Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили отпечаток на развитие личности ребенка. Школа — часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования. ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями: • возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления; • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.; • возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией; • возможность организации электронных конференций, в том числе, в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций; • возможность диалога с любым партнером. • возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке: • повышение уровня профессиональной культуры; • снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования; • развитие плодотворного сотрудничества с учащимися; • возможность использования чужого опыта и методических разработок; • повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением: 1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. 2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Я работаю учителем информатики и математики. Знания информатики позволяют применять ИКТ при изучении математики. С учащимися 9 классов мы подготовили электронный учебник «Решение уравнений», где рассматривались уравнения начиная с самых простых, нахождение не известного слагаемого , уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя, решение линейных уравнений, рациональных уравнений, квадратных уравнений. Ученики самостоятельно приводили примеры, их решения и примеры для закрепления. Все эти примеры они вводили в компьютер, я проверяла правильность их выполнения, затем ученики придумывали тему электронного учебника, скачивали фон с интернета и приступали совместно с учителем к проекту электронного учебника. Ученики охотно работали в группе, была презентация самых лучших работ на районном семинаре, где мы получили высокую оценку. Использую готовые электронные учебники по алгебре и по геометрии, где даются все формулы по каждой теме, где в доступной форме раскрываются темы уроков. По геометрии даются объемные фигуры тел вращения, многогранников в 11 классе. Скачиваю видеоуроки, где, очень наглядно и просто излагается весь необходимый материал. Сама готовлю презентации к уроку с готовыми формулами, таблицами, свойствами. Учащиеся, у которых подключен интернет, готовят рефераты о жизни и достижениях великих математиков, делают презентации о важных событиях в жизни ученых. Больше всего ученикам нравится работать с интерактивной доской. Особенно при изучении в 8 классе квадратичной функции. При изменении значения а: а>0; a<0, можно менять расположение ветвей параболы – вверх, вниз, если функция задана уравнением у= х²+ n, то меняется расположение графика по оси ординат – вверх, вниз, при изменении n. Если функция задана уравнением у= (х+m)², то график функции меняет свое расположение по оси абсцисс- влево, вправо, при изменении m. Если функция задана уравнением у= a(x-m)²+n, то по значению m и n находим вершину параболы, а по значению а, определяем, куда направлены ветви параболы и происходит ли сжатие графика. Ученики сами придумывают уравнения функции, задают одноклассникам, сами строят графики. Также использую доску(интерактивную) при изучении координатной прямой и координатной плоскости. Не нужно каждый раз стирать и чертить прямую и плоскость. При использовании доски мы много успеваем построить графиков, точек, прямых и это очень наглядно и аккуратно. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки. Таким образом: очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке 1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске, не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя. Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. Использую обучающие программы «Живая геометрия», она дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап решения задачи, на которой сделана ошибка, и исправить ее. Презентация помогает нам предоставить учебный материал более наглядно. Вспомните, раньше, когда мы сами еще учились, учителя приносили в класс огромные плакаты для того, чтобы визуализировать объяснение, или рисовали на ватмане. Сегодня мы можем все это подготовить в виде презентации и показывать на уроке сколько угодно, причем можем рисовать и черкать на слайдах прямо при объяснении. Благодаря электронной почте мы можем легко и быстро передать сообщение ученику, который находится в любом месте. Очень помогают тренажеры при обучении математик. Использую сайт «Якласс» там по каждой теме есть необходимые тренажеры для закрепления. При контроле знаний использую специальную компьютерную программу MYTESTX , где можно всегда быстро и объективно оценить знания учащихся по изученной теме. Проводила интерактивные олимпиады по математике: учащиеся 6 «В» класса заняли призовые места- Сердюк Оля, Отто Елена, Ирицян Роксана. Помогают при изучении математики решение ребусов, олимпиадных задач, математический юмор, скачиваемых с интернета. Все это помогает учащимся усвоить предмет. Применяя информационные технологии, мне удалось: • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.) • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений. • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету. «За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения. Используемая литература: Материалы сайтов: www.videouroki.net physics.herzen.spb.ru festival@1september.ru http://www.tsput.ru/ www.uchportal.ru http://nsportal.ru/ fefelova.ucoz.ru fizmat.by/math yaklass.ru | |
Просмотров: 882 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|