Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Тема: «Решение обратных составных задач» Цель: Закрепить умения решать обратные составные задачи. Задачи урока: 1. Повторить и закрепить умения решать обратные составные задачи. 2. Развивать у учащихся устные вычислительные навыки, умение решать задачи, наблюдательность и внимание. 3. Воспитать интерес к предмету. Оборудование: учебник «Математика 3 класс»; презентация Power Point, электронная физминутка. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Математика! Правила урока: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре. Смело чётко говорим, И тихонечко сидим. - Ребята, вам нравится ваша школа? Всё ли вам в ней нравится? Хотели ли вы что нибудь в ней изменить? Я предлагаю вам построить свою школу, и строить её мы будем на протяжении всего сегодняшнего урока. Итак, приступим! Чтобы заложить фундамент нашей школы, нам необходимо решить устный счет. 2. Устный счет. Задачи в стихах. • Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей? (7) • За тетради Михаил три копейки заплатил, А за новенький пенал шесть копеечек отдал. Сколько дети заплатил за покупку Михаил?(9) • Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки.(7) • Два снегиря и шесть синиц Ребята, сколько всего птиц?(8) • Цапля по воде шагала Лягушат себе искала Двое спрятались в траве, Шестеро под кочкой Сколько лягушат всего? Только быстро, точно.(8) • К серой цапле на урок Прилетело семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок Прилетели на урок?(4) • Взял девять вишенок Сергей И угостил своих друзей. Четыре вишни дал он Вите, А остальные все - Никите. Сколько вишен дал Никите? Вы сосчитайте и скажите?(5) - Молодцы, ребята! Вот мы и заложили прочный фундамент нашей школы. Что мы будем возводить следующим? (стены и крышу). Для этого выполним задание. Стр.92,№1. Продолжи ряд, подбирая пару каждому числу. 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 + 5 36 32 28 24 20 16 12 8 4 0 - 4 47 53 34 40 88 94 26 32 58 64 + 6 - Ребята, мы уже заложили фундамент нашей школы, возвели стены и крышу. Но не кажется ли вам что нашей школе чего-то не хватает? (надо покрасить!) А для этого нам надо решить задачу. Но сначала запишите, пожалуйста, сегодняшнее число, «Классная работа». 3. Решение задач. Стр.93,№4. Реши задачу. Составь к ней и реши обратную задачу. Для ремонта школы купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски. Сколько всего килограммов краски купили? - ребята, кто мне скажет какая это задача? (составная) - о чем говорится в данной задаче? (о краске) - что известно по условию задачи? (купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски) - что требуется найти? (сколько всего купили краски) - можем ли мы ответить на вопрос задачи? (нет) - почему? Что нам необходимо еще знать? (сколько кг краски в 2-х банках) - как узнаем? (2*3) - сколько получится? (6 кг) - а теперь можем ответить на вопрос задачи? (да) - что нужно сделать для этого? (6+15) - сколько получится? (21 кг) Краткая запись Г.к.- 2 б. по 3 кг Б.к.- 15 кг 2*3 = 6 (кг) 6 + 15 = 21 (кг) Ответ: 21 кг краски купили. - Вот, ребята, мы с вами и покрасили нашу школу. Какой же красивой она стала! Но мы пока не можем начать в ней учиться. Ребята, как вы думаете, что должно быть в школе, без чего мы не можем проводить уроки? (без мебели, спец.оснащения). - Сейчас я предлагаю разрешить этот недочет, и завести парты и все необходимое в каждый кабинет нашей школы, и для этого нам нужно решить задачи. Стр.92, №3(а). – Реши задачу и составь к ней обратные задачи. А) В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Сколько в классе парт? - ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая) - о чем говорится в данной задаче? (о партах) - что известно по условию задачи? (в классе 3 ряда по 5 парт) - что требуется найти? (сколько всего парт) - можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да) - что нужно сделать для этого? (3*5) - сколько получится? (15) Краткая запись 3 р. по 5 п. Всего - ? п. 3*5 = 15 (п) Ответ: 15 парт в классе. Обратная задача: В классе 15 парт. Известно, что парты в классе стоят в 3 ряда. Сколько парт в каждом ряду? - ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая) - о чем говорится в данной задаче? (о партах) - что известно по условию задачи? (в классе 15 парт, которые стоят в 3 ряда) - что требуется найти? (сколько парт в каждом ряду) - можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да) - что нужно сделать для этого? (15:3) - сколько получится? (5) Краткая запись Всего - 15 п. 3 р. по ? п. 15:3 = 5 (п) Ответ: 5 парт в каждом ряду. Б) Рассмотри краткую запись и реши задачу. Сравни её с задачей А. В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Принесли еще 4 парты. Сколько парт стало? Было – 3 р. по 5 п. Принесли – 4 п. Стало - ? Анализ задачи: 1. Какая это задача? (составная) 2. Что известно по условиям задачи? (в 3 рядах стоит по 5 парт, принесли ещё 4 парты) 3. Что требуется узнать? (сколько стало парт после того, как принесли ещё 4 парты) 4. Можем ли мы сразу это узнать? (нет) 5. Почему? Что нам для этого нужно знать? (сколько было парт до того, как принесли ещё 4 парты) 6. Как это можно узнать? (3*5) 7. Сколько получится? (15 п.) 8. А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да) 9. Что нам для этого нужно сделать? (15+4) 10. И сколько получится? (19 п.) Краткая запись Было - 3 р. по 5 п. Принесли – 4 п. Стало - ? п. 3*5 = 15 (п) 15+4=19 (п) Ответ: 19 парт стало в классе. В) Рассмотри краткие записи и составь по ним задачи, обратные задаче Б. (устно) Было – 3 р. по 5 п. Принесли – 4 п. Стало - ? Было – 3 р. по 5 п. Принесли – ? п. Стало – 19п. Было – 3 р. по ? п. Принесли – 4 п. Стало – 19 п. Было – ? р. по 5 п. Принесли – 4 п. Стало – 19 п. - Вот ребята у нас все и готово к началу занятий. Но скажите, с каким настроением должны быть ученики в нашей школе? (веселые, бодрые). А давайте для этого проведем физминутку! 4. Физминутка (электронная). 5. Решение задач (продолжение). - Ну, вот ребята, мы и подзарядились хорошим настроением, мы бодры и готовы к занятиям! Но так, как мы задумали создать необычную школу, может, пригласим к нам на учебу героев из наших любимых сказок? Но каждый из героев обозначил себя за определенную букву и спрятался в уравнении. Давайте решим эти уравнения и посмотрим кто же еще будет учиться в нашей школе. Стр.94,№7. Реши уравнения. 1) 789 – х = 27: 3 - какое преобразование можно сделать? 789 – х = 9 - какое действие в уравнении? (вычитание) - назовите компоненты вычитания. - какой из компонентов неизвестен? (вычитаемое) - как его найдем? (от уменьш.вычтем значение разности) х = 789 – 9 - чему равен х? х = 780 789-780 = 27:3 9 = 9 - За буквой «а» у нас спрятался Незнайка. Ребята, возьмем его в школу? 2) у*2 = 91 – 83 - какое преобразование можно сделать? у*2 = 8 - какое действие в уравнении? (умножение) - назовите компоненты умножения. - какой из компонентов неизвестен? (множитель) - как его найдем? (разделим произведение на известный множитель) у = 8:2 - чему равен х? у = 4 4*2 = 91 – 83 8 = 8 - Ребята, за буквой «у» у нас спрятался Винни-Пух. Возьмем его в нашу школу? 3) а – 36 = 9 * 2 - какое преобразование можно сделать? а – 36 = 18 - какое действие в уравнении? (вычитание) - назовите компоненты вычитания. - какой из компонентов неизвестен? (уменьшаемое) - как его найдем? (к значению разности прибавим вычитаемое) а = 18+36 - чему равен х? а = 54 54 – 36 = 9*2 18 = 18 - И за нашей последней буковкой спрятался Знайка. Возьмем его к нам учиться? 6. Игра «Математическая грамматика» 46 +29 75 72 -29 43 +30 -1 -30 +1 76 42 7. Итог. - Итак, ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке математики? - Что решали? - Что повторили? 8. Рефлексия. - Ребята, вы довольны своей работой? Давайте покажем это мимикой и жестами: улыбнитесь и потрите ладошки. (показ) Молодцы! 9. Домашнее задание. Стр.94, №6 | |
Просмотров: 1509 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|