Внеклассное мероприятие - математический КВН "Час фортуны". Цели: развивать математические способности, сообразительность,логическое мышление, развивать навыки общения, умения работать в коллективе; расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету. Оформление: плакаты с высказываниями: 1. «Математика – царица всех наук». К.Ф.Гаусс. 2. «Величие человека в его способности мыслить». Б.Паскаль. 3. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Б.Паскаль. Математические газеты, шары. Ход игры I. Представление команд. Ведущий: - Внимание! Внимание! Приглашаем всех на праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку. Сегодня у нас КВН. Наши команды уже прибыли. Приветствуем их! (Под аплодисменты и музыку В.Шаинского к песне «Дважды два – четыре» входят команды. У каждого участника команды эмблема). Ведущий: - Попросим капитанов представить команды. - 1) Команда БАМ (будь активным математиком). Наш девиз: «Будем активно мыслить!» (Приветствие): - «Сегодня в КВН мы выиграть хотим. И просто так победу не дадим. Придется попотеть и постараться. За каждое очко мы будем драться». - К этому мы готовы. (Песня): Если хочешь победить, то решайся. Память, волю напряги, Решать задачи ты старайся, Если хочешь победить. 2) Капитан второй команды: - Команда ОМУТ (отряд мучеников умственного труда). - Наш девиз: «Пусть ум победит силу!». (Приветствие): - «Пусть сильней кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания». (Песня): Позабыто все на свете, Сердце замерло в груди. Только цифры, Только знаки – И победа впереди! II. Ведущий. - Мы видим, что команды готовы и рвутся в бой. Но прежде разрешите представить вам членов жюри. (Представляет). Капитан команды БАМ: - Дорогие наши судьи, Мы хотим вас попросить, Справедливо, беспристрастно Состязание судить! Капитан команды ОМУТ: - Почтенное жюри – вы наши судьи, И призваны, чтоб спор наш рассудить. И в этом состязании нелегком Сильнейшего из нас определить. III. Ведущий. - Наше соревнование мы начинаем с разминки. Каждой команде будет предложено по пять сравнительно простых задач на смекалку. Задача оценивается в 2 балла и на ее решение дается не более 1 минуты. Если команда не знает ответа, ей могут помочь болельщики. Тогда 1 балл – команде и 1 балл – болельщику. Наиболее активные болельщики будут отмечены. Задачи. 1. Из Астаны в Караганду вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Караганды в Астану вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Астаны в момент встречи? (На одинаковом расстоянии) 2. Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (5,5 – запятую). 3. На поверхности пруда растут кувшинки. Площадь, которую они занимают, с каждым днем удваивается. Весь пруд зарос кувшинками через 20 дней. Через сколько дней заросла половина пруда? (Через 19 дней). 4. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на две ноги? (5кг) 5. От куска материи длиной в 200м. каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней). 6. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50). 7. Разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Одно яблоко отдать с корзиной). 8. В семье у каждого из четырех братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (5 детей). 9. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет подстричь двух французов, чем одного немца? (2 человека заплатят больше, чем один). 10. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же направлении дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Дыма нет). (Каждая задача записана на отдельной карточке. Представители команд поочередно вытаскивают задачи. Команда решает задачу и называет свой ответ). Ведущий. - Для оглашения результатов разминки предоставляем слово жюри. (Выступает член жюри). IV. Игра с болельщиками. Ведущий. - Сейчас я прочту вам стихотворение. Вы его внимательно слушайте. Самый внимательный выиграет приз. Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три» (хлопнуть в ладони) Приз немедленно бери! Однажды щуку мы поймали Распотрошили, а внутри… Рыбешек мелких увидали И не одну, а целых…две. Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два, марш!» Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, а лучше…пять! Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать. Но что ж вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность брать?! V. Ведущий - А теперь проверим домашнее задание. На дом командам было задано решить задачу, найти три высказывания о математике, подобрать две задачи для другой команды, пословицы и поговорки с числительными. Максимальная оценка 10 баллов. (По одному человеку от каждой команды записывают решение домашней задачи на доске). Задача команды БАМ: На две партии разбившись, Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась; Криком радостным двенадцать Воздух свежий оглашали. Вместе сколько, ты мне скажешь, обезьян там было в роще? Решение. Пусть общая численность стаи х обезьян. Составим уравнение: (x/8)2 +12=х; откуда х1=48, х2=16, Задача имеет два положительных решения: в стае могло бы быть или 48 обезьян, или 16. Оба ответа вполне удовлетворяют задаче. Задача команды ОМУТ: Найти три последовательных числа, отличающихся тем свойством, что квадрат среднего на 1 больше произведения двух остальных. Решение. Если первое из искомых чисел х, то уравнение имеет вид: (х+1)² = х(х+2) +1. Раскрыв скобки, получаем равенство х²+2х+1 = х²+2х+1, из которого нельзя определить величину х. Составленное нами равенство есть тождество; оно справедливо при любом значении входящей в него буквы, а не при некоторых лишь, как в случае уравнения. Значит, всякие три последовательных числа обладают требуемым свойством. В самом деле, возьмем наугад числа: 17,18,19. Мы убеждаемся, что 18²-17 19=324 – 323=1. Заслушиваются высказывания о математике, проверяется решение домашней задачи, затем команды поочередно предлагают друг другу свои задачи, которые они готовили для соперника, зачитываются пословицы и поговорки. VI. Игра с болельщиками «Каждой руке – свое дело». Вызываются по одному человеку от каждой команды болельщиков. Задание: нарисовать левой рукой 3 треугольника, правой – 3 окружности, одновременно. Кто быстрее и лучше нарисует получает 1 балл. VII. Ведущий. - Предоставим слово жюри. Оценки за домашнее задание и общая оценка каждой команды. Ведущий. - Начинаем конкурс капитанов. За каждый правильный ответ – 3 балла, команда может помочь капитану, тогда оценка 2 балла, если выручают болельщики, то 1 балл болельщику и 1 балл капитану. (Капитан вытаскивает вопросы из конвертов. В конверте по 2 вопроса). I конверт. 1) Кому принадлежит высказывание: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? (М.В.Ломоносов). 2) Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру.(Архимед). II конверт.1) Что больше: 10²º или 20¹º? (10²º>20¹º). III конверт. 1) Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне? (60º, 120º, 60º, 120º). 2) В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин? (В прямоугольном). Ведущий. - Уважаемые жюри, сколько очков принесли капитаны своим командам? VIII. Игра «Не собьюсь!» Каждый играющий должен внимательно считать, начиная с 1, при этом будет указана цифра, которую при счете нельзя называть, причем не только ее, а и такие числа, которые на нее делятся и в которые она входит, вместо них надо сказать «Не собьюсь». Считать нужно в быстром темпе, т.к. учитывается время, затраченное на счет. IX. Ведущий. - А теперь состязание команд. (Каждая команда получает карточку с одинаковыми заданиями. Побеждает та команда и получает 5 баллов, которая за 5 минут правильно выполнит большую часть задания. Оценка другой команде – по усмотрению жюри). Задачи командам. 1. В клубе 28 рядов по 32 кресла в каждом ряду. Все места пронумерованы, начиная с первого ряда. В каком ряду находится №375? (В 12-м ряду). 2. На какие два числа, кроме одного, делятся без остатка следующие числа: 888, 777, 666, …, 111? (На 111 и 3). 3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Будет ночь). 4. Вычислите простейшим образом: 1,2345²+0,7655²+2,469 0,7655. ((1,2345+0,7655)²=2²=4) 5. Как изменится площадь треугольника, если каждую его сторону увеличить в 2 раза? (Площадь увеличится 4 раза). Х. Ведущий. Пока команды решают задания, проведем конкурс болельщиков. Каждая задача оценивается в 1 балл. Задачи болельщикам. 1. Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу 12 ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке – кошка. У каждой кошки 12 котят, У каждого котенка в зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград? (Ни одного). Глупый, глупый Кондрат! Он один шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, С мышами и кошками Шли навстречу ему – В Кострому! 2. Кто быстрее устно найдет произведение: (по одному человеку от каждой команды болельщиков). а) 5•25•23•11•2•4 (253 000) б) 11•25•5•34•4•2 (374 000) 3. Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9, чему равен угол в квадрате? (90º, прямой). 4. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Родился 29-го февраля). 5. Какие числа являются сторонами египетского треугольника? (3,4,5) 6. Ведущий называет числа, болельщики на 1 больше. Последнее названное число 1099.(1100). XI. Проверяются решения задач командами. Жюри оценивает. Подводится общий итог. XII. Ведущий. -Знаете ли вы, что такое лист Мёбиуса? (Выходит два ученика команды «БАМ», их выступление). I. – Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки? II. – Значит, ее можно было бы надевать с двух сторон? Это было бы не плохо. I. – Нет, тут дело посложнее: рубашка с одной только стороной. II. – Не морочь мне голову. Таких рубашек не бывает. – Конечно, я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр (свертывает в трубочку листок бумаги и показывает его товарищу). Он представляет собой двустороннюю поверхность. Если двигаться по одной поверхности, то, не пересекая «границы» нельзя очутиться на другой стороне, т.е. внутри цилиндра. А теперь посмотри. (Берет длинную прямоугольную полоску бумаги и склеивает ее особым образом). Я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду водить карандашом по ней вправо. II. – И надеешься придти в ту же точку, но на другой стороне этого места? Этого не может быть никогда. I. – Эх, Фома неверующий. Смотри! (Проделывает обход, и все видят, что карандаш оказался «с другой стороны»). Если хочешь, убедись сам. (Второй ученик тоже проделывает этот опыт, а за ним любой желающий). I. – Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрели независимо друг от друга в 1858-1865г.г. немецкие математики А.Ф.Мёбиус и И.Б. Листинг. Ныне эта кривая поверхность называется листом Мёбиуса. А изучает такие поверхности особая ветвь математики – топология. (Показывается эксперимент по разрезанию листа Мёбиуса по средней линии и аналогичном разрезании цилиндра). Команда «ОМУТ» показывает инсценировку стихотворения «Треугольник и квадрат»: Жили-были два брата: Треугольник с квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: «Почему бы злишься, брат?» Тот кричит ему: «Смотри, Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя их все четыре!» Но квадрат ответил: «Брат! Я ведь старше. Я – квадрат». И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней». Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Уходя сказал: «Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратом, А проснешься без углов». Но наутро младший брат Страшной мести был не рад: Поглядел он – нет квадрата… Онемел…Стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! XIII. Ведущий. - К сегодняшней игре наши команды выпустили математические стенгазеты. Просим жюри оценить их и подсчитать общее количество баллов. Максимальная оценка газеты 2 балла. XIV. Подведение итогов. Вручение почетных грамот и приятных подарков.
|