Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Использование различных форм и методов контроля на уроках математики
Попова Л.К., Максимова Г.М. СОПШ № 63

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Одним из существенных моментов в процессе обучения, является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всего класса в целом, так и отдельных учащихся.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Хорошо поставленный контроль создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики, а также позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
• индивидуальный характер контроля;
• систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
• всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
• объективность;
• дифференцированный подход;
На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятии для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того, чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применения их на практике, а также, соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Выявление качества знаний, умений и навыков необходимо для решения вопроса о способах усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке. Функции проверки в этом случае заключается в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, своевременно выявить пробелы в их знаниях и принять решение о способах и средствах ликвидации этих пробелов. Кроме того можно выявить общую тенденцию в усвоении учебного материала того или иного класса, установить эффективность использованной методики, необходимости и пути ее усовершенствования. Проверка знаний должна проводиться систематически.
Все это направлено на то, чтобы уроках активизировать личность ученика, приложить все усилия к тому, чтобы работа была творческой, чтобы ребятам было интересно на уроке, чтобы как можно больше полезного они вынесли с каждого урока, чтобы каждый урок был, творческим процессом, процессом содружества ученика и учителя.

Начиная с 2008-2009 учебного года в 5 классе, при изучении каждой темы, наряду с традиционными (контрольные, самостоятельные, математические диктанты), использовались разнообразные виды и формы контроля. Это и различные викторины, и тренинги- зачеты, а также семинары, конференции, презентации, творческие и проектные работы. Учащиеся более ответственно готовились к уроку, выясняли непонятные вопросы на консультациях и у учащихся – экспертов, старались показать свои знания при любой форме опроса, не боялись высказывать свою точку зрения. Определение уровня развития познавательных способностей на входе в эксперимент и на выходе проводилось по таксономии Б. Блума.

файл Диаграмма 1

Примечание: Значком «+» отмечается выполнение заданий соответствующего уровня на входе (1), и на выходе (2):
I уровень- «знание» и «понимание», II уровень-«применение» и «анализ», III уровень- «синтез» и «оценка знаний».

файл Диаграмма 2

Сравнительная диаграмма:

файл Диаграмма

Положительные результаты очевидны: на каждом этапе познавательной деятельности виден прирост от 3% до 8%. Самый большой прирост пришелся на
этап «применение». По Б.Блуму- это умение учащихся использовать понятия и принципы в новых ситуациях, демонстрировать правильное применение метода или алгоритма. Даже на самом сложном, последнем этапе «оценка знаний», где нужно уметь оценивать значение того или иного материала, его логику в виде письменного текста, проводить мини исследования, наблюдается прирост в 3%.
Повысилась и мотивация: на входе- 56%, на выходе-72%.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
.

Литература
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
2. Бабанского Ю.К Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов – М: Просвещение, 1988.
3. Баймуханов Б. Б. «Тематический контроль и учет знаний» Математика в школе, 1989 №5.
6. Ильина Т. А. «Педагогика» курс лекций: учебное пособие для студентов пед. институтов.– М: Просвещение, 1984.
7. Колобова Е. В. «Внедрение зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся»
Математика в школе , 1991 №3.
8. Потапова Н. «Формы и методы контроля знаний по математике как средство повышения качества знаний учащихся» Республиканский научно – методический журнал «Математика» 2008 №2.
9. Скобелев Г. Н. «Контроль на уроках математики» – Минск: Народная асвета, 1986.

Категория: Математика | Добавил: istianidi_larisa (2010-05-21)
Просмотров: 9304 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru