Тема: « Сложение и вычитание в пределах 10. Обобщение».
Цели урока: 1. Отрабатывать умения учащихся выполнять действия сложения и вычитания над числами первого десятка в процессе выполнения всевозможных действий с числами и величинами, при решении задачи и уравнения. 2. Развивать вычислительные навыки, математическую речь, а также совершенствовать навыки письма. 3. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке, интерес к предмету, активность, раскрытию духовно- нравственных ценностей в жизни казахского народа.
Оборудование: наглядность для оформления доски (рисунки юрт, чабана, овец, гор), индивидуальные карточки с заданиями (для самостоятельной и домашней работы), нац. костюмы для героев.
Тип урока: урок совершенствования ЗУН учащихся.
Методы: словесный, наглядный, практический, метод контроля.
Формы: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
План урока. 1. Организация урока(1 мин.) 2. Сообщение целей урока(1 мин.) 3. Минутка чистописания (2 мин.) 4. Устный счёт (5 мин.) 5. Индивидуальная и фронтальная работа (8 мин.) 6. Решение задачи (8 мин.) 7. Физминутка (2 мин.) 8. Составление и решение уравнения (8 мин.) 9. Самостоятельная работа (5 мин.) 10. Обобщение (2 мин.) 11. Итог урока (1 мин.) 12. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока. 1. Организация класса, установка на положительные эмоции и результат Собирает нас звонок На замечательный урок! Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Садитесь!
2. Сообщение целей. Отгадывание загадки: В этом доме нет угла. Вот уж рай для неслуха! И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь! (Юрта) - Ребята, вы знаете, что это за жилище? Идёт беседа о роли юрты в жизни казахов.
3. Минутка чистописания. (Демонстрация и показ учителем рисунка «юрты» по клеточкам)
4. Устный счёт «Собираем юрту». Дети берут части, составляющие юрту, решают примеры, повторяют правила, записанные на частях, а также читают название каждой составляющей юрты (кереге, шанырак, сыкырлаук, кииз, тундик).
Чтение стихотворения учеником: Юрту белую слегка Ветерок тревожит… Лёгкий дом издалека Путник видеть может. Юрта солнышком полна, Места в ней немало Будто облако она, Что с небес упало.
5.Индивидуальная и фронтальная работа. - Давайте ребята мы ещё поставим юрты. К доске вызываются 4 ученика, которые получают маленькие «юрты», на которых записаны задания разных видов вычисления и разной сложности. Дети работают у доски самостоятельно, проводится коллективная проверка.
а) Решение буквенного выражения: Записать разность числа 8 и а, найти значение разности, где а = 7, 5, 1, 8. б) Решение примеров в пределах 10, чтение записи по-разному. 4 + 6 10 – 7 2 – 2 0 + 3 8 – 0 6 + 1 в) Сравнение выражений. 10 – 8 … 3 + 0 5 + 2 … 6 + 1 4 + 3 … 9 - 2
г) Перевод из одной величины измерения длины в другую. 1дм = …см 40 см = …дм 7дм = …см 15см = …дм…см
С остальными детьми работает учитель.
Юрта – это круглый дом С комнатой одною. Обошёл её кругом, Пёс бежал за мною. Много места для игры. Чисто и прохладно, А кругом висят ковры, Пригнанные ладно.
Повторяем геометрический материал через убранство юрты (выделяем особенности геометрических фигур). Прямоугольники: ковёр, кошма на полу, одеяло, шкаф, сундук. Круг: стол, пиала.
Обобщение о проделанной работе в целом. На доску дополняются маленькие «юрты», прикрепляется всадник (чабан) и овцы.
Чтение стихотворения: На лугу, средь горных скал, Хорошо овчару. На джайляу выпасал Дедушка отару. Месяц тёплый наступил, Сны лучами растопил, Ясный путь весне открыл, Заспешил по склонам. Юрту дедушка разбил На лугу зелёном. - Расставив юрты на выбранном месте, казахи заваривали чай, пекли баурсаки, варили мясо и приглашали в гости. Следующее задание связано с традицией печь баурсаки и угощать гостей ими.
6. Решение задачи. Две девочки в национальных костюмах выходят и начинают диалог с учениками. - Мы сегодня рано встали, только луч скользнул по травке. - Из муки, из белоснежной замесили тесто мы. - Получилось тесто пышным, лёгким, словно шерстка у овечки. - В казане в жиру кипучем напекли мы баурсаков.
- А, решив задачу эту, вы узнаете, сколько всего баурсаков напекли девочки.
Задача: «Зарина приготовила 6 баурсаков, Камила - 4 баурсака. Сколько всего баурсаков приготовили девочки?» (задачу с комментированием решаем у доски)
7. Физминутка на казахском языке.
8. Составление и решение уравнения. Используя рисунок чабана и овец, составляем уравнение по заданию: « Дедушка пригнал с джайляу 5 овец, а следом идут ещё несколько овечек. Сколько овец идёт следом, если всего у дедушки было 10 овец?» 5 + х = 10 (решение с объяснением)
- В старину у казахов овцы были не только пищей, но их использовали как средство оплаты за труд, как подарок на праздник. И сегодня вы тоже получите овечку, но не простую, на ней задание, его нужно выполнить.
9. Самостоятельная работа. Дети решают на «овечках» примеры из нескольких действий. 6 – 5 + 4 = 4 + 0 – 1 = 1 + 7 – 3 = 9 – 9 + 0 =
10. Обобщение. - Мы сегодня хорошо поработали, вы много узнали о том, как составляется юрта, как называются части юрты. Назвали некоторые предметы убранства юрты. Поговорили о гостеприимстве казахского народа. Выяснили роль овец в жизни казахов.
11. Итог. - Вы ребята хорошо работали, порадовали и меня, и гостей. Получили много оценок. Урок окончен.
12. Домашнее задание (каждому ребёнку выдаётся карточка с заданиями).
|