Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках математики
КГУ «Темиртауский профессионально-технический колледж»

ДОКЛАД

«Способы активизации мыслительной деятельности на уроках математики»

Подготовила: Созинова Л.З.-
Преподаватель математики

Темиртау
2014 

Активизировать – значит побудить к активности, усиливая деятельность, оживить (из толкового словаря русского языка – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов).
Исходя из этого – ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед студентами спектр приложений математических знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Формы активизации мышления при проведении организационного момента урока

В своей педагогической практике я применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать мыслительную деятельность студентов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от материала изучаемого, темы, особенностей группы и изучаемой профессии.
Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною:

Я уделяю большое значение организационной части урока, провожу в разной форме организационный момент.
Привожу здесь свои наработки:
А) Устный счет(учитель поочередно показывает классу карточки и просит вычислить примеры)

Б) «Карточки – форточки»

В) очень помогают активизировать учащихся в начале урока « диктанты». Они бывают разные:
1.ИМЕННОЙ ДИКТАНТ
«Назови знак»( я показываю карточку со знаком, они пишут название)
2. НЕМОЙ ДИКТАНТ
Показывается карточка с заданием, студенты записывают ответ в виде символов


3. ОТКРЫТЫЙ ДИКТАНТ
«Продолжи предложение»
1. Раздел геометрии изучающий фигуры в пространстве называется…..

2.Основными понятиями стереометрии являются ……

4.Графический диктант( Студенты отвечают на вопросы ответами «да» или «нет», затем обрабатывают ответы 1 –да, 0-нет и выписывают последовательность цифр, учитель проверяет)

Г) Карточки «Найди ошибку»( показывается пример с ошибкой )

Д) Карточки «Найди пару»( можно вывесить на доске заранее)

В организационной части урока использую разнообразную форму подачи материала в виде таблицы, схемы, логические квадраты, блок – схемы, лабиринты, удивительные квадраты. Здесь же используется нематематическая информация и кроме вычислений содержатся вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что? Почему? Как?».
Активизация мыслительной деятельности при изучении нового материала и закреплении

1)Задачи, связанные с жизненной практикой
2) Задачи, связанные с профессией
3)Задачи экологического и экономического содержания
4)Задачи с переформулированным условием
Большинство школьных задач не вводят школьников в условия жизненных ситуаций, поэтому использую в своей практике переформулированные задачи, чтобы вызвать интерес. Т.е. переформулировать задачу так, чтобы она была проблемной, включая элементы, вызывающие у студентов чувство удивления, сомнения. Например, при вычислении объема шара, прошу их вычислить объем земли, если известен радиус земного шара.
5)Задачи, осуществляющие связь с другими предметами

6)Задачи по готовым рисункам
На своих уроках алгебры и геометрии использую задачи по готовым рисункам
7)Занимательные задачи
8)Задания, развивающие кругозор ( «Угадайте название насекомого…..»)

Активизация мыслительной деятельности при сдаче зачета

1)Карточки-инструкторы
2) Карточки по образцу
3) Карточки-информаторы

Активизация мыслительной деятельности при проведении контрольных работ

1.Плакаты с похожими решенными задачами
2.Таблицы с формулами
3.Анализ решения задачи( особенно по геометрии)

Заключение

В данной работе предложены те средства активизации мыслительной деятельности студентов, которые с успехом применяю на своих уроках. Изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, пришла к выводу, что заинтересовать детей существует средств немало. В конечном итоге пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких – либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого учителя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап вливался в другой и ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
2. Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.
3. Все, что говорит учитель – воплощать в наглядность и не просто иллюстративную, а в такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связь между понятиями.
4. На уроке должно быть интересно. Учитель должен своей эмоциональностью передать свой положительный заряд студентам, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
5. Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление студентов средствами своего предмета.
6. Стараться на уроке обратиться к каждому студенту по несколько раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.
Категория: Математика | Добавил: Луиза1853 (2015-10-09) | Автор: Созинова Луиза Зиннуровна E
Просмотров: 949 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru