Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Зачем решать задачи
Зачем решать задачи?
В нынешнее время все большей и большей степени от работника требуются не только фундаментальные общие и специальные знания, но и способность трудиться творчески, проявлять деловую инициативу, способность к непрерывному самообучению и самообразованию. Именно эти качества человека обуславливают успешность его адаптации к многообразию и динамике современного общества и производства.
Активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса математики способствует эффективное использование задач, которые являются важнейшим средством формирования у учащихся системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности в процессе изучения математики, средством их математического развития.
Решая математические задачи, представленные в продуманной математической системе, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Это проявляется, например, в умении видоизменить задачную ситуацию с целью создать условия применимости того или иного метода, приема; в умении изобретать новые приемы и эвристики для решения задач; в умении выделять и накапливать потенциально полезную информацию; в умении конструировать на базе данной задачи новые, в умении осуществлять самоконтроль, исследовать результат решения и т.п.
Основные затруднения при решении задач возникают у учащихся прежде всего на начальном этапе процесса решения и на этапе поиска плана решения. Вместе с тем очень часто задача оказывается трудной лишь потому, что учащийся привык работать над задачей в ситуации выбора, т.е. отбирать одну из известных ему альтернатив (способ решения, теоретических положений), полагаясь на свой прошлый опыт.
Опыт показывает полезность постановки специальных задач подобранных серий задач, связанных с изучением учебного материала, с целью обучения учащихся целенаправленному накоплению знаний и опыта и последующему их эффективному использованию в процессе решения новых для них задач.
Изучаемые учащимися теоретические положения дают возможность применить к решению одной и той же задачи различные способы.
«Нужно отремонтировать три шоссейные дороги длиной 80 км, 95 км, 115 км. Определить затраты на ремонт каждой дороги, если расходы на ремонт 1 км пути одинаковы и если на ремонт первой дороги отпущено на 1 800 тыс тг меньше, чем на ремонт второй дороги».
1 способ.
95-80=15 (км) – разница между 1 и 2 дорогами.
1800:15=120 (тыс тг) – на км пути
120∙80=9600(тыс тг) – затраты на 1 дорогу.
120∙95=1140 (тыс тг) затраты на 2 дорогу.
120∙115=13800(тыс тг) затраты на 3 дорогу.
Для решения задачи этим способом достаточно знать действия над натуральными числами.
2способ ( с использованием дробных чисел)
95:80=1 15/80=13/16 (длина первой дороги принята за 1)
115:80=1 7/16 (то же самое)
1 3/16-1=3/16 (приходится на 1800 тыс тг)
1800:3/16=9600(тыс тг) – затраты на 1 дорогу.
9600+1800=11400 (тыс тг) – затраты на 2 дорогу.
9600:1 7/16=13800(тыс тг) затраты на 3 дорогу.
3 способ (составление уравнения)
Пусть х тыс.тг затратили на ремонт 1 км пути. Имеем уравнение:
95х-80х=1800;
15х=1800;
Х=120(тыс тг) на км пути
120∙80=9600(тыс тг) – затраты на 1 дорогу.
120∙95=1140 (тыс тг) затраты на 2 дорогу.
120∙115=13800(тыс тг) затраты на 3 дорогу.
4 способ (с использованием диаграммы)
Пусть одна клетка тетради соответствует 5 км пути

19-16=3 клетки соответствуют 1800 тыс тг
1800:3=600 (тыс тг) соответствует 1 клетке
600∙16=9600 (тыс тг) – затраты на 1 дорогу.
600∙19=1140 (тыс тг) затраты на 2 дорогу.
600∙23=13800(тыс тг) затраты на 3 дорогу.
Обучение различным приемам решения задач является полезным средством повышения эффективности усвоения знаний, предусмотренных программой.
Какой может быть вывод? Он очень прост: учащиеся, решающие задачи на уроках математики, увеличивают свои знания и свой кругозор гораздо быстрее, чем те, кто лишь слушает и записывает слова преподавателя.
Категория: Математика | Добавил: AminkaKusainova (2015-09-10) | Автор: Зачем решать задачи? E
Просмотров: 1847 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-11-18, 6:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко Информатика флипчарт животные новый год творчество логика геометрия глагол задачи Казахские пословицы Физика Зима язык Алгебра класс здоровый образ жизни педагогика стихи МАТЕМАТИКА Урок праздник музыка доклад программа литература география природа семья воспитание осень игра загадки Начальная школа Тест трудовое обучение технология Сказка ЗДОРОВЬЕ вода путешествие Оксана 8 марта искусство Английский язык театр психология учитель мир 3 класс Биология Классный час ЕНТ выпускной Школа 1 класс русский язык ЕГЭ Тесты ХИМИЯ начальные классы дети экология астана дошкольники любовь день учителя казахский язык самопознание английский родители добро Конспект спорт патриотизм дружба концерт история обучение чтение немецкий язык краеведение библиотека тренинг хореография разработка Физическая культура English Великая Отечественная Война Игры КВН логопедия Интеграция песня Детский сад День Победы воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru