Попова Л.К., Максимова Г.М. СОПШ № 63 За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Одним из существенных моментов в процессе обучения, является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всего класса в целом, так и отдельных учащихся. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Хорошо поставленный контроль создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики, а также позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий: • индивидуальный характер контроля; • систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения; • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; • всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; • объективность; • дифференцированный подход; На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятии для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала. В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того, чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применения их на практике, а также, соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Выявление качества знаний, умений и навыков необходимо для решения вопроса о способах усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке. Функции проверки в этом случае заключается в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, своевременно выявить пробелы в их знаниях и принять решение о способах и средствах ликвидации этих пробелов. Кроме того можно выявить общую тенденцию в усвоении учебного материала того или иного класса, установить эффективность использованной методики, необходимости и пути ее усовершенствования. Проверка знаний должна проводиться систематически. Все это направлено на то, чтобы уроках активизировать личность ученика, приложить все усилия к тому, чтобы работа была творческой, чтобы ребятам было интересно на уроке, чтобы как можно больше полезного они вынесли с каждого урока, чтобы каждый урок был, творческим процессом, процессом содружества ученика и учителя. Начиная с 2008-2009 учебного года в 5 классе, при изучении каждой темы, наряду с традиционными (контрольные, самостоятельные, математические диктанты), использовались разнообразные виды и формы контроля. Это и различные викторины, и тренинги- зачеты, а также семинары, конференции, презентации, творческие и проектные работы. Учащиеся более ответственно готовились к уроку, выясняли непонятные вопросы на консультациях и у учащихся – экспертов, старались показать свои знания при любой форме опроса, не боялись высказывать свою точку зрения. Определение уровня развития познавательных способностей на входе в эксперимент и на выходе проводилось по таксономии Б. Блума. файл Диаграмма 1 Примечание: Значком «+» отмечается выполнение заданий соответствующего уровня на входе (1), и на выходе (2): I уровень- «знание» и «понимание», II уровень-«применение» и «анализ», III уровень- «синтез» и «оценка знаний». файл Диаграмма 2 Сравнительная диаграмма: файл Диаграмма Положительные результаты очевидны: на каждом этапе познавательной деятельности виден прирост от 3% до 8%. Самый большой прирост пришелся на этап «применение». По Б.Блуму- это умение учащихся использовать понятия и принципы в новых ситуациях, демонстрировать правильное применение метода или алгоритма. Даже на самом сложном, последнем этапе «оценка знаний», где нужно уметь оценивать значение того или иного материала, его логику в виде письменного текста, проводить мини исследования, наблюдается прирост в 3%. Повысилась и мотивация: на входе- 56%, на выходе-72%. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. . Литература 1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980. 2. Бабанского Ю.К Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов – М: Просвещение, 1988. 3. Баймуханов Б. Б. «Тематический контроль и учет знаний» Математика в школе, 1989 №5. 6. Ильина Т. А. «Педагогика» курс лекций: учебное пособие для студентов пед. институтов.– М: Просвещение, 1984. 7. Колобова Е. В. «Внедрение зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся» Математика в школе , 1991 №3. 8. Потапова Н. «Формы и методы контроля знаний по математике как средство повышения качества знаний учащихся» Республиканский научно – методический журнал «Математика» 2008 №2. 9. Скобелев Г. Н. «Контроль на уроках математики» – Минск: Народная асвета, 1986.
|