Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили отпечаток на развитие личности ребенка. Школа — часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
• возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
• хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
• возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
• возможность организации электронных конференций, в том числе, в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
• возможность диалога с любым партнером.
• возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:
• повышение уровня профессиональной культуры;
• снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
• развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
• возможность использования чужого опыта и методических разработок;
• повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Я работаю учителем информатики и математики. Знания информатики позволяют применять ИКТ при изучении математики. С учащимися 9 классов мы подготовили электронный учебник «Решение уравнений», где рассматривались уравнения начиная с самых простых, нахождение не известного слагаемого , уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя, решение линейных уравнений, рациональных уравнений, квадратных уравнений. Ученики самостоятельно приводили примеры, их решения и примеры для закрепления. Все эти примеры они вводили в компьютер, я проверяла правильность их выполнения, затем ученики придумывали тему электронного учебника, скачивали фон с интернета и приступали совместно с учителем к проекту электронного учебника. Ученики охотно работали в группе, была презентация самых лучших работ на районном семинаре, где мы получили высокую оценку.
Использую готовые электронные учебники по алгебре и по геометрии, где даются все формулы по каждой теме, где в доступной форме раскрываются темы уроков. По геометрии даются объемные фигуры тел вращения, многогранников в 11 классе. Скачиваю видеоуроки, где, очень наглядно и просто излагается весь необходимый материал. Сама готовлю презентации к уроку с готовыми формулами, таблицами, свойствами. Учащиеся, у которых подключен интернет, готовят рефераты о жизни и достижениях великих математиков, делают презентации о важных событиях в жизни ученых.
Больше всего ученикам нравится работать с интерактивной доской. Особенно при изучении в 8 классе квадратичной функции. При изменении значения а: а>0; a<0, можно менять расположение ветвей параболы – вверх, вниз, если функция задана уравнением у= х²+ n, то меняется расположение графика по оси ординат – вверх, вниз, при изменении n. Если функция задана уравнением у= (х+m)², то график функции меняет свое расположение по оси абсцисс- влево, вправо, при изменении m. Если функция задана уравнением у= a(x-m)²+n, то по значению m и n находим вершину параболы, а по значению а, определяем, куда направлены ветви параболы и происходит ли сжатие графика. Ученики сами придумывают уравнения функции, задают одноклассникам, сами строят графики. Также использую доску(интерактивную) при изучении координатной прямой и координатной плоскости. Не нужно каждый раз стирать и чертить прямую и плоскость. При использовании доски мы много успеваем построить графиков, точек, прямых и это очень наглядно и аккуратно.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом: очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске, не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Использую обучающие программы «Живая геометрия», она дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап решения задачи, на которой сделана ошибка, и исправить ее.
Презентация помогает нам предоставить учебный материал более наглядно. Вспомните, раньше, когда мы сами еще учились, учителя приносили в класс огромные плакаты для того, чтобы визуализировать объяснение, или рисовали на ватмане. Сегодня мы можем все это подготовить в виде презентации и показывать на уроке сколько угодно, причем можем рисовать и черкать на слайдах прямо при объяснении.
Благодаря электронной почте мы можем легко и быстро передать сообщение ученику, который находится в любом месте.
Очень помогают тренажеры при обучении математик. Использую сайт
«Якласс» там по каждой теме есть необходимые тренажеры для закрепления.
При контроле знаний использую специальную компьютерную программу MYTESTX , где можно всегда быстро и объективно оценить знания учащихся по изученной теме.
Проводила интерактивные олимпиады по математике: учащиеся 6 «В» класса заняли призовые места- Сердюк Оля, Отто Елена, Ирицян Роксана.
Помогают при изучении математики решение ребусов, олимпиадных задач, математический юмор, скачиваемых с интернета. Все это помогает учащимся усвоить предмет.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
• Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
• Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
• Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
• Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
• Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
«За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Используемая литература:
Материалы сайтов:
www.videouroki.net
physics.herzen.spb.ru
festival@1september.ru
http://www.tsput.ru/
www.uchportal.ru
http://nsportal.ru/
fefelova.ucoz.ru
fizmat.by/math yaklass.ru
Категория: Математика | Добавил: Glaz1961 (2016-01-09) E
Просмотров: 882 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru