Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Математическая викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и сложных задач Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко! Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как? И почему? Кто? Что? Когда? И где? Р.Киплинг. Прошу игроков занять свои места. (По 2 человека из каждого класса – 8 человек). Итак, правила игры: 1. Игра состоит из 10 раундов. 2. В каждом раунде знатокам предлагается в-с из сектора, выпавшим на игровом столе. 3.После обдумывания (1 мин), капитан называет игрока, кот. буд. давать ответ. 4. Если команда отвечает сразу, то 1 минута остается в запасе, и команда может взять её дополнительно в любом раунде. 5. Если команда даёт правильный ответ, то ей засчитывается одно очко. В случае неправ. ответа, в игре могут принять участие зрители. 6. Дважды за игру проводится муз. пауза (первая - по объявлению ведущего, вторая по просьбе команды). Первая игра: игра со знатоками. Сектор1 Уважаемые знатоки! Все знают, что тысяча тысяч – миллион. Но мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел. Тысяча миллионов- биллион (или, как чаще мы называем миллиард), тысяча биллионов – триллион, дальше – квадриллион, квинтиллион и т.д. Внимание вопрос! Что означ. приставки «би», «три», «квадра», «квинта»? («би»-2, «три»-3, «квадра»- 4, «квинта»-5) Сектор2 Уважаемые знатоки! Однажды в магазине мальчик купил 6 перьев, несколько тетрадей по 30 копеек и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 2руб. 30коп. -Вы ошиблись, - сказал ему мальчик, как только взглянул на чек. Как мальчик не посчитав денег, заметил ошибку. Проверка показала, что мальчик был прав. Внимание вопрос! Скажите, как мальчик догадался? (сумма д.б. кратна 3) Сектор3 Уважаемые знатоки! Перед вами – игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно: на карте вы видите изображение ромба. Внимание, вопрос! Почему на карте бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое? («ромб» происходит от греч. и «ромбос» - бубен – раньше имел форму ромба или квадрата.) Сектор 4. Блиц. Уважаемы игроки! Вам предлагается ответить на 3 вопроса (по 20 сек. на обдумывания каждого вопроса). В случае прав. ответа на все вопросы значится 1 очко. Вопрос 1. Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, путь, время, площадь, метр, секунда. Вопрос 2 . Двенадцать месяц у нас кажется «декабрь». Это слово происходит от греч. «дека»- десять. Отсюда такие слова «декалитр» - 10 л., «декада»-10 дней и т.п. Выходит, что месяц декабрь носит название «десятый»? Чем объяснить это несоответствие. Вопрос 3. Все знают, что 22 = 4, 32 = 9. А чему равен угол в квадрате? (лишнее – площадь, год-с марта, 900). Сектор 5. Уважаемые знатоки! Вам, наверно, знакома басня И. А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примером слышим». Внимание, вопрос! Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у народов? (Тьма – очень много, десять тысяч, невообразимое множество, сотня сотен). Сектор 6. Уважаемые знатоки! Как вы знаете, значение слова ука - ся в толковом словаре. Но бывает интересным указать о происхождении слов. У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, «делимое» - так называется число которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола «делить». Еще пример: «вычитаемое» - от глагола «вычитать». Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово «точка»? (От русского «ткнуть»- как бы результат мгновенного прикосновения, укола. Лобачевский впрочем, считал, что это слово происходит от глагола «точить»- результат прикосновения. Острия отточенного пера). Сектор 7. Внимание, черный ящик! То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считали верхом совершенства, а уж умение решать его с помощью задачи- признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Внимание вопрос! Что лежит в черном ящике? (Циркуль) Сектор 8. Уважаемые знатоки! В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют «игрой столетия». Если играть без системы, то дня достижения потребуются миллионы лет. Используя определенную систему, можно достичь успеха за 23 с. Эта игра – полезный спутник в дальней дороге. Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия его создателя? (кубик Рубика) Сектор 9. Супер – блиц. Уважаемые знатоки! Я хотела бы узнать, кто из вас продолжит игру в этом раунде? Я прошу оставить меня один на один с этими игроком. Вопрос 1. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? Вопрос 2. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной2 метра, длиной 2 метра? Вопрос 3. Кто в году 4 раза переодевается? (20р., нисколько, земля) Сектор 10. Уважаемые знатоки! Однажды учитель начальных классов, чтобы занять детей на продолжительное время самостоятельной работой, предложил им такое задание: вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но один мальчик, ставший потом знаменитым математиком, выполнил это задание моментально. Ему принадлежат слова: «Математика- царица математики!» Внимание вопрос! Назовите имя мальчика- будущего великого математика. Попробуйте вычислить сумму. (Карл Фридрих Гаусс, 101*50=5050) Итак, по окончании десяти раундов, счет игры…. Поздравляем команду знатоков с победой (или с окончанием игры). Вторая игра: игра с командой болельщиков. Сектор 1. Уважаемые знатоки! Числа вторгаются в каждый наш день. Мы все привыкли к этому и не придаем числам особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Внимание вопрос! Какие значения придавались числам 7, 13, 2, 3? (7 – счастливое магическое число: семь цветов радуги, семь тонов музыки; 13 – несчастливое число: чертова дюжина; 2- в основе противопоставлении: жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь; 3 – значение священного, совершенное: древние пифагорейцы считали совершенным, так как оно имеет начало, середину и конец и обозначает его в виде треугольника). Сектор 2. Уважаемые знатоки! В классе пять отличников, 20 хорошистов, 10 троечников. Отличники могут получить за ответ только «5», хорошисты – «4» или «5», троечники 3 – «3», «4», «5». В класс пришел новый учитель, он никого не знает из учеников. Внимание вопрос! Какое минимально число учеников ему необходимо вызвать к доске, чтобы наверняка была поставлена хотя бы одна пятерка? (31 человек. Меньше нельзя, так как 10+20 = 30 могут ответить не более чем на 4, если 31 человек, то хотя бы один окажется отличник и ответит на пять) Сектор 3. Уважаемые знатоки! Вы знаете таких математиков древности: Евклид, Архимед, Пифагор. Внимание вопрос! В какой последовательности они жили? Пифагор (571 лет до н.э.), Евклид (300-360 лет до н.э.), Архимед (287 лет до н.э.). | |
Просмотров: 1720 | Комментарии: 9 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|