Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Использование исторического материала в обучении математике. Рыгина И.В. –учитель математики КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского» Для формирования у учащихся правильных представлений о математике, как науке очень важно использование элеменов историзма. Этот подход способствует развитию кругозора учащихся,правильному пониманию возникновения математических открытий. Это позволяет учащимся понять историю развития математики, её современного состояния и проблемах. Все это отрицательно сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету,на мотивации учебной деятельности учащихся. В современных условиях крайне необходимо широкое использование элементов историзма в обучении математике в школе. При использовании исторического материала на уроках математики необходимо учитывать то,что математика не является абстрактной наукой, а возникла из практических нужд человека и формировалась в результате практической и умственной деятельности человечества в течение многих веков. Учащиеся должны знать о том,что математические понятия изменяютсяи развиваются на основе внутренних противоречий, на основе практики. Необходимо познакомить с основными этапами в развитии математики, именами ученых, познакомить с трудами великих ученых на разных этапах. На уроках математики следует показывать связь математики с другими предметами и производством. Показывать связь науки и жизни, показывать, как математические достижения применяются в науке и технике. С другой стороны следует показывать влияние других предметов на развитие математики, как науки. В результате чего возникли новые задачи и методы их решения,которые обогатили саму математику. Изучение истории математики способствует знакомству с логикой её развития. Знание исории возникновения математических открытий помогает пнять математические понятия, теоремы, способы решения различных задач. Например,при изучении темы «Дроби» учащимся даются три вида дробей: обыкновенная,десятичная и процентная. Почему изучаются эти три вида дробей? Почему не изучается только одна из них? Существуют ли другие формы записей дробей,почему они не изучаются в школе? На все эти вопросы дает ответ история математики. И этот ответ нужно дать учащимся при изучении соответствующего раздела. Использование историзма в обучении математике позволяет создавать проблемные ситуации. Обычно создание проблемных ситуаций достигается путем постановки перед учащимися каких-то задач. Однако в ряде случаев более целесообразно использовать отдельные факты истории математики для постановки перед учащимися проблем, действительно возникших в математике, а затем рассказать, как эти проблемы решались. Историзм следует применять для воспитания у учащихся чувств патриотизма, национальной гордостиза достижения отечественной математики, связи ученых математиков нашей страны с другими странами. Включение элементов историзма в курс математики должно осуществляться в органической связи с содержанием изучаемого материала. Таким образом, широкое использование историзма позволяет достичь всех учебно-воспитательных целей обучения математике. Приложение 1 1. Древнеегипетская задача. Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество. 2. Древнеиндийская задача. Есть кадамба цветок. На один лепесток пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла вся в цвету сименгда, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, трижды их ты сложи, На кутай этих пчел посади. Лишь одна не нашла себе места нигде, Все летала то взад,то вперед И везде ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне,подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось? 3. О жизни Диофанта. Путник! Здесь погребен прах Диофанта, И числа повведать могут,о чудо,сколь долг был век его жизни. Часть шестую его представляло счастливое детство. Двенадцатая часть протекла ещё жизни- Пухом покрылся тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетье. Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой Дал на земле по сравнению с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, Переживши года четыре с тех пор , как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть воспринял Диофант? Источник: http://Методика преподавания математики-А.Я. Блох, "Просвещение", 1983г | |
Просмотров: 779 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|