Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Использование исторического материала в обучении математике
Использование исторического материала в обучении математике.
Рыгина И.В. –учитель математики КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Для формирования у учащихся правильных представлений о математике, как науке очень важно использование элеменов историзма. Этот подход способствует развитию кругозора учащихся,правильному пониманию возникновения математических открытий. Это позволяет учащимся понять историю развития математики, её современного состояния и проблемах. Все это отрицательно сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету,на мотивации учебной деятельности учащихся.
В современных условиях крайне необходимо широкое использование элементов историзма в обучении математике в школе. При использовании исторического материала на уроках математики необходимо учитывать то,что математика не является абстрактной наукой, а возникла из практических нужд человека и формировалась в результате практической и умственной деятельности человечества в течение многих веков. Учащиеся должны знать о том,что математические понятия изменяютсяи развиваются на основе внутренних противоречий, на основе практики. Необходимо познакомить с основными этапами в развитии математики, именами ученых, познакомить с трудами великих ученых на разных этапах. На уроках математики следует показывать связь математики с другими предметами и производством. Показывать связь науки и жизни, показывать, как математические достижения применяются в науке и технике. С другой стороны следует показывать влияние других предметов на развитие математики, как науки. В результате чего возникли новые задачи и методы их решения,которые обогатили саму математику.
Изучение истории математики способствует знакомству с логикой её развития. Знание исории возникновения математических открытий помогает пнять математические понятия, теоремы, способы решения различных задач. Например,при изучении темы «Дроби» учащимся даются три вида дробей: обыкновенная,десятичная и процентная. Почему изучаются эти три вида дробей? Почему не изучается только одна из них? Существуют ли другие формы записей дробей,почему они не изучаются в школе? На все эти вопросы дает ответ история математики. И этот ответ нужно дать учащимся при изучении соответствующего раздела.
Использование историзма в обучении математике позволяет создавать проблемные ситуации. Обычно создание проблемных ситуаций достигается путем постановки перед учащимися каких-то задач. Однако в ряде случаев более целесообразно использовать отдельные факты истории математики для постановки перед учащимися проблем, действительно возникших в математике, а затем рассказать, как эти проблемы решались.
Историзм следует применять для воспитания у учащихся чувств патриотизма, национальной гордостиза достижения отечественной математики, связи ученых математиков нашей страны с другими странами.
Включение элементов историзма в курс математики должно осуществляться в органической связи с содержанием изучаемого материала.
Таким образом, широкое использование историзма позволяет достичь всех учебно-воспитательных целей обучения математике.
Приложение 1
1. Древнеегипетская задача.
Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество.

2. Древнеиндийская задача.
Есть кадамба цветок.
На один лепесток пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди, трижды их ты сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад,то вперед
И везде ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне,подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?

3. О жизни Диофанта.
Путник! Здесь погребен прах Диофанта,
И числа повведать могут,о чудо,сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла ещё жизни-
Пухом покрылся тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравнению с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор , как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?

Источник: http://Методика преподавания математики-А.Я. Блох, "Просвещение", 1983г
Категория: Математика | Добавил: riginairina (2016-01-08)
Просмотров: 779 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru