как кратких, так и свободно-конструируемых ответов. Вопросы с вариантами ответов заданий составили незначительную часть международного теста. Формат каждого задания включает текст, а также таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты, различные инструкции. При этом тематические тестовые задания сопровождаются от 3- х до 6-и вопросами разного уровня сложности. Вопросы направлены на оценку способности школьников понять проблему, тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя не только знания той или иной предметной области, но и информацию из различных источников. [5] С какими проблемами столкнулись наши учащиеся при выполнение тестовых заданий по математики? 1. Полученные результаты в значительной степени объясняются отсутствием у учащихся опыта выполнения такой деятельности, что связано с особенностями системы упражнений в школьных учебниках. 2. В исследовании PISA в каждом задании дается достаточно объемное описание реальной ситуации и вопросы к ней, в которых не содержится намека на раздел курса математики, из материала которого надо выбрать метод решения поставленных проблем. 3. В большинстве заданий информация в описании предложенной ситуации приводится в различной форме (словесно, в виде рисунка, диаграммы, схемы, графика реальной зависимости). Как правило, полученное решение затем надо интерпретировать и оценить с учетом условий, приведенных в описании реальной ситуации. 4. Задания в казахстанских учебниках по математике, как правило, нацелены в основном на тренировку в использовании известных методов и алгоритмов в стандартных учебных ситуациях. 5. В учебниках задания приводятся к материалу конкретного раздела курса, тем самым связывая поиски решения с материалом данного раздела. Кроме того, содержание заданий, как правило, включает в основном краткое описание чисто математической ситуации, далекой от проблем, возникающих в реальной жизни, поэтому не требуется интерпретировать полученное решение с учетом условий реальной ситуации. Например, в задании Вращающая дверь требуется воспринять новую информацию – описание представленной реальной ситуации и интерпретировать ее геометрическую модель, чтобы вычислить длину искомой дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет 1/6 часть длины окружности двери. Для решения проблемы нужно вспомнить известную учащимся формулу длины окружности. Решение С= d*Пи=200Пи, 1/6* 200П=104,6 см. Ответ в пределах от 103 до 105. [Принимаются ответы, вычисленные, как 1/6 длины окружности, например, 100π/3, а также ответ, равный 100, но только в случае, если понятно, что этот ответ получен в результате использования =3]. Подобных задач нет в наших учебниках. Сложность задачи определяется наличием большого текста, в котором много новой для учащихся словесной информации, описывающей ситуацию. Информация представлена в различной форме: в виде текста, количественных данных и рисунков. Данные, нужные для решения, надо извлечь из разных частей текста. Слово «окружность» не упоминается в тексте задания, учащимся самим надо сообразить, что именно окружность, разделенная тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери. Результаты качества знаний составило по школе 46% по математике, по региону ВКО -47%. 2.Основная часть Содержание проверки математической подготовки 15-летних обучающихся основано на понятии математической грамотности. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: -распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредствам математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать эти проблемы, используя математические факты и методы; - анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; - формулировать и записывать результаты решения. В исследовании PISA учащимся предлагаются нетипичные учебные математические задачи, характерные для казахстанских мониторинговых исследований. Данные задания близки к реальным проблемным ситуациям, связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, в них предлагается информация о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, профессиональной деятельности, спорте и др.. Задачи требуют для своего решения большей или меньшей математизации. В соответствии с концепцией исследования, каждое задание соответствует одной из четырех содержательных областей, которые по согласованному решению стран-участниц выбраны в качестве базы для сравнения математической подготовки учащихся в разных странах: - количество; - пространство и форма; - изменения и отношения; - неопределенность. Состояние математической грамотности учащихся, кроме владения материалом выделенных содержательных областей, характеризуются уровнем развития «математической компетентности». Математическая компетентность учащихся определяется в исследовании как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. В исследовании выделяются три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Для описания уровней математической компетентности в исследовании выделены соответствующие им виды деятельности: а) воспроизведение, определения и вычисления; б) связи и интеграция, необходимые для решения проблемы; в) математизация, математическое мышление, обобщение и интуиция. В целом эти виды деятельности перечислены по возрастанию трудности. Однако это не значит, что для выполнения последующего вида деятельности надо обязательно мастерски владеть предыдущими видами. Например, не обязательно мастерски владеть вычислениями, чтобы владеть математическим мышлением. 1. Первый уровень компетентности: Воспроизведение, определения, вычисления. Первый уровень компетентности включает виды деятельности, которые проверяются во многих стандартизированных тестах, а также в сравнительных международных исследованиях в основном с помощью такой формы заданий, как задания с выбором ответа. Этот уровень компетентности связан со знанием фактов, воспроизведением свойств, узнаванием эквивалентных математических объектов, выполнением стандартных процедур, использованием стандартных алгоритмов и развитием технической стороны алгоритмических умений. Приведем примеры задач первого уровня: 1. В магазине детских игрушек продают двухколесные и трехколесные велосипеды, причем тех и других поровну. Сколько колес может быть у всех велосипедов вместе? А) 16; В) 24; С) 25; D) 28; Е) 33. Решение. Так как количество двух- и трехколесных велосипедов одинаково, то число колес у всех велосипедов должно быть кратно 5. Правильный ответ С. 2. Сколько процентов сэкономит покупатель, если во время распродажи зимнюю куртку можно купить за 3 тыс. тг, а в сезон эта же куртка стоила 7,5 тыс. тг? А) 60%; В) 150%; С) 90%; D) 87,5%; Е) 78,5% Решение. Так как стоимость куртки после скидки стала на 4,5 тыс тг меньше, то следует узнать, сколько процентов составит эта разница от первоначальной цены, то есть от 7,5 тыс тг. . Правильный ответ А. 3. Трое друзей собрались в поход. Сложились и купили палатку. Первый заплатил 60% от общей суммы, второй 40% оставшейся суммы, а третий последние 30 долларов. Сколько стоит палатка? Сколько заплатил каждый из друзей? А) 120долл.; В) 150долл.; С) 90долл; D) 125долл; Е) 100 долл. Решение. Предположим х долларов – стоимость палатки, тогда первый заплатил 0,6х, а второй – 0,4(х-0,6х)=0,16х, значит, третьему осталось заплатить х-(0,6х+0,16х)=0,24х. Зная, что третий заплатил 30 долларов, составим уравнение: 0,24х=30, откуда х = 125. Стоимость палатки 125 долларов. Правильный ответ D. 2. Второй уровень компетентности: Связи и интеграция с целью решения поставленной проблемы. Второй уровень компетентности включает установление связей между различными областями, разделами и темами математики и интеграцией их материала с целью решения несложных задач. Эти задания нельзя отнести к стандартным, однако они не требуют значительной математизации, представленной в них ситуации. В рамках этого уровня компетентности учащиеся должны проявить умение представить присутствующую в условии задания информацию в соответствии с данной ситуацией и согласно вопросу, поставленному в задаче. При установлении связей между материалом из различных разделов математики от учащихся требуется умение различать и соотносить определения, условия, доказательства, утверждения, примеры. В этот уровень компетентности включается также умение раскрывать и интерпретировать смысл записей, сделанных на формализованном языке с использованием различных символов, перевести их на обычный язык. В условиях задач, которые отнесены к данному уровню компетентности, часто предлагается некоторая ситуация, требующая от учащихся принятия решения, связанного с особенностями данной ситуации. Задачи второго уровня: 1.На развитие бизнеса два партнера выделили 50 тыс тг. В связи с изменением цен на рынке первый увеличил свой вклад на 30%, второй – на 70%. В итоге сумма их общего вклада стала равной 81тыс тг. Какую сумму внес каждый из партнеров? Решение. Данная ситуация может быть смоделирована в виде системы линейных уравнений с двумя переменными. Пусть х тыстг – вклад первого партнера, у тыстг – вклад второго. После увеличения первый внес 1,3х, а второй – 1,7у. Получаем систему: Решая систему, получаем . Итак, первый внес 13 тыстг, второй – 68 тыстг. 2. Три друга играют в игру: ведущий раздает 8 карточек, пронумерованных от 1 до 8 двум играющим. Первому – 3 карточки, второму -5 карточек. Оказалось, что сумма номеров карточек у них одинакова. Третий участник игры утверждает: 1)три карточки с нечетными номерами у второго игрока; 2) карточка с номером 2 у второго игрока; 3)карточка с номером 1 не у первого игрока. Прав ли он? Решение. Поскольку суммы номеров у игроков одинаковые, то они составят половину суммы всех чисел от 1 до 8, то есть 18. У игрока с тремя карточками это могут быть карточки с номерами 5, 6 и 7; 4, 6 и 8 или 3, 7 и 8. В остальных случаях суммы получаются менее 18. Значит, у второго игрока могут быть карточки с номерами 1, 2, 3, 4 и 8; 1, 2, 3, 5 и 7 или 1, 2, 4, 5 и 6 соответственно. Таким образом, первое высказывание неверно, второе верно, третье верно. Ответ: 1)нет, 2) да, 3) да. 3. Математик, свидетель дорожно-транспортного происшествия, запомнил, что номер машины виновника ДТП – четырехзначное число, которое делится на 19 и оканчивается на 19. Сколько машин должны проверить работники автоинспекции, чтобы установить виновника ДТП? Решение. Пусть номер автомобиля число А = , тогда А – 19 также число, кратное 19. С другой стороны А – 19 = = × 100. Числа 19 и 100 взаимно простые, значит, число сотен также должно делиться на 19. Таких чисел всего пять: 19, 38, 57, 76 и 95. Следовательно, нужно проверить автомобили с номерами 1919, 3819, 5719, 7619 и 9519. 3. Третий уровень компетентности: Математизация, математическое мышление, обобщение, интуиция. На третьем уровне компетентности от учащихся требуется математизировать предложенную ситуацию: узнать и извлечь из условия математическую часть, заключенную в предложенной информации, и использовать математику для решения проблемы, самостоятельно разработать, проанализировать и интерпретировать созданную математическую модель ситуации, разработать свой способ решения и его математическую аргументацию, включая необходимые доказательства и обобщения. Эта деятельность включает критическое мышление, анализ и размышления. Учащиеся не только должны быть способны решить предложенную проблему, но также и сформулировать ее в соответствии с рассматриваемой в задаче ситуацией, а также обладать глубоким пониманием сути и возможностей математики как науки. Этот уровень компетентности является сердцевиной математической грамотности и представляет значительные трудности для тестирования. Для оценки его достижения непригодны задания с выбором ответа. Больше всего подходят для этого задания со свободным ответом, разработка и оценка выполнения которых весьма затруднительна. Задача третьего уровня: Банк ОГОГО меняет тенге на тугрики по 3000 тенге за тугрик, и еще берет 7000 тенге за право обмена независимо от меняемой суммы. Банк ЙОХОХО берет за тугрик 3020 тенге, а за право обмена берет 1 тугрик (тоже независимо от меняемой суммы). Турист установил, что ему все равно, в каком из банков менять деньги. Какую сумму он собирается менять? Решение. Предположим, турист собирается получить х тугриков. В банке ОГОГО он заплатит за них (3000х + 7000) тенге, а в банке ЙОХОХО – 3020(х + 1) тенге. Составим и решим уравнение 3000х + 7000 = 3020(х + 1), откуда получаем х = 199. Таким образом, турист располагает суммой, равной 3020×200 = 60400. Ответ: турист собирается менять 60400 тенге, за которые он получит 199 тугриков. Пути решения проблем 1. В учебном плане инвариативной части составлены прикладные курсы направленные на формирование математической грамотности школьника. Мною разработана программа курсов «Решение текстовых задач» 10 класс, «Решение задач с помощью графов» 9 класс. 2. С целью решения обозначенных проблем администрацией нашей школы был проведен практико-ориентированный семинар. 3. После проведения исследования PISA 2012 и анализа выявленных проблем коллектив нашей школы во главе с администрацией пришли к выводу о необходимости работать над единой методической темой: Формирование ключевых компетенций в условиях использованиях современных технологий. 4. Система работы по формированию математической грамотности на уроках математики. В частности на своих уроках при поурочном планировании за основу беру таблицу формирования ключевых компетентности учеников на разных этапах урока, которая позволяет мне развивать конкретные ключевые компетенции на каждом из этапов урока. (см.приложение) 5. Работа над проблемной темой: Развитие критического мышления. Решение проблемной темы раскрывается через использовании активных методов обучения: метод проектов, работа с текстом, проблемное обучение, применение игровых технологий, что способствуют к подготовке к международному исследованию PISA. Министерством образования и науки Республики Казахстан определены следующие требования к знаниям и умениям учащихся в целях развития их математической грамотности: использовать справочные материалы, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе; применять систему алгебраических знаний, умений и графические навыки в различных жизненных ситуациях; находить, анализировать, обрабатывать, синтезировать информацию; пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев; применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах; аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы; работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики; решать практико-ориентированные задания, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; анализировать реальные числовые данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; пользоваться современными информационными технологиями в качестве инструментария решения математических задач прикладного характера. Говоря о требованиях нельзя не сказать о том, что учащися, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине, то есть использование сведений из разных областей знаний подразумевает не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. В помощь учителям разработаны методические пособия по развитию математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS, которые размещены на сайте Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (www.nao.kz). В них даны методические рекомендации и включены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся. Для разрешения сложившейся ситуации учителям математикам необходимо следовать предлагаемым рекомендациям: Формировать правильную и чёткую математическую речь. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа. Выделять предметную составляющую при решении текстовых задач, показывать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывали трудности по нескольким причинам: сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Демонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований. Организовывать групповую или самостоятельную индивидуальную работу учащихся с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический и наоборот. Давать такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д. Например, при изучении тем «Трапеция», «Многогранники» учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов Создавать проблемные ситуации, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Разрабатывать индивидуальные маршрутные листы для учащихся с различным уровнем обучаемости. Использовать стратегии активного обучения: а) метод проектов По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. б) игровые технологии Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (ребусы, кроссворды, ролевые игры). в) проблемное обучение Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура. г) работа с текстом Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с научными текстами, справочными материалами. Использовать приемы технологии развития критического мышления: а) кластер Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации. б) постер Типичный постер содержит как графические, так и текстовые элементы, тем не менее, он может содержать только графику или только текст. Постеры разрабатываются так, чтобы притягивать взгляд и при этом доносить некую информацию по заданной теме. в) синквейн Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. г) маркировочная таблица ЗХУ или ЗУХ Одна из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. д) «Фишбоун»- "рыбный скелет" Голова - проблема - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы- причины возникновения изучаемой проблемы, нижние косточки — суть понятии- по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. е)“Ромашка” Блума (как вариант Д/З) 3.Заключение В настоящее время в нашей стране идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Таким образом, в целях соответствия данным требованиям учителя математики приходят к выводу, что специально подобранные упражнения, учебные тексты и индивидуальные домашние задания способствуют развитию математической грамотности учащихся, и как следствие ведут к развитию их функциональной грамотности. Кроме того, высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям. В своем выступления я представила небольшие крупитцы опыта участия в междунаровном исследовании PISA, где выявила проблемы которые я буду решать в своей пед деятельности. Список использованной литературы 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2012 г. 2. Основные результаты Международного исследования PISA 2012,министерство образования и науки республики Казахстан, Национальный центр образовательной статистики и оценки. 3. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, НЦОСО, 2013. 4. Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан http://www.edu.gov.kz 5. Сайт Национального центра образовательной статистики и оценки МОН РК http://www.bilimstat.edu.kz 6. Официальный сайт PISA OESD http://oesd.org/pisa 7. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году» 8. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов. Донецк : «ЕАИ-пресс», 2001. - 160 с. 9.Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8 – 14. 10.Ермоленко, В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. М.: ИТОП РАО, 1999. - 228 с. 11.Клустен Д. Что такое критическое мышление? М. : ЦГЛ, 2005. - С. 7-12. 12.Конасова, Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. СПб. : КАРО, 2006. - 112 с. 13.Перминова, Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология. СПб., 1998. -52 с. Источник: http://Sredigornoe@yandex.ru | |
Просмотров: 2319 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|