Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Урок математики на тему: «Решение обратных составных задач»
Тема: «Решение обратных составных задач»
Цель: Закрепить умения решать обратные составные задачи.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить умения решать обратные составные задачи.
2. Развивать у учащихся устные вычислительные навыки, умение решать задачи, наблюдательность и внимание.
3. Воспитать интерес к предмету.

Оборудование: учебник «Математика 3 класс»; презентация Power Point, электронная физминутка.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика!

Правила урока:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело чётко говорим,
И тихонечко сидим.

- Ребята, вам нравится ваша школа? Всё ли вам в ней нравится? Хотели ли вы что нибудь в ней изменить?
Я предлагаю вам построить свою школу, и строить её мы будем на протяжении всего сегодняшнего урока. Итак, приступим! Чтобы заложить фундамент нашей школы, нам необходимо решить устный счет.

2. Устный счет.
Задачи в стихах.


• Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей? (7)

• За тетради Михаил три копейки заплатил,
А за новенький пенал шесть копеечек отдал.
Сколько дети заплатил за покупку Михаил?(9)

• Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.(7)

• Два снегиря и шесть синиц
Ребята, сколько всего птиц?(8)


• Цапля по воде шагала
Лягушат себе искала
Двое спрятались в траве,
Шестеро под кочкой
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно.(8)

• К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок?(4)

• Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все - Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Вы сосчитайте и скажите?(5)


- Молодцы, ребята! Вот мы и заложили прочный фундамент нашей школы. Что мы будем возводить следующим? (стены и крышу). Для этого выполним задание.

Стр.92,№1.
Продолжи ряд, подбирая пару каждому числу.


5 10

15 20

25 30

35 40

45 50

+ 5


36 32

28 24

20 16

12 8

4 0

- 4


47 53

34 40

88 94

26 32

58 64

+ 6

- Ребята, мы уже заложили фундамент нашей школы, возвели стены и крышу. Но не кажется ли вам что нашей школе чего-то не хватает? (надо покрасить!) А для этого нам надо решить задачу. Но сначала запишите, пожалуйста, сегодняшнее число, «Классная работа».

3. Решение задач.

Стр.93,№4. Реши задачу. Составь к ней и реши обратную задачу.
Для ремонта школы купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски. Сколько всего килограммов краски купили?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (составная)
- о чем говорится в данной задаче? (о краске)
- что известно по условию задачи? (купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски)
- что требуется найти? (сколько всего купили краски)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (нет)
- почему? Что нам необходимо еще знать? (сколько кг краски в 2-х банках)
- как узнаем? (2*3)
- сколько получится? (6 кг)
- а теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (6+15)
- сколько получится? (21 кг)

Краткая запись
Г.к.- 2 б. по 3 кг
Б.к.- 15 кг
2*3 = 6 (кг)
6 + 15 = 21 (кг)
Ответ: 21 кг краски купили.

- Вот, ребята, мы с вами и покрасили нашу школу. Какой же красивой она стала! Но мы пока не можем начать в ней учиться. Ребята, как вы думаете, что должно быть в школе, без чего мы не можем проводить уроки? (без мебели, спец.оснащения).
- Сейчас я предлагаю разрешить этот недочет, и завести парты и все необходимое в каждый кабинет нашей школы, и для этого нам нужно решить задачи.

Стр.92, №3(а). – Реши задачу и составь к ней обратные задачи.
А) В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Сколько в классе парт?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая)
- о чем говорится в данной задаче? (о партах)
- что известно по условию задачи? (в классе 3 ряда по 5 парт)
- что требуется найти? (сколько всего парт)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (3*5)
- сколько получится? (15)

Краткая запись
3 р. по 5 п.
Всего - ? п.
3*5 = 15 (п)
Ответ: 15 парт в классе.

Обратная задача:
В классе 15 парт. Известно, что парты в классе стоят в 3 ряда. Сколько парт в каждом ряду?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая)
- о чем говорится в данной задаче? (о партах)
- что известно по условию задачи? (в классе 15 парт, которые стоят в 3 ряда)
- что требуется найти? (сколько парт в каждом ряду)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (15:3)
- сколько получится? (5)

Краткая запись
Всего - 15 п.
3 р. по ? п.
15:3 = 5 (п)
Ответ: 5 парт в каждом ряду.

Б) Рассмотри краткую запись и реши задачу. Сравни её с задачей А.
В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Принесли еще 4 парты. Сколько парт стало?

Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ?

Анализ задачи:
1. Какая это задача? (составная)
2. Что известно по условиям задачи? (в 3 рядах стоит по 5 парт, принесли ещё 4 парты)
3. Что требуется узнать? (сколько стало парт после того, как принесли ещё 4 парты)
4. Можем ли мы сразу это узнать? (нет)
5. Почему? Что нам для этого нужно знать? (сколько было парт до того, как принесли ещё 4 парты)
6. Как это можно узнать? (3*5)
7. Сколько получится? (15 п.)
8. А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да)
9. Что нам для этого нужно сделать? (15+4)
10. И сколько получится? (19 п.)

Краткая запись
Было - 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ? п.
3*5 = 15 (п)
15+4=19 (п)
Ответ: 19 парт стало в классе.

В) Рассмотри краткие записи и составь по ним задачи, обратные задаче Б. (устно)


Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ?

Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – ? п.
Стало – 19п.

Было – 3 р. по ? п.
Принесли – 4 п.
Стало – 19 п.

Было – ? р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало – 19 п.

- Вот ребята у нас все и готово к началу занятий. Но скажите, с каким настроением должны быть ученики в нашей школе? (веселые, бодрые). А давайте для этого проведем физминутку!

4. Физминутка (электронная).

5. Решение задач (продолжение).
- Ну, вот ребята, мы и подзарядились хорошим настроением, мы бодры и готовы к занятиям! Но так, как мы задумали создать необычную школу, может, пригласим к нам на учебу героев из наших любимых сказок? Но каждый из героев обозначил себя за определенную букву и спрятался в уравнении. Давайте решим эти уравнения и посмотрим кто же еще будет учиться в нашей школе.

Стр.94,№7. Реши уравнения.

1) 789 – х = 27: 3 - какое преобразование можно сделать?
789 – х = 9 - какое действие в уравнении? (вычитание)
- назовите компоненты вычитания.
- какой из компонентов неизвестен? (вычитаемое) - как его найдем? (от уменьш.вычтем значение разности)
х = 789 – 9 - чему равен х?
х = 780
789-780 = 27:3
9 = 9

- За буквой «а» у нас спрятался Незнайка. Ребята, возьмем его в школу?

2) у*2 = 91 – 83 - какое преобразование можно сделать?
у*2 = 8 - какое действие в уравнении? (умножение)
- назовите компоненты умножения.
- какой из компонентов неизвестен? (множитель)
- как его найдем? (разделим произведение на известный множитель)
у = 8:2 - чему равен х?
у = 4
4*2 = 91 – 83
8 = 8

- Ребята, за буквой «у» у нас спрятался Винни-Пух. Возьмем его в нашу школу?

3) а – 36 = 9 * 2 - какое преобразование можно сделать?
а – 36 = 18 - какое действие в уравнении? (вычитание)
- назовите компоненты вычитания.
- какой из компонентов неизвестен? (уменьшаемое) - как его найдем? (к значению разности прибавим вычитаемое)
а = 18+36 - чему равен х?
а = 54
54 – 36 = 9*2
18 = 18

- И за нашей последней буковкой спрятался Знайка. Возьмем его к нам учиться?

6. Игра «Математическая грамматика»
46 +29 75 72 -29 43
+30 -1 -30 +1
76 42

7. Итог.
- Итак, ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке математики?
- Что решали?
- Что повторили?

8. Рефлексия.

- Ребята, вы довольны своей работой? Давайте покажем это мимикой и жестами: улыбнитесь и потрите ладошки. (показ) Молодцы!

9. Домашнее задание.
Стр.94, №6
Категория: Математика | Добавил: Ирина3832 (2015-12-17)
Просмотров: 1509 | Теги: урок, математика | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru